Оценка умений учащихся первых классов осуществлять саморегуляцию
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная
Подкасты
Аннотация
Актуальность. Быстрый темп изменений, происходящих в современном мире, включая увеличение объема информации, скорость обновления системы научных знаний, рост предъявляемых к человеку требований, ставит задачу подготовки учащихся к вызовам современности, когда необходимо адекватно оценивать происходящее, действовать в ситуации неопределенности с учетом множества условий, т.е. осуществлять саморегуляцию.
Цель. Целью настоящего исследования является оценка умений учащихся первых классов осуществлять саморегуляцию на уровне представлений и в результате решения задач компьютерной диагностики.
Выборка. В исследовании приняли участие 78 учащихся первых классов, средний возраст которых составил 6–7 лет на момент диагностики.
Методы. В исследовании применялись такие методы, как опрос (опросник «Стиль саморегуляции поведения детей (2) — ССПД-М2» (В.И. Моросанова)), методы компьютерной диагностики (методики «Двухцветные таблицы Шульте» (адаптация А.Р. Агрис, Т.В. Ахутина, А.А. Корнеев, Е.Ю. Матвеева) и «Точки DOT (Сердечки и цветочки)» (Davidson M.C., Diamond A., адаптация А.Р. Агрис, Т.В. Ахутина, А.А. Корнеев, Е.Ю. Матвеева)), статистический анализ данных.
Результаты. Выявлены различия в представлениях учащихся первых классов осуществлять саморегуляцию и их умениях ее осуществлять при решении предложенных заданий.
Выводы. Формирование системы саморегуляции у учащихся младшего школьного возраста является актуальной психолого-педагогической задачей современного образования. Перспективы использования полученных результатов связаны с их внедрением в образовательный процесс (организация учебной деятельности учащихся, проведение учебных и поддерживающих занятий и др.), в т.ч. при подготовке будущих учителей начальных классов, использованием в научно-методическом обеспечении образования.
Литература
2040 год: в какой мир выйдет сегодняшний первоклассник? (2024). Современное дошкольное образование: теория и практика, (10), 38–40. URL: https://sdo-practice.ru/journalpril/2040-god-v-kakoj-mir-vyjdet-segodnyashnij-pervoklassnik.html (дата обращения: 15.06.2024).
Ахутина, Т.В., Кремлев, А.Е., Корнеев, А.А., Матвеева, Е.Ю., Гусев, А.Н. (2017). Разработка компьютерных методик нейропсихологического обследования. В: Когнитивная наука в Москве: новые исследования. Сб. конф. (15 июня, 2017 г.). Под ред. Е.В. Печенковой, М.В. Фаликман. (С. 486–490). Москва: ИППиП; Буки Веди.
Божович, Л.И. (1976). Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе. Вопросы психологии, (6). URL: https://pedlib.ru/Books/2/0275/2_0275-2.shtml (дата обращения: 03.06.2024).
Бондаренко, И.Н., Фомина, Т.Г. (2023). Осознанная саморегуляция и психологическое благополучие как ресурс академической успешности младших подростков: структурная модель. Психолого-педагогические исследования, 15(3), 23–37. https://doi.org/10.17759/psyedu.2023150302
Бухаленкова, Д.А., Сухих, В.Л., Якупова, В.А. (2021). Развитие саморегуляции в игре: во что и как играть с дошкольниками? Современное дошкольное образование, (1), 8–16. https://doi.org/10.24411/1997-9657-2021-10091
Веракса, А.Н. (2014). Регуляторные функции как показатель познавательного развития ребенка. Нижегородское образование, (3), 65–70. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/regulyatornye-funktsii-kak-pokazatel-poznavatelnogo-razvitiya-rebe... (дата обращения: 03.07.2024).
