Журнал «Современное дошкольное образование»
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
ВКЛЮЧЕН В ПЕРЕЧЕНЬ ВАК ПРИ МИНОБРНАУКИ РФ
RU EN
ISSN 2782-4519 (Print) 16+
ISSN 2949-5962 (Online)
Войти
Поиск
О журнале
  • О журнале
  • История журнала
  • Индексирование
  • Открытый доступ
  • Редакционная этика и политика
  • Рецензирование
  • Подписка
  • Партнеры
Новости
Редакция
  • Главный редактор
  • Редакционный Совет
  • Редакция
  • Контакты
Авторам
  • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
  • Подача рукописи
  • Договор-оферта
  • Подать статью
Номера журнала
  • Все номера
  • Все статьи
  • Статьи по авторам
  • Рубрики
  • Подкасты
Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Меню  
    • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Редакция
      • Контакты
    • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Поиск
    Кабинет
    ISSN 2782-4519 (Print) 16+
    ISSN 2949-5962 (Online)
    Вход
    Регистрация
    • О журнале
      • Назад
      • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Назад
      • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Редакция
      • Контакты
    • Авторам
      • Назад
      • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Назад
      • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    • Мой кабинет
    Москва, Проспект Маршала Жукова, д.78, корп.2
    journal@msbook.ru
    ГЛАВНАЯ НОМЕРА ЖУРНАЛА МОИ СТАТЬИ КАБИНЕТ
    • Главная
    • Номера журнала
    • Все статьи журнала
    • Все статьи
    • Динамика развития сочинения историй и игры в дошкольном возрасте

    Динамика развития сочинения историй и игры в дошкольном возрасте

    Динамика развития сочинения историй и игры в дошкольном возрасте
    Скачать в формате PDF
    Поступила: 15.08.2025
    Принята к публикации: 20.09.2025
    Дата публикации в журнале: 13.10.2025
    DOI: 10.24412/2782-4519-2025-19-5-30-42
    Ключевые слова: игра сочинение историй нарратив детский сад дошкольный возраст динамика развития культурные средства
    Для цитирования статьи:
    Якшина, А.Н., Еремеева, М.Н. (2025). Динамика развития сочинения историй и игры в дошкольном возрасте. Современ­ное дошкольное образование, 19(5), 30–42. https://doi.org/10.24412/2782-4519-2025-19-5-30-42

    Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная

    СДО - 2025. - №5
    Якшина Анна Николаевна
    научный сотрудник, Лаборатория развития ребенка, Научно-исследовательский институт урбанистики и глобального образования, Московский городской педагогический университет, Москва, Россия

    Еремеева Мария Николаевна
    выпускница магистерской программы «Проектирование и экспертиза дошкольного образования» (МГПУ), воспитатель детского сада №56, Кострома, Российская Федерация

    Аннотация

    Актуальность. Игра и сочинение историй — деятельности, которые при своем уникальном значении для детского развития редко встречаются в дошкольных группах. Существуют разные взгляды на то, как связаны игра и сочинение историй в дошкольном возрасте, при этом до сих пор подробно динамика развития игры и сочинения историй, а также характер их взаимосвязи не исследовались.

    Цель. Проанализировать динамику развития игры и динамику сочинительства у детей старшего дошкольного возраста и выявить характер их взаимосвязи.

    Выборка. 44 дошкольника 5–7 лет (средний возраст в месяцах = 74,18, Med = 73, Sd = 9,52).

    Методы. Для оценки динамики развития детских историй на протяжении 7 месяцев в каждой группе педагоги собирали детские истории, которые дети рисовали и сочиняли по своему желанию. Оценка динамики уровня игры проводилась с использованием методики Е.О. Смирновой дважды с интервалом в 7 месяцев.

    Результаты. Выявлена неравномерность динамики развития сочинения историй, обнаружены значимые отрицательные связи дельты общего балла по игре, уровню взаимодействия, игрового замысла с динамикой сочинения историй (количеством и уровнем сочинения историй). В выборке не оказалось детей, которые бы много сочиняли и при этом обладали низким уровнем игры, но было много хорошо играющих детей, которые не сочиняли истории.

