Дмитрий Ливанов о развитии системы дошкольного образования в Российской Федерации
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная
Аннотация
Полный текст статьи
Как вы знаете, развитию системы образования и науки посвящен отдельный Указ – №599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки».
В сфере общего образования в последние годы были сделаны очень значимые инвестиции. Во многом благодаря им российская школа переходит на работу в соответствии с принятыми государственными стандартами, в завершающемся учебном году по стандарту обучались все ученики начальной школы. Впервые в российском образовании разработан профессиональный стандарт педагога, направленный на повышение мотивации педагогических работников к достижению более высоких результатов профессиональной деятельности, развитию профессиональных компетенций, планированию карьеры.
Поддержка лучших университетов приносит очевидные результаты: за прошедший год в первую сотню международных предметных рейтингов по направлениям вошли 5 наших университетов: МГУ им. М. В. Ломоносова, Новосибирский государственный университет, Ядерный университет МИФИ, СПбГУ и НИУ ВШЭ.
В своем выступлении я бы хотел рассказать о нашей работе в части обеспечения доступности дошкольного и дополнительного образования детей.
1. По состоянию на конец 2012 года потребность в новых местах для обеспечения всех желающих посещать детский сад в возрасте от 3 до 7 лет составляла около 370 тыс. человек. Демографические расчеты свидетельствовали о том, что в 2013–2015 годах среднегодовой прирост численности детей в этих возрастах будет составлять 250–270 тыс. человек ежегодно. Таким образом, для обеспечения 100% доступности дошкольного образования в 2013–2015 годах, по нашим оценкам, требовалось ввести около 1,1–1,2 млн новых мест в детских садах.
По состоянию на 1 апреля 2015 г. в целом по Российской Федерации доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет составляет 95,3% (на 1 января 2015 г. – 93,7%). Не обеспеченными местом в образовательных организациях, реализующих программы дошкольного образования («очередность», «актуальный спрос»), в настоящий момент остаются около 280 тыс. человек.
Такие результаты достигнуты за счет эффективной работы в субъектах Российской Федерации по вводу новых мест в дошкольном образовании. В 2013–2014 годах в Российской Федерации было введено свыше 787 тыс. мест в детских садах, в том числе 386 тыс. за 2014 год (на 9,7% больше запланированного ввода). За первый квартал текущего года было введено еще около 100 тыс. мест – завершены работы, начатые в прошлом году. Детские сады – это и решение важной социальной задачи, и создание условий для развития экономики: 600 тыс. молодых мам смогли продолжить профессиональную карьеру.
Более 99% доступность дошкольного образования обеспечена в 29 субъектах Российской Федерации. В 47 субъектах Российской Федерации обеспеченность местом для получения дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет составляет 90–99%.
Наиболее острой проблема обеспечения доступности дошкольного образования остается в 9 субъектах Российской Федерации, где соответствующий показатель не достигает 90%: республики Бурятия (89,22%), Дагестан (57,71%), Ингушетия (38,31%), Крым (77,75%), Тыва (83,05%) и Чеченская Республика (83,64%); Красноярский край (88,87%), Омская (88,51%) область, г. Севастополь (82,53%).
2. За эти два года федеральное софинансирование модернизации региональных систем дошкольного образования составило 97,4 млрд рублей; субъекты Российской Федерации выделили 70,5 млрд рублей.
В 2014 году с учетом применения типовых проектов удалось снизить почти на 7,5% стоимость ввода 1 места за счет форм ввода «строительство» и «капитальный ремонт» в реальном выражении. Вместе с тем на 2,2% в реальном выражении увеличилась стоимость 1 места в случае выкупа соответствующих площадей у частных инвесторов.
На 2015 год Правительство России выделило на софинансирование обеспечения доступности дошкольного образования 30 млрд рублей. С учетом регионального финансирования программы это позволит выполнить план 2015 года на 60–65%. Поэтому мы ожидаем решения Правительства еще по 20 млрд рублей.
В случае сохранения федерального софинансирования программ модернизации региональных систем дошкольного образования в 2015 году на уровне 30 млрд рублей к концу года очередь в дошкольные образовательные организации составит 135 тыс. человек в 14 регионах.
В случае доведения федеральных ассигнований до уровня 50 млрд рублей очередь будет ликвидирована в 71 субъекте Российской Федерации, в наиболее нуждающихся 14 регионах ожидать места в детском саду будет около 32 тыс. детей.
