Представление о сверстнике у детей старшего дошкольного возраста с различным социометрическим статусом
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная
Аннотация
Актуальность. Проблема взаимоотношений детей дошкольного возраста является одной из важнейших в педагогике и психологии. Характер отношения между детьми в этом возрасте имеет значительное влияние на процесс развития и социализации. Понимание различий представлений о сверстнике у детей старшего дошкольного возраста с различным социометрическим статусом раскрывает особенности их взаимодействия.
Цель. Выявление особенностей представления о сверстнике у детей старшего дошкольного возраста с различным социометрическим статусом.
Выборка. В исследовании приняли участие 140 дошкольников в возрасте 6–7 лет, из них 69 девочек и 71 мальчик, посещающих государственные дошкольные образовательные учреждения не менее двух лет. На проведение психологического исследования было получено согласие от всех родителей/законных представителей дошкольников.
Методы. Были применены следующие методики: «Два домика» Т.Д. Марцинковской; «Рассказ о друге» Е.О. Смирновой, В.М. Холмогоровой; «Неоконченные ситуации» А.М. Щетининой, Л.В. Кирс; методика Р. Жиля «Фильм-тест». Значимые различия оценивались с помощью U-критерия Манна-Уитни.
Результаты. Получены данные о различиях в представлениях о сверстнике у детей старшего дошкольного возраста с различным социометрическим статусом. Так, у дошкольников с высоким и средним социометрическим статусом представление о сверстнике позитивное, они считают, что ровесник открыт и безопасен для общения. Дети с низким социометрическим статусом представляют сверстников более негативно, настороженно относятся к ним, менее склонны к установлению близких отношений с другими детьми и могут испытывать коммуникативные трудности.
Выводы. Существует взаимосвязь между социометрическим статусом в группе сверстников и представлением о сверстнике у детей старшего дошкольного возраста. Полученные результаты подчеркивают важность социометрического статуса и необходимость учета положения дошкольника в группе при выстраивании индивидуальной работы.
Литература
Бутенко, В.Н. (2007). Особенности межличностных отношений в разновозрастных группах дошкольников: Автореф. дисс. канд. психол. наук. Москва: ПИ РАО.
Бучилова, И. А., Комкова, И. Н., Самылова, В. Н. (2014). Изучение межличностных отношений со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста с использованием метода социометрии. Концепт, (7), 96–100.
Веракса, Н.Е., Веракса, А.Н. (2008). «Игра в секрет»: методика исследования межличностных отношений детей дошкольного возраста. Современное дошкольное образование. Теория и практика, (1), 100–102.
Вершинина, Л.В. (2006). Детская практическая психология: эмоционально-личностное развитие детей в условиях ДОУ. Томск: ТГПУ.
Гребенникова, О.В. (2021). Социализация современных дошкольников в группе сверстников: реалии и перспективы. Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество, (2), 54–60.
Запорожец, А.В. (2004). Психология детей дошкольного возраста. Москва: Юнити.
Зотова, И.В., Умерова, М. (2017). Особенности межличностных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста. Наука, техника и образование, 2(5), 57–60.
Клюева, Н.В., Филиппова, Ю.В. (2001). Общение: Дети 5–7 лет. Ярославль: Академия развития.
Коломинский, Я.Л. (1984). Психология детского коллектива: Система личных взаимоотношений. Минск: Народная асвета.
Коломинский, Я.Л. (2000). Психология взаимоотношений в малых группах: общие и возрастные особенности: учебное пособие. Минск: ТетраСистемс.
Коломинский, Я.Л. (2013). Психологическая культура детства: пособие для педагогов учреждений дошкольного образования. Минск: Вышэйшая школа.
Комлик, Л.Ю., Фаустова, И. В., Филатова, И.Ю., Гнездилова, Н.А. (2020). Взаимодействие старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре как фактор их социального развития. Colloquium-journal, (16–38), 63–66.
Курышева, О.В, Гафурова, Т.Р., Курлина, К.В. (2016). Влияние самооценки старших дошкольников на их межличностные отношения в группе. Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии, (5), 99–105.
Лауткина, С.В., Селезнева, И.Н. (2021). Взаимосвязь характеристик общения, самооценки и межличностного статуса у детей дошкольного возраста. Ярославский педагогический вестник, (2), 96–103.
Лисина, М.И. (2009) Формирование личности ребенка в общении. Санкт-Петербург: Питер.
Подвицкая, Г.И. (2018). Специфика отношения к сверстникам у старших дошкольников, посещающих и не посещающих детский сад. Санкт-Петербургский образовательный вестник, (4–5), 83–88.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 №1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования» (Зарегистрирован 28.12.2022 №71847). URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212280044?ysclid=lz00tir5d794728007 (дата обращения: 17.06.2024).
Пронина, А.Н., Фаустова, И.В. (2023). Влияние нравственных представлений старших дошкольников на межличностные отношения со сверстниками. Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review, 2(48), 7–15. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-nravstvennyh-predstavleniy-starshih-doshkolnikov-na-mezhl... (дата обращения: 17.06.2024).
Репина, Т.А. (1988). Социально-психологическая характеристика группы детского сада: монография. Москва: Педагогика.
Рубинчик, Ю.С. (2015). Коллективные взаимоотношения детей дошкольного возраста. Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки, (8), 250–252.
Смирнова, Е.О., Холмогорова, В.М. (2005). Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция. Москва: ВЛАДОС.
Толмачева, Т.Е. (2013). В помощь психологу, изучающему социометрический статус дошкольников. Современное дошкольное образование. Теория и практика, (7), 42–48.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (2019). (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (ред. от 21.01.2019) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/1ad1a834f2604827f926f8d5cce7251c500a26cd (дата обращения: 17.06.2024).
Черняева, А.В. (2012). Проблема коммуникативно-личностного развития детей старшего дошкольного возраста. Мир науки, культуры, образования, (6), 284–287. https://doi.org/10.24412/FdmCeQ7J6EE
Шинкарева, Н.А., Цвентарных, М.А. (2018). Игры с правилами как средство развития дружеских взаимоотношений детей седьмого года жизни. Азимут научных исследований: педагогика и психология, 7(2), 311–314.
Brummelman, E., Thomaes, S. (2017). How Children Construct Views of Themselves: A Social-Developmental Perspective. Child Development, (88), 1763–1773.
Ladd, G.W. (2006). Peer rejection, aggressive or withdrawn behavior, and psychological maladjustment from ages 5 to 12: An examination of four predictive models. Child Development, (77), 822–846.
Spilt, J.L., van Lier, P.A.C., Leflot, G., Onghena, P., Colpin, H. (2014). Children’s social self-concept and internalizing problems: The influence of peers and teachers. Child Development, (85), 1248–1256. https://doi.org/10.1111/cdev.12181
- Комментарии