Динамика развития сочинения историй и игры в дошкольном возрасте

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная
Аннотация
Актуальность. Игра и сочинение историй — деятельности, которые при своем уникальном значении для детского развития редко встречаются в дошкольных группах. Существуют разные взгляды на то, как связаны игра и сочинение историй в дошкольном возрасте, при этом до сих пор подробно динамика развития игры и сочинения историй, а также характер их взаимосвязи не исследовались.
Цель. Проанализировать динамику развития игры и динамику сочинительства у детей старшего дошкольного возраста и выявить характер их взаимосвязи.
Выборка. 44 дошкольника 5–7 лет (средний возраст в месяцах = 74,18, Med = 73, Sd = 9,52).
Методы. Для оценки динамики развития детских историй на протяжении 7 месяцев в каждой группе педагоги собирали детские истории, которые дети рисовали и сочиняли по своему желанию. Оценка динамики уровня игры проводилась с использованием методики Е.О. Смирновой дважды с интервалом в 7 месяцев.
Результаты. Выявлена неравномерность динамики развития сочинения историй, обнаружены значимые отрицательные связи дельты общего балла по игре, уровню взаимодействия, игрового замысла с динамикой сочинения историй (количеством и уровнем сочинения историй). В выборке не оказалось детей, которые бы много сочиняли и при этом обладали низким уровнем игры, но было много хорошо играющих детей, которые не сочиняли истории.
Выводы. Игра и сочинение историй являются разными видами символической деятельности ребенка, которые развиваются не параллельно друг другу, а последовательно. На основе полученных результатов можно предположить, что дети сначала осваивают культурные средства создания сюжетов и персонажей в совместной игре и только затем начинают их использовать в историях. Для развития сочинительства необходимо наличие у ребенка богатого опыта совместной игры.
Литература
Бодрова, Е.В., Леонг, Д.Дж. (2025). Островок амплификации в океане акселерации. Национальный психологический журнал, 20(3), 29–41. https://doi.org/10.11621/npj.2025.0303
Веракса, Н.Е. (2018). Детское развитие: две парадигмы. Культурно-историческая психология, 14(2), 102–108. https://doi.org/10.17759/chp.2018140211
Выготский, Л.С. (2025). Вопросы детской психологии. Москва: Издательство «Юрайт».
Завершнева, Е., Ван дер Веер, Р. (2025). Записные книжки Л.С. Выготского. Избранное. Москва: Изд-во «Канон+».
Кравцов, Г.Г., Кравцова, Е.Е. (2019). Игра как зона ближайшего развития детей дошкольного возраста. Психолого-педагогические исследования, 11(4), 5–21. https://doi.org/10.17759/psyedu.2019110401
Кравцова, Е.Е. (2025). Воспитание волшебников. Москва: Изд-во «Линка-Пресс».
Мелик-Пашаев А.А. (2025). О «детском» и «художественном» отношении к миру. Теоретическая и экспериментальная психология, 18(2), 9–25. https://doi.org/10.11621/TEP-25-09
Мелик-Пашаев, А.А. (2014). Проявление одаренности как норма развития. Психологическая наука
и образование, 19(4), 15–21.
Мелик-Пашаев, А.А., Новлянская, З.Н. (2022a). Детская игра и способности к художественному творчеству. Искусство в школе, 1(4), 3–11.
Мелик-Пашаев, А.А., Новлянская, З.Н. (2022b). Художник в ребенке. Национальный психологический журнал, (3), 26–34. https://doi.org/10.11621/npj.2022.0304
Новлянская, З.Н. (2025). Переход от игры к учению в курсе литературного чтения в системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 48(3), 294–317. https://doi.org/10.11621/LPJ-25-34
Пейли, В. (2016). Мальчик, который хотел быть вертолетом. Москва: Изд-во ВШЭ.