    Выводы. Игра и сочинение историй являются разными видами символической деятельности ребенка, которые развиваются не параллельно друг другу, а последовательно. На основе полученных результатов можно предположить, что дети сначала осваивают культурные средства создания сюжетов и персонажей в совместной игре и только затем начинают их использовать в историях. Для развития сочинительства необходимо наличие у ребенка богатого опыта совместной игры.

    Current View
    Current View

    Enter the password to open this PDF file:

    File name:

    -

    File size:

    -

    Title:

    -

    Author:

    -

    Subject:

    -

    Keywords:

    -

    Creation Date:

    -

    Modification Date:

    -

    Creator:

    -

    PDF Producer:

    -

    PDF Version:

    -

    Page Count:

    -

    Preparing document for printing...
    0%

    Литература

    Бодрова, Е.В., Леонг, Д.Дж. (2025). Островок амплификации в океане акселерации. Национальный психологический журнал, 20(3), 29–41. https://doi.org/10.11621/npj.2025.0303

    Веракса, Н.Е. (2018). Детское развитие: две парадигмы. Культурно-историческая психология, 14(2), 102–108. https://doi.org/10.17759/chp.2018140211

    Выготский, Л.С. (2025). Вопросы детской психологии. Москва: Издательство «Юрайт».

    Завершнева, Е., Ван дер Веер, Р. (2025). Записные книжки Л.С. Выготского. Избранное. Москва: Изд-во «Канон+».

    Кравцов, Г.Г., Кравцова, Е.Е. (2019). Игра как зона ближайшего развития детей дошкольного возраста. Психолого-педагогические исследования, 11(4), 5–21. https://doi.org/10.17759/psyedu.2019110401 

    Кравцова, Е.Е. (2025). Воспитание волшебников. Москва: Изд-во «Линка-Пресс».

    Мелик-Пашаев А.А. (2025). О «детском» и «художественном» отношении к миру. Теоретическая и экспериментальная психология, 18(2), 9–25. https://doi.org/10.11621/TEP-25-09

    Мелик-Пашаев, А.А. (2014). Проявление одаренности как норма развития. Психологическая наука 

    и образование, 19(4), 15–21.

    Мелик-Пашаев, А.А., Новлянская, З.Н. (2022a). Детская игра и способности к художественному творчеству. Искусство в школе, 1(4), 3–11.

    Мелик-Пашаев, А.А., Новлянская, З.Н. (2022b). Художник в ребенке. Национальный психологический журнал, (3), 26–34. https://doi.org/10.11621/npj.2022.0304

    Новлянская, З.Н. (2025). Переход от игры к учению в курсе литературного чтения в системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 48(3), 294–317. https://doi.org/10.11621/LPJ-25-34

    Пейли, В. (2016). Мальчик, который хотел быть вертолетом. Москва: Изд-во ВШЭ.

    Рябкова, И.А., Львова, Н.В. (2024). От игры к игривости: к вопросу о психологическом благополучии ребенка. Консультативная психология и психотерапия, 32(4), 10–31. https://doi.org/10.17759/cpp.2024320401 

    Рябкова, И.А., Шеина, Е.Г. (2023). Об игре ребенка и актера: к вопросу о «превращениях» переживания. Национальный психологический журнал, 3(51), 137–146. https://doi.org/10.11621/npj.2023.0313

    Смирнова, Е.О., Веракса, А.Н., Бухаленкова, Д.А., Рябкова, И.А. (2018). Связь игровой деятельности дошкольников с показателями познавательного развития. Культурно-историческая психология, 14(1), 4–14. https://doi.org/10.17759/chp.2018140101

    Трифонова, Е.В. (2022). Детская игра с позиций культурно-исторической психологии: подмена, утрата и воссоздание идеальной формы деятельности в образовательном пространстве. Культурно-историческая психология, 18(3), 5–12. https://doi.org/10.17759/chp.2022180301

    Уланова, А.Ю. (2020). Характеристики нарративов детей с разным уровнем понимания психических состояний. Психология. Журнал Высшей школы экономики, 17(4), 779–790. https://doi.org/10.17323/1813-8918-2020-4-779-790