Веракса, А.Н., Алмазова, О.В., Бухаленкова, Д.А. (2020). Диагностика регуляторных функций в старшем дошкольном возрасте: батарея методик. Психологический журнал, 41(6), 108–118. https://doi.org/10.31857/S020595920012593-8
Веракса, А.Н., Алмазова, О.В., Бухаленкова, Д.А., Гаврилова, М.Н. (2020). Возможности использования игровых ролей для тренировки регуляторных функций у дошкольников. Культурно-историческая психология, 16(1), 111–121. https://doi.org/10.17759/chp.2020160111
Выготский, Л.С. (1983). Проблемы развития психики. Москва: Педагогика.
Гальперин, П.Я., Кабыльницкая, С.Л. (1974). Экспериментальное формирование внимания. Москва: Изд-во Московского университета.
Давыдов, В.В. и др. (1983). Психологический словарь. Москва: Педагогика.
Давыдов, В.В., Слободчиков, В.И., Цукерман, Г.А. (1992). Младший школьник как субъект учебной деятельности. Вопросы психологии, (3–4), 14–19. URL: http://www.voppsy.ru/issues/1992/923/923014.htm (дата обращения: 27.05.2024).
Запорожец, А.В., Эльконин, Д Б. (1986). Развитие личности ребенка-дошкольника. Москва: Просвещение.
Зеер, Э.Ф. (2004). Саморегулируемое учение как психолого-дидактическая технология формирования компетенции у обучаемых. Психологическая наука и образование, 9(3), 5–11. URL: https://psyjournals.ru/journals/pse/archive/2004_n3/Zeer (дата обращения: 02.07.2024).
Зобков, А.В. (2013). Акмеология саморегуляции учебной деятельности: монография. Владимир: Изд-во ВлГУ.
Конопкин, О.А. (1995). Психическая саморегуляция произвольной активности человека: структурно-функциональный аспект. Вопросы психологии, (1), 5–13.
Конопкин, О.А. (2011). Психологические механизмы регуляции деятельности. Москва: ЛЕНАНД.
Лурия, А.Р. (2022). Высшие корковые функции человека. Санкт-Петербург: Питер.
Моросанова, В.И. (2021). Осознанная саморегуляция как метаресурс достижения целей и разрешения проблем жизнедеятельности. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, (1), 3–37. https://doi.org/10.11621/vsp.2021.01.01
Моросанова, В.И. (2023). Саморегуляция как ресурс достижения целей в условиях цифровизации образования. Психологическая газета. URL: https://psy.su/feed/11334/#article__comments (дата обращения: 12.06.2024).
Моросанова, В.И., Бондаренко, И.Н. (2015). Диагностика саморегуляции человека. Москва: Когито-Центр.
Моросанова, В.И., Фомина, Т.Г., Цыганов, И.Ю. (2017). Осознанная саморегуляция и отношение к учению в достижении учебных целей. Москва; Санкт-Петербург: Нестор-История.
Моросанова, В.И., Фомина, Т.Г., Цыганов, И.Ю. (2017). Осознанная саморегуляция и отношение к учению как ресурсы академической успешности. Вопросы психологии, (4), 64–75.
Образовательный стандарт начального образования. URL: https://www.adu.by/images/2019/01/obr-standarty-ob-sred-obrazovaniya.pdf (дата обращения: 22.05.2024).
Осадько, О.Ю. (1988). Психологические особенности формирования системы саморегуляции деятельности у младших школьников: дис. канд. психол. наук. Киев.
Осницкий, А.К. (1992). Умения саморегуляции в профессиональном самоопределении учащихся. Вопросы психологии, 1(2), 52–59. URL: http://www.voppsy.ru/issues/1992/921/921052.htm (дата обращения: 03.06.2024).
Росина, Н.Л. (1998) Формирование саморегуляции у младших школьников в учебной деятельности: дис. канд. психол. наук. Нижний Новгород.
