Журнал «Современное дошкольное образование»
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
ВКЛЮЧЕН В ПЕРЕЧЕНЬ ВАК ПРИ МИНОБРНАУКИ РФ
RU EN
ISSN 2782-4519 (Print) 16+
ISSN 2949-5962 (Online)
Войти
Поиск
О журнале
  • О журнале
  • История журнала
  • Индексирование
  • Открытый доступ
  • Редакционная этика и политика
  • Рецензирование
  • Подписка
  • Партнеры
Новости
Редакция
  • Главный редактор
  • Редакционный Совет
  • Редакция
  • Контакты
Авторам
  • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
  • Подача рукописи
  • Договор-оферта
  • Подать статью
Номера журнала
  • Все номера
  • Все статьи
  • Статьи по авторам
  • Рубрики
  • Подкасты
Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Меню  
    • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Редакция
      • Контакты
    • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Поиск
    Кабинет
    ISSN 2782-4519 (Print) 16+
    ISSN 2949-5962 (Online)
    Вход
    Регистрация
    • О журнале
      • Назад
      • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Назад
      • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Редакция
      • Контакты
    • Авторам
      • Назад
      • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Назад
      • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    • Мой кабинет
    Москва, Проспект Маршала Жукова, д.78, корп.2
    journal@msbook.ru
    ГЛАВНАЯ НОМЕРА ЖУРНАЛА МОИ СТАТЬИ КАБИНЕТ
    • Главная
    • Номера журнала
    • Все статьи журнала
    • Все статьи
    • Оценка умений учащихся первых классов осуществлять саморегуляцию

    Оценка умений учащихся первых классов осуществлять саморегуляцию

    Оценка умений учащихся первых классов осуществлять саморегуляцию
    Скачать в формате PDF
    Поступила: 25.06.2024
    Принята к публикации: 18.07.2024
    Дата публикации в журнале: 30.07.2024
    DOI: https://doi.org/10.24412/2782-4519-2024-4124-57-69
    Ключевые слова: саморегуляция младший школьный возраст учебная деятельность умение учиться начальное образование
    Для цитирования статьи:
    Станкевич, О.А. (2024). Оценка умений учащихся первых классов осуществлять саморегуляцию. Современ­ное дошкольное образование, 18(4), 57–69. https://doi.org/10.24412/2782-4519-2024-4124-57-69

    Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная

    СДО - 2024. - №4
    Станкевич Ольга Александровна
    магистр психологии, исследователь в области психологических наук, преподаватель кафедры психологического обеспечения профессиональной деятельности Института психологии Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка, Минск, Республика Беларусь

    Подкасты

    СМОТРЕТЬ
    Станкевич О.А. Оценка умений учащихся первых классов осуществлять саморегуляцию

    Аннотация

    Актуальность. Быстрый темп изменений, происходящих в современном мире, включая увеличение объема информации, скорость обновления системы научных знаний, рост предъявляемых к человеку требований, ставит задачу подготовки учащихся к вызовам современности, когда необходимо адекватно оценивать происходящее, действовать в ситуации неопределенности с учетом множества условий, т.е. осуществлять саморегуляцию.

    Цель. Целью настоящего исследования является оценка умений учащихся первых классов осуществлять саморегуляцию на уровне представлений и в результате решения задач компьютерной диагностики.

    Выборка. В исследовании приняли участие 78 учащихся первых классов, средний возраст которых составил 6–7 лет на момент диагностики.

    Методы. В исследовании применялись такие методы, как опрос (опросник «Стиль саморегуляции поведения детей (2) — ССПД-М2» (В.И. Моросанова)), методы компьютерной диагностики (методики «Двухцветные таблицы Шульте» (адаптация А.Р. Агрис, Т.В. Ахутина, А.А. Корнеев, Е.Ю. Матвеева) и «Точки DOT (Сердечки и цветочки)» (Davidson M.C., Diamond A., адаптация А.Р. Агрис, Т.В. Ахутина, А.А. Корнеев, Е.Ю. Матвеева)), статистический анализ данных.

    Результаты. Выявлены различия в представлениях учащихся первых классов осуществлять саморегуляцию и их умениях ее осуществлять при решении предложенных заданий.

    Выводы. Формирование системы саморегуляции у учащихся младшего школьного возраста является актуальной психолого-педагогической задачей современного образования. Перспективы использования полученных результатов связаны с их внедрением в образовательный процесс (организация учебной деятельности учащихся, проведение учебных и поддерживающих занятий и др.), в т.ч. при подготовке будущих учителей начальных классов, использованием в научно-методическом обеспечении образования.

    Current View
    Current View

    Enter the password to open this PDF file:

    File name:

    -

    File size:

    -

    Title:

    -

    Author:

    -

    Subject:

    -

    Keywords:

    -

    Creation Date:

    -

    Modification Date:

    -

    Creator:

    -

    PDF Producer:

    -

    PDF Version:

    -

    Page Count:

    -

    Preparing document for printing...
    0%

    Литература

    2040 год: в какой мир выйдет сегодняшний первоклассник? (2024). Современное дошкольное образование: теория и практика, (10), 38–40. URL: https://sdo-practice.ru/journalpril/2040-god-v-kakoj-mir-vyjdet-segodnyashnij-pervoklassnik.html (дата обращения: 15.06.2024).

