Журнал «Современное дошкольное образование»
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
ВКЛЮЧЕН В ПЕРЕЧЕНЬ ВАК ПРИ МИНОБРНАУКИ РФ
RU EN
ISSN 2782-4519 (Print) 16+
ISSN 2949-5962 (Online)
Войти
Поиск
О журнале
  • О журнале
  • История журнала
  • Индексирование
  • Открытый доступ
  • Редакционная этика и политика
  • Рецензирование
  • Подписка
  • Партнеры
Новости
Редакция
  • Главный редактор
  • Редакционный Совет
  • Редакция
  • Контакты
Авторам
  • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
  • Подача рукописи
  • Договор-оферта
  • Подать статью
Номера журнала
  • Все номера
  • Все статьи
  • Статьи по авторам
  • Рубрики
  • Подкасты
Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Меню  
    • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Редакция
      • Контакты
    • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Поиск
    Кабинет
    ISSN 2782-4519 (Print) 16+
    ISSN 2949-5962 (Online)
    Вход
    Регистрация
    • О журнале
      • Назад
      • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Назад
      • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Редакция
      • Контакты
    • Авторам
      • Назад
      • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Назад
      • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    • Мой кабинет
    Москва, Проспект Маршала Жукова, д.78, корп.2
    journal@msbook.ru
    ГЛАВНАЯ НОМЕРА ЖУРНАЛА МОИ СТАТЬИ КАБИНЕТ
    • Главная
    • Номера журнала
    • Все статьи журнала
    • Все статьи
    • Дмитрий Ливанов о развитии системы дошкольного образования в Российской Федерации

    Дмитрий Ливанов о развитии системы дошкольного образования в Российской Федерации

    Дмитрий Ливанов о развитии системы дошкольного образования  в Российской Федерации
    Для цитирования статьи:
    Дмитрий Ливанов о развитии системы дошкольного образования  в Российской Федерации // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2015. – №5. – С.6–8.

    Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная

    СДО - 2015. - №5

    Аннотация

    7 мая 2015 года министр образования и науки Российской Федерации Дмитрий Ливанов принял участие в заседании Комиссии по мониторингу целевых показателей социально-экономического развития под председательством Президента Российской Федерации Владимира Путина. Глава Минобрнауки России в своем выступлении рассказал о развитии систем дошкольного и дополнительного образования.

    Полный текст статьи

    Как вы знаете, развитию системы образования и науки посвящен отдельный Указ – №599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки».

    В сфере общего образования в последние годы были сделаны очень значимые инвестиции. Во многом благодаря им российская школа переходит на работу в соответствии с принятыми государственными стандартами, в завершающемся учебном году по стандарту обучались все ученики начальной школы. Впервые в российском образовании разработан профессиональный стандарт педагога, направленный на повышение мотивации педагогических работников к достижению более высоких результатов профессиональной деятельности, развитию профессиональных компетенций, планированию карьеры.

    Поддержка лучших университетов приносит очевидные результаты: за прошедший год в первую сотню международных предметных рейтингов по направлениям вошли 5 наших университетов: МГУ им. М. В. Ломоносова, Новосибирский государственный университет, Ядерный университет МИФИ, СПбГУ и НИУ ВШЭ.

    В своем выступлении я бы хотел рассказать о нашей работе в части обеспечения доступности дошкольного и дополнительного образования детей.

    1. По состоянию на конец 2012 года потребность в новых местах для обеспечения всех желающих посещать детский сад в возрасте от 3 до 7 лет составляла около 370 тыс. человек. Демографические расчеты свидетельствовали о том, что в 2013–2015 годах среднегодовой прирост численности детей в этих возрастах будет составлять 250–270 тыс. человек ежегодно. Таким образом, для обеспечения 100% доступности дошкольного образования в 2013–2015 годах, по нашим оценкам, требовалось ввести около 1,1–1,2 млн новых мест в детских садах.