Рубцов, В.В. (Ред.), Нечаев, Н.Н., Зарецкий, В.К. Исаев, Е.И., Конокотин, А.В., Улановская, И.М. (2023). Развитие коммуникативно-рефлексивных способностей у детей 6–10 лет в зависимости от способов организации учебных взаимодействий: коллективная монография. Москва: Изд-во МГППУ.
Савельева, Т.М. (2012). Самостоятельность младшего школьника и показатели ее развития. Пачатковае навучанне, (6), 28–31.
Санина, С.П., Расторгуева, М.Д. (2023). Коммуникативные трудности в обучении младших школьников. Психологическая наука и образование, 28(5), 142–153. https://doi.org/10.17759/pse.2023280511
Смирнова, О.Е. (1990). Развитие воли и произвольности в раннем онтогенезе. Вопросы психологии, 3(5–6), 49–58. URL: http://voppsy.ru/issues/1990/903/903049.htm#a14 (дата обращения: 03.07.2024).
Смирнова, О.Е. (2015). К проблеме воли и произвольности в культурно-исторической психологии. Культурно-историческая психология, 11(3), 9–15. https://doi.org/10.17759/chp.2015110302
Станкевич, О.А. (2024). Представления учащихся младшего школьного возраста о саморегуляции в учебной деятельности и умения ее осуществлять в условиях моделирующего эксперимента. Весцi БДПУ. Серыя 1. Педагогіка. Псіхалогія. Філалогія, (1), 42–45. URL: https://elib.bspu.by/handle/doc/62843 (дата обращения: 29.05.2024).
Станкевич, О.А. (2024). Развитие умений осуществлять саморегуляцию у учащихся младшего школьного возраста. Вестник Алтайского государственного педагогического университета, (59), 18–23. https://doi.org/10.37386/2413-4481-2024-2-18-23
Талызина, Н.Ф. (1998). Педагогическая психология. Москва: Академия.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-noo/ (дата обращения: 22.05.2024).
Фомина, Т.Г., Моросанова, В.И. (2019). Особенности взаимосвязи осознанной саморегуляции, субъективного благополучия и академической успеваемости у младших школьников. Экспериментальная психология, 12(3), 164–175. https://doi.org/10.17759/exppsy.2019120313
Фомина, Т.Г., Филиппова, Е.В., Жемерикина, Ю.И. (2022). Регуляторные и личностные ресурсы психологического благополучия и академической успеваемости младших школьников: дифференциально-психологический аспект. Психолого-педагогические исследования, 14(2), 32–47. https://doi.org/10.17759/psyedu.2022140203
Цукерман, Г.А. (1996). От умения сотрудничать к умению учить себя. Психологическая наука и образование, 2(1), URL: https://psyjournals.ru/journals/pse/archive/1996_n2/Tsukerman (дата обращения: 22.05.2024).
Шадриков, В.Д. (1990). Познавательные процессы и способности в обучении. Москва: Просвещение.
Miyake, A., Friedman, N.P., Emerson, M.J., Witzki, A.H., Howerter, A., Wager, T.D. (2000). The Unity and Diversity of Executive Functions and Their Contributions to Complex “Frontal Lobe” Tasks: A Latent Variable Analysis. Cognitive Psychology, 41(1), 49–100. https://doi.org/10.1006/cogp.1999.0734
Pintrich, P.R. (2000). The role of goal orientation in self-regulated learning. Academic Press.
Schunk, D.H. (2008). Metacognition, self-regulation, and self-regulated learning: Research recommendations. Educational Psychology Review, 20(4), 463–467.
Stankevich, O. (2024). The skills of primary school students to exercise self-regulation an interview of classroom teachers. Child in a Digital World. URL: https://digitalchildhood.org/programme/materials/40909/ (access date: 12.06.2024).
Zimmerman B.J., Schunk D.H. (2001). Reflections on the theories of self-regulated learning and academic achievement. Self-Regulated Learning and Academic Achievement: Theoretical Perspectives, (2), 289–307.
- Комментарии