    Ахутина, Т.В., Кремлев, А.Е., Корнеев, А.А., Матвеева, Е.Ю., Гусев, А.Н. (2017). Разработка компьютерных методик нейропсихологического обследования. В: Когнитивная наука в Москве: новые исследования. Сб. конф. (15 июня, 2017 г.). Под ред. Е.В. Печенковой, М.В. Фаликман. (С. 486–490). Москва: ИППиП; Буки Веди.

    Божович, Л.И. (1976). Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе. Вопросы психологии, (6). URL: https://pedlib.ru/Books/2/0275/2_0275-2.shtml (дата обращения: 03.06.2024).

    Бондаренко, И.Н., Фомина, Т.Г. (2023). Осознанная саморегуляция и психологическое благополучие как ресурс академической успешности младших подростков: структурная модель. Психолого-педагогические исследования, 15(3), 23–37. https://doi.org/10.17759/psyedu.2023150302

    Бухаленкова, Д.А., Сухих, В.Л., Якупова, В.А. (2021). Развитие саморегуляции в игре: во что и как играть с дошкольниками? Современное дошкольное образование, (1), 8–16. https://doi.org/10.24411/1997-9657-2021-10091

    Веракса, А.Н. (2014). Регуляторные функции как показатель познавательного развития ребенка. Нижегородское образование, (3), 65–70. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/regulyatornye-funktsii-kak-pokazatel-poznavatelnogo-razvitiya-rebe... (дата обращения: 03.07.2024).

    Веракса, А.Н., Алмазова, О.В., Бухаленкова, Д.А. (2020). Диагностика регуляторных функций в старшем дошкольном возрасте: батарея методик. Психологический журнал, 41(6), 108–118. https://doi.org/10.31857/S020595920012593-8

    Веракса, А.Н., Алмазова, О.В., Бухаленкова, Д.А., Гаврилова, М.Н. (2020). Возможности использования игровых ролей для тренировки регуляторных функций у дошкольников. Культурно-историческая психология, 16(1), 111–121. https://doi.org/10.17759/chp.2020160111

    Выготский, Л.С. (1983). Проблемы развития психики. Москва: Педагогика.

    Гальперин, П.Я., Кабыльницкая, С.Л. (1974). Экспериментальное формирование внимания. Москва: Изд-во Московского университета.

    Давыдов, В.В. и др. (1983). Психологический словарь. Москва: Педагогика.

    Давыдов, В.В., Слободчиков, В.И., Цукерман, Г.А. (1992). Младший школьник как субъект учебной деятельности. Вопросы психологии, (3–4), 14–19. URL: http://www.voppsy.ru/issues/1992/923/923014.htm (дата обращения: 27.05.2024).

    Запорожец, А.В., Эльконин, Д Б. (1986). Развитие личности ребенка-дошкольника. Москва: Просвещение.

    Зеер, Э.Ф. (2004). Саморегулируемое учение как психолого-дидактическая технология формирования компетенции у обучаемых. Психологическая наука и образование, 9(3), 5–11. URL: https://psyjournals.ru/journals/pse/archive/2004_n3/Zeer (дата обращения: 02.07.2024).

    Зобков, А.В. (2013). Акмеология саморегуляции учебной деятельности: монография. Владимир: Изд-во ВлГУ.

    Конопкин, О.А. (1995). Психическая саморегуляция произвольной активности человека: структурно-функциональный аспект. Вопросы психологии, (1), 5–13.

    Конопкин, О.А. (2011). Психологические механизмы регуляции деятельности. Москва: ЛЕНАНД.

    Лурия, А.Р. (2022). Высшие корковые функции человека. Санкт-Петербург: Питер.

    Моросанова, В.И. (2021). Осознанная саморегуляция как метаресурс достижения целей и разрешения проблем жизнедеятельности. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, (1), 3–37. https://doi.org/10.11621/vsp.2021.01.01

    Моросанова, В.И. (2023). Саморегуляция как ресурс достижения целей в условиях цифровизации образования. Психологическая газета. URL: https://psy.su/feed/11334/#article__comments (дата обращения: 12.06.2024).

    Моросанова, В.И., Бондаренко, И.Н. (2015). Диагностика саморегуляции человека. Москва: Когито-Центр.

    Моросанова, В.И., Фомина, Т.Г., Цыганов, И.Ю. (2017). Осознанная саморегуляция и отношение к учению в достижении учебных целей. Москва; Санкт-Петербург: Нестор-История.

    Моросанова, В.И., Фомина, Т.Г., Цыганов, И.Ю. (2017). Осознанная саморегуляция и отношение к учению как ресурсы академической успешности. Вопросы психологии, (4), 64–75.

    Образовательный стандарт начального образования. URL: https://www.adu.by/images/2019/01/obr-standarty-ob-sred-obrazovaniya.pdf (дата обращения: 22.05.2024).

    Осадько, О.Ю. (1988). Психологические особенности формирования системы саморегуляции деятельности у младших школьников: дис. канд. психол. наук. Киев.