    По состоянию на 1 апреля 2015 г. в целом по Российской Федерации доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет составляет 95,3% (на 1 января 2015 г. – 93,7%). Не обеспеченными местом в образовательных организациях, реализующих программы дошкольного образования («очередность», «актуальный спрос»), в настоящий момент остаются около 280 тыс. человек.

    Такие результаты достигнуты за счет эффективной работы в субъектах Российской Федерации по вводу новых мест в дошкольном образовании. В 2013–2014 годах в Российской Федерации было введено свы­ше 787 тыс. мест в детских садах, в том числе 386 тыс. за 2014 год (на 9,7% больше запланированного ввода). За первый квартал текущего года было введено еще около 100 тыс. мест – завершены работы, начатые в прошлом году. Детские сады – это и решение важной социальной задачи, и создание условий для развития экономики: 600 тыс. молодых мам смогли продолжить профессиональную карьеру.

    Более 99% доступность дошкольного образования обеспечена в 29 субъектах Российской Федерации. В 47 субъектах Российской Федерации обеспеченность местом для получения дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет составляет 90–99%.

    Наиболее острой проблема обеспечения доступности дошкольного образования остается в 9 субъектах Российской Федерации, где соответствующий показатель не достигает 90%: республики Бурятия (89,22%), Дагестан (57,71%), Ингушетия (38,31%), Крым (77,75%), Тыва (83,05%) и Чеченская Республика (83,64%); Красноярский край (88,87%), Омская (88,51%) область, г. Севастополь (82,53%).

    2. За эти два года федеральное софинансирование модернизации региональных систем дошкольного образования составило 97,4 млрд рублей; субъекты Российской Федерации выделили 70,5 млрд рублей.

    В 2014 году с учетом применения типовых проектов удалось снизить почти на 7,5% стоимость ввода 1 места за счет форм ввода «строительство» и «капитальный ремонт» в реальном выражении. Вместе с тем на 2,2% в реальном выражении увеличилась стоимость 1 места в случае выкупа соответствующих площадей у частных инвесторов.

    На 2015 год Правительство России выделило на софинансирование обеспечения доступности дошкольного образования 30 млрд рублей. С учетом регионального финансирования программы это позволит выполнить план 2015 года на 60–65%. Поэтому мы ожидаем решения Правительства еще по 20 млрд рублей.

    В случае сохранения федерального софинансирования программ модернизации региональных систем дошкольного образования в 2015 году на уровне 30 млрд рублей к концу года очередь в дошкольные образовательные организации составит 135 тыс. человек в 14 регионах.

    В случае доведения федеральных ассигнований до уровня 50 млрд рублей очередь будет ликвидирована в 71 субъекте Российской Федерации, в наиболее нуждающихся 14 регионах ожидать места в детском саду будет около 32 тыс. детей.

    Хотел бы также отметить, что в нескольких субъектах Российской Федерации, расположенных в Северо-Кавказском, Крымском, Дальневосточном федеральном округах и Бай­кальском регионе, уровень доступности на начало реализации программы в 2012 году был существенно ниже (менее 75%), чем в остальных регионах (более 85%). В 2016–2019 годах работа будет продолжена в рамках государ­ственных программ «Юг России», «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона», ФЦП «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя».

    3. В качестве инструмента мониторинга доступности дошкольного образования,
    а также в качестве механизма записи детей в дет­ские сады в начале 2014 года в субъектах Российской Федерации была введена в эксплуатацию Электронная очередь. Минобрнауки России совместно с Минкомсвязью России разработало и направило в субъекты Рос­сий­ской Федерации Единые функционально-технические требования к региональным информационным ресурсам. В соответствии с полномочиями в регионах разработаны и приняты административные регламенты оказания услуги по приему заявлений, постановке на учет и зачислению в образовательные организации, реализующие программу дошкольного образования.