    Шиян, О.А. (2021). Культурно-историческая традиция в исследовании и развитии творческих способностей дошкольников: детство как обещание. Современное дошкольное образование, 3(105), 4–23. https://doi.org/10.24412/1997-9657-2021-3105-4-23

    Шиян, О.А., Баранова, А.А. (2022). Детские нарративы как пространство проявления и способ диагностики творческих способностей старших дошкольников. Культурно-историческая психология, 18(1), 50–59. https://doi.org/10.17759/chp.2022180105

    Шиян, О.А., Коротун, Я.Я. (2024). Нарративная практика «Сказки с провокациями» как пространство развития творческого мышления дошкольников. Современное дошкольное образование, 121(1), 19–31. https://doi.org/10.24412/2782-4519-2024-1121-19-31

    Юдина, Е.Г. (2022). Детская игра как территория свободы. Национальный психологический журнал, (3), 13–25. https://doi.org/10.11621/npj.2022.0303

    Якшина, А.Н., Смирнова, В.Н. (2024a). Взаимосвязь сюжетно-ролевой игры и сочинения историй в дошкольном возрасте. Современное дошкольное образование, 121(1), 44–53. https://doi.org/10.24412/2782-4519-2024-1121-44-53

    Якшина, А.Н., Смирнова, В.Н. (2024b). Косвенная поддержка игры: влияние сочинения историй на развитие сюжетно-ролевой игры дошкольников. Современное дошкольное образование, 122(2), 33–47. https://doi.org/10.24412/2782-4519-2024-2122-33-47

    Bredikyte, M. (2022). Adult participation in the creation of narrative playworlds: challenges and contradictions. International Journal of Early Years Education, (30), 1–15. https://doi.org/10.1080/09669760.2022.2107895

    Bruner, J.S. (1987). Actual minds, possible worlds. Cambridge, MA: Harvard University Press.

    Engel, S. (1999). The stories children tell. Making sense of the narratives of childhood. New York: Freeman. 

    Guimaraes, S. (2022). The representation of mental states in young children’s writings: the role of early narratives in supporting theory of mind. Early Child Development and Care, 193(1), 46–59. https://doi.org/10.1080/03004430.2022.2051500

    Kervin, L., Mantei, J. (2022). Pretend play: Children in control of a shifting narrative. Education Sciences, (12), 925. https://doi.org/10.3390/educsci12120925

    Labov, W., Waletzky, J. (1967). Narrative analysis: Oral versions of personal experience. In: J. Helm (Ed.). Essays on the verbal and visual arts (pp. 12–44). Seattle, London: University of Washington Press.

    Loizou, E., Loizou, E.K. (2022). Creative play and the role of the teacher through the cultural-historical activity theory framework. International Journal of Early Years Education, (30), 527–541. https://doi.org/10.1080/09669760.2022.2065248

    Nicolopoulou, A. (2016). Young children’s pretend play and storytelling as modes of narrative activity: From complementarity to cross-fertilization? In: S. Douglas, L. Stirling (eds.). Children’s play, pretense, and story: Studies in culture, context, and autism spectrum disorder (pp. 7–28). Routledge/Taylor & Francis Group.

    Nicolopoulou, A. (2007). The interplay of play and narrative in children’s development: Theoretical reflections and concrete examples. In: A. Goncu, S. Gaskins (eds.), Play and development: evolutionary, sociocultural, and functional perspectives. Publisher: Erlbaum. 

    Tompkins, V., Farrar, M. J., Montgomery, D.E. (2019). Speaking your mind: language and narrative in young children’s theory of mind development. Advances in Child Development and Behavior, (56), 109–140. https://doi.org/10.1016/bs.acdb.2018.11.003


    Выберите один из подарков
    Выберите один из товаров, чтобы получить подарок
    • Комментарии
    Загрузка комментариев...
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    © 2007 - 2024. Активная ссылка на sdo-journal.ru обязательна.
    Политика конфиденциальности

    О ЖУРНАЛЕ
    О ЖУРНАЛЕ
    О журнале
    Редакция
    Новости
    Контакты
    СТАТЬИ
    СТАТЬИ
    Все статьи
    Номера
    Статьи по авторам
    Статьи по рубрикам
    АВТОРАМ
    АВТОРАМ
    Информация для авторов
    Подать статью