    Осницкий, А.К. (1992). Умения саморегуляции в профессиональном самоопределении учащихся. Вопросы психологии, 1(2), 52–59. URL: http://www.voppsy.ru/issues/1992/921/921052.htm (дата обращения: 03.06.2024).

    Росина, Н.Л. (1998) Формирование саморегуляции у младших школьников в учебной деятельности: дис. канд. психол. наук. Нижний Новгород.

    Рубцов, В.В. (Ред.), Нечаев, Н.Н., Зарецкий, В.К. Исаев, Е.И., Конокотин, А.В., Улановская, И.М. (2023). Развитие коммуникативно-рефлексивных способностей у детей 6–10 лет в зависимости от способов организации учебных взаимодействий: коллективная монография. Москва: Изд-во МГППУ.

    Савельева, Т.М. (2012). Самостоятельность младшего школьника и показатели ее развития. Пачатковае навучанне, (6), 28–31.

    Санина, С.П., Расторгуева, М.Д. (2023). Коммуникативные трудности в обучении младших школьников. Психологическая наука и образование, 28(5), 142–153. https://doi.org/10.17759/pse.2023280511

    Смирнова, О.Е. (1990). Развитие воли и произвольности в раннем онтогенезе. Вопросы психологии, 3(5–6), 49–58. URL: http://voppsy.ru/issues/1990/903/903049.htm#a14 (дата обращения: 03.07.2024).

    Смирнова, О.Е. (2015). К проблеме воли и произвольности в культурно-исторической психологии. Культурно-историческая психология, 11(3), 9–15. https://doi.org/10.17759/chp.2015110302

    Станкевич, О.А. (2024). Представления учащихся младшего школьного возраста о саморегуляции в учебной деятельности и умения ее осуществлять в условиях моделирующего эксперимента. Весцi БДПУ. Серыя 1. Педагогіка. Псіхалогія. Філалогія, (1), 42–45. URL: https://elib.bspu.by/handle/doc/62843 (дата обращения: 29.05.2024).

    Станкевич, О.А. (2024). Развитие умений осуществлять саморегуляцию у учащихся младшего школьного возраста. Вестник Алтайского государственного педагогического университета, (59), 18–23. https://doi.org/10.37386/2413-4481-2024-2-18-23

    Талызина, Н.Ф. (1998). Педагогическая психология. Москва: Академия.

    Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-noo/ (дата обращения: 22.05.2024).

    Фомина, Т.Г., Моросанова, В.И. (2019). Особенности взаимосвязи осознанной саморегуляции, субъективного благополучия и академической успеваемости у младших школьников. Экспериментальная психология, 12(3), 164–175. https://doi.org/10.17759/exppsy.2019120313

    Фомина, Т.Г., Филиппова, Е.В., Жемерикина, Ю.И. (2022). Регуляторные и личностные ресурсы психологического благополучия и академической успеваемости младших школьников: дифференциально-психологический аспект. Психолого-педагогические исследования, 14(2), 32–47. https://doi.org/10.17759/psyedu.2022140203

    Цукерман, Г.А. (1996). От умения сотрудничать к умению учить себя. Психологическая наука и образование, 2(1), URL: https://psyjournals.ru/journals/pse/archive/1996_n2/Tsukerman (дата обращения: 22.05.2024).

    Шадриков, В.Д. (1990). Познавательные процессы и способности в обучении. Москва: Просвещение.

    Miyake, A., Friedman, N.P., Emerson, M.J., Witzki, A.H., Howerter, A., Wager, T.D. (2000). The Unity and Diversity of Executive Functions and Their Contributions to Complex “Frontal Lobe” Tasks: A Latent Variable Analysis. Cognitive Psychology, 41(1), 49–100. https://doi.org/10.1006/cogp.1999.0734

    Pintrich, P.R. (2000). The role of goal orientation in self-regulated learning. Academic Press.

    Schunk, D.H. (2008). Metacognition, self-regulation, and self-regulated learning: Research recommendations. Educational Psychology Review, 20(4), 463–467.

    Stankevich, O. (2024). The skills of primary school students to exercise self-regulation an interview of classroom teachers. Child in a Digital World. URL: https://digitalchildhood.org/programme/materials/40909/ (access date: 12.06.2024).

    Zimmerman B.J., Schunk D.H. (2001). Reflections on the theories of self-regulated learning and academic achievement. Self-Regulated Learning and Academic Achievement: Theoretical Perspectives, (2), 289–307.

    Выберите один из подарков
    Выберите один из товаров, чтобы получить подарок
    • Комментарии
    Загрузка комментариев...
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    © 2007 - 2024. Активная ссылка на sdo-journal.ru обязательна.
    Политика конфиденциальности

    О ЖУРНАЛЕ
    О ЖУРНАЛЕ
    О журнале
    Редакция
    Новости
    Контакты
    СТАТЬИ
    СТАТЬИ
    Все статьи
    Номера
    Статьи по авторам
    Статьи по рубрикам
    АВТОРАМ
    АВТОРАМ
    Информация для авторов
    Подать статью