Хотел бы также отметить, что в нескольких субъектах Российской Федерации, расположенных в Северо-Кавказском, Крымском, Дальневосточном федеральном округах и Байкальском регионе, уровень доступности на начало реализации программы в 2012 году был существенно ниже (менее 75%), чем в остальных регионах (более 85%). В 2016–2019 годах работа будет продолжена в рамках государственных программ «Юг России», «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона», ФЦП «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя».
3. В качестве инструмента мониторинга доступности дошкольного образования,
а также в качестве механизма записи детей в детские сады в начале 2014 года в субъектах Российской Федерации была введена в эксплуатацию Электронная очередь. Минобрнауки России совместно с Минкомсвязью России разработало и направило в субъекты Российской Федерации Единые функционально-технические требования к региональным информационным ресурсам. В соответствии с полномочиями в регионах разработаны и приняты административные регламенты оказания услуги по приему заявлений, постановке на учет и зачислению в образовательные организации, реализующие программу дошкольного образования.
В регионах приняты соответствующие региональные акты. Но эти акты регламентируют техническое функционирование системы. Так, в прошедшем году в Минобрнауки России поступали обращения о непрозрачности очереди – стоящие в очереди дети могли с течением времени «отодвигаться» в конец очереди. Министерство проанализировало данные обращения и направило в регионы разъяснения, в том числе касающиеся обеспечения равного доступа к услугам дошкольного образования для всех категорий граждан, а также о перечне льготных категорий граждан.
Для обеспечения прозрачности и единообразной правоприменительной практики мы проанализируем действующие региональные акты и организуем работу по их унификации и уточнению административных регламентов по предоставлению данной услуги.
4. Были опасения, что повышение доступности дошкольного образования в регионах может осуществляться в том числе через увеличение наполняемости групп, соответственно – нагрузки на 1 педагогического работника. Федеральная статистика по дошкольному образованию в соответствии с федеральным планом статработ поступает к нам в начале мая. По данным за 2012–2013 годы, наполняемость групп увеличилась всего на 2,6% и составила 21,5 человек.
По нашим оценкам численность воспитанников в расчете на 1 педагога по итогам года увеличилась всего на 0,2 – с 11,0 до 11,2 человек. Чеченская Республика и многие другие регионы являются примером того, что работа по комплектованию кадрами новых детских садов ведется системно. Вместе с тем ряд субъектов Российской Федерации по данному показателю находится в «предельной» ситуации: Тюменская область (19,2 чел.); Республика Бурятия (16,9 чел.); Амурская область (14,8 чел.), Калининградская область (13,1 чел.). При внесении изменений в отраслевые дорожные карты будем выходить на решения, которые учитывают особенности регионов и не ставят под угрозу качество образования.
В 2013 году в соответствии с Указом Президента разработан и утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. За 2014 год по новым образовательным программам, соответствующим стандарту, обучается 18% детей. Развернута масштабная программа повышения квалификации педагогов. К настоящему моменту более 35% от принятых на работу педагогов прошли соответствующую подготовку.
5. Проблема доступности дошкольного образования решается в том числе через развитие негосударственного дошкольного образования. За последние два года была принята нормативная база, позволяющая негосударственным детским садам (имеющим лицензию) получать государственное финансирование; из санитарных норм и правил исключены избыточные требования к помещениям при открытии негосударственных детских садов.
Министерство обеспечивает методическую поддержку регионов по правовым вопросам развития негосударственного сектора дошкольного образования, механизмам финансирования частных детских садов. Число частных организаций по данным Роспотребнадзора увеличилось за 2 года с 1 452 до 2 459 детских садов. При этом в 2013 году численность детей, родители которых выбрали услуги частных детских садов, составила 12,1 тыс. человек, а в 2014 году – 13,9 тыс. человек.
Значимых успехов в развитии частных детских садов достигли в Самарской области (в негосударственных детских садах обучается более 11% детей); Ямало-Ненецкий автономный округ (7%); Республика Саха (6,7%). Примеры этих регионов четко показывают, что необходимая нормативная база для развития частного дошкольного образования создана.
В регионах эффективно реализуется несколько моделей – при государственной поддержке развиваются частные детские сады; ответственная позиция бизнеса позволяет создавать детские сады при крупных предприятиях, компаниях.
- Комментарии