Рябкова, И.А., Львова, Н.В. (2024). От игры к игривости: к вопросу о психологическом благополучии ребенка. Консультативная психология и психотерапия, 32(4), 10–31. https://doi.org/10.17759/cpp.2024320401
Рябкова, И.А., Шеина, Е.Г. (2023). Об игре ребенка и актера: к вопросу о «превращениях» переживания. Национальный психологический журнал, 3(51), 137–146. https://doi.org/10.11621/npj.2023.0313
Смирнова, Е.О., Веракса, А.Н., Бухаленкова, Д.А., Рябкова, И.А. (2018). Связь игровой деятельности дошкольников с показателями познавательного развития. Культурно-историческая психология, 14(1), 4–14. https://doi.org/10.17759/chp.2018140101
Трифонова, Е.В. (2022). Детская игра с позиций культурно-исторической психологии: подмена, утрата и воссоздание идеальной формы деятельности в образовательном пространстве. Культурно-историческая психология, 18(3), 5–12. https://doi.org/10.17759/chp.2022180301
Уланова, А.Ю. (2020). Характеристики нарративов детей с разным уровнем понимания психических состояний. Психология. Журнал Высшей школы экономики, 17(4), 779–790. https://doi.org/10.17323/1813-8918-2020-4-779-790
Шиян, О.А. (2021). Культурно-историческая традиция в исследовании и развитии творческих способностей дошкольников: детство как обещание. Современное дошкольное образование, 3(105), 4–23. https://doi.org/10.24412/1997-9657-2021-3105-4-23
Шиян, О.А., Баранова, А.А. (2022). Детские нарративы как пространство проявления и способ диагностики творческих способностей старших дошкольников. Культурно-историческая психология, 18(1), 50–59. https://doi.org/10.17759/chp.2022180105
Шиян, О.А., Коротун, Я.Я. (2024). Нарративная практика «Сказки с провокациями» как пространство развития творческого мышления дошкольников. Современное дошкольное образование, 121(1), 19–31. https://doi.org/10.24412/2782-4519-2024-1121-19-31
Юдина, Е.Г. (2022). Детская игра как территория свободы. Национальный психологический журнал, (3), 13–25. https://doi.org/10.11621/npj.2022.0303
Якшина, А.Н., Смирнова, В.Н. (2024a). Взаимосвязь сюжетно-ролевой игры и сочинения историй в дошкольном возрасте. Современное дошкольное образование, 121(1), 44–53. https://doi.org/10.24412/2782-4519-2024-1121-44-53
Якшина, А.Н., Смирнова, В.Н. (2024b). Косвенная поддержка игры: влияние сочинения историй на развитие сюжетно-ролевой игры дошкольников. Современное дошкольное образование, 122(2), 33–47. https://doi.org/10.24412/2782-4519-2024-2122-33-47
Bredikyte, M. (2022). Adult participation in the creation of narrative playworlds: challenges and contradictions. International Journal of Early Years Education, (30), 1–15. https://doi.org/10.1080/09669760.2022.2107895
Bruner, J.S. (1987). Actual minds, possible worlds. Cambridge, MA: Harvard University Press.
Engel, S. (1999). The stories children tell. Making sense of the narratives of childhood. New York: Freeman.
Guimaraes, S. (2022). The representation of mental states in young children’s writings: the role of early narratives in supporting theory of mind. Early Child Development and Care, 193(1), 46–59. https://doi.org/10.1080/03004430.2022.2051500
Kervin, L., Mantei, J. (2022). Pretend play: Children in control of a shifting narrative. Education Sciences, (12), 925. https://doi.org/10.3390/educsci12120925
Labov, W., Waletzky, J. (1967). Narrative analysis: Oral versions of personal experience. In: J. Helm (Ed.). Essays on the verbal and visual arts (pp. 12–44). Seattle, London: University of Washington Press.
Loizou, E., Loizou, E.K. (2022). Creative play and the role of the teacher through the cultural-historical activity theory framework. International Journal of Early Years Education, (30), 527–541. https://doi.org/10.1080/09669760.2022.2065248
Nicolopoulou, A. (2016). Young children’s pretend play and storytelling as modes of narrative activity: From complementarity to cross-fertilization? In: S. Douglas, L. Stirling (eds.). Children’s play, pretense, and story: Studies in culture, context, and autism spectrum disorder (pp. 7–28). Routledge/Taylor & Francis Group.
Nicolopoulou, A. (2007). The interplay of play and narrative in children’s development: Theoretical reflections and concrete examples. In: A. Goncu, S. Gaskins (eds.), Play and development: evolutionary, sociocultural, and functional perspectives. Publisher: Erlbaum.
Tompkins, V., Farrar, M. J., Montgomery, D.E. (2019). Speaking your mind: language and narrative in young children’s theory of mind development. Advances in Child Development and Behavior, (56), 109–140. https://doi.org/10.1016/bs.acdb.2018.11.003
- Комментарии