    В регионах приняты соответствующие региональные акты. Но эти акты регламентируют техническое функционирование системы. Так, в прошедшем году в Минобрнауки России поступали обращения о непрозрачности очереди – стоящие в очереди дети могли с течением времени «отодвигаться» в конец очереди. Министерство проанализировало данные обращения и направило в регионы разъяснения, в том числе касающиеся обеспечения равного доступа к услугам дошкольного образования для всех категорий граждан, а также о перечне льготных категорий граждан.

    Для обеспечения прозрачности и единообразной правоприменительной практики мы проанализируем действующие региональные акты и организуем работу по их унификации и уточнению административных регламентов по предоставлению данной услуги.

    4. Были опасения, что повышение доступности дошкольного образования в регионах может осуществляться в том числе через увеличение наполняемости групп, соответственно – нагрузки на 1 педагогического работника. Федеральная статистика по дошкольному образованию в соответствии с федеральным планом статработ поступает к нам в начале мая. По данным за 2012–2013 годы, наполняемость групп увеличилась всего на 2,6% и составила 21,5 человек.

    По нашим оценкам численность воспитанников в расчете на 1 педагога по итогам года увеличилась всего на 0,2 – с 11,0 до 11,2 человек. Чеченская Республика и многие другие регионы являются примером того, что работа по комплектованию кадрами новых детских садов ведется системно. Вместе с тем ряд субъектов Российской Федерации по данному показателю находится в «предельной» ситуации: Тюменская область (19,2 чел.); Республика Бурятия (16,9 чел.); Амурская область (14,8 чел.), Калининградская область (13,1 чел.). При внесении изменений в отраслевые дорожные карты будем выходить на решения, которые учитывают особенности регионов и не ставят под угрозу качество образования.

    В 2013 году в соответствии с Указом Президента разработан и утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. За 2014 год по новым образовательным программам, соответствующим стандарту, обучается 18% детей. Развернута масштабная программа повышения квалификации педагогов. К настоящему моменту более 35% от принятых на работу педагогов прошли соответствующую подготовку.

    5. Проблема доступности дошкольного образования решается в том числе через развитие негосударственного дошкольного образования. За последние два года была принята нормативная база, позволяющая негосудар­ственным детским садам (имеющим лицензию) получать государственное финансирование; из санитарных норм и правил исключены избыточные требования к помещениям при открытии негосударственных детских садов.

    Министерство обеспечивает методиче­скую поддержку регионов по правовым вопросам развития негосударственного сектора дошкольного образования, механизмам финансирования частных детских садов. Число частных организаций по данным Роспотребнадзора увеличилось за 2 года с 1 452 до 2 459 детских садов. При этом в 2013 году численность детей, родители которых выбрали услуги частных детских садов, составила 12,1 тыс. человек, а в 2014 году – 13,9 тыс. человек.

    Значимых успехов в развитии частных дет­ских садов достигли в Самарской области (в негосударственных детских садах обучается более 11% детей); Ямало-Ненецкий автономный округ (7%); Республика Саха (6,7%). Примеры этих регионов четко показывают, что необходимая нормативная база для развития частного дошкольного образования создана.

    В регионах эффективно реализуется несколько моделей – при государственной поддержке развиваются частные детские сады; ответственная позиция бизнеса позволяет создавать детские сады при крупных предприятиях, компаниях.

    Выберите один из подарков
    Выберите один из товаров, чтобы получить подарок
    • Комментарии
    Загрузка комментариев...
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    © 2007 - 2024. Активная ссылка на sdo-journal.ru обязательна.
    Политика конфиденциальности

    О ЖУРНАЛЕ
    О ЖУРНАЛЕ
    О журнале
    Редакция
    Новости
    Контакты
    СТАТЬИ
    СТАТЬИ
    Все статьи
    Номера
    Статьи по авторам
    Статьи по рубрикам
    АВТОРАМ
    АВТОРАМ
    Информация для авторов
    Подать статью