Габдулхаков В.Ф., Башинова С.Н. Приемы формирования у детей навыков связной речи
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная
Аннотация
В статье говорится о приемах формирования у детей навыков связной речи как важном средстве поддержки познавательной инициативы детей в ДОУ и семье. Исследование проводилось в течение 5 лет, с 2014 по 2019 гг, среди детей старшего дошкольного возраста и педагогов. Были обследованы 1233 ребенка и 456 воспитателей. В основе исследования лежит лингвистическая концепция текста, обоснованная в работах М.М. Бахтина, были применены методы лингвистического анализа текста (связной речи). Использование этих методов при диагностике речевого развития детей и воспитателей показало, что существующая в настоящее время в ДОУ речевая работа практически не направлена на формирование навыков связной речи: связность отсутствует не только в речи детей, но и в речи воспитателей. Методические приемы, предполагающие использование структурных особенностей текста (межфразовой связи, смысловой структуры, структуры сложного синтаксического целого), позволили существенно повысить уровень развития связной речи детей и воспитателей.
Исследование показало, что связная речь – это важное средство развития когнитивных способностей ребенка. Ведь как ребенок говорит (связно или несвязно), так он и мыслит, организует и направляет познавательную деятельность. Исследование доказывает: в старшем дошкольном возрасте возникают новые задачи общения – активно развивается общение со взрослыми, возникают задачи интерпретации содержания цифровых ресурсов, телевизионной и компьютерной мультипликации и т.д. Поэтому развивать когнитивные способности детей средствами детской литературы, музыкальной, изобразительной, физической, математической культуры следует на основе учета особенностей не только мышления, но связной речи.
Литература
2. Алабужева С.В. Риторика для старших дошкольников и младших школьников. – Ижевск: Удмуртский госуниверситет, 2013.
3. Александрова Т.И. Сказка «Катя в Игрушечном городе». URL: https://gazky.ru/skazki-po-alfavitu/t-i-aleksandrova-katya-v-igrushechnom-gorode/#bezdelushka (дата обращения 5.07.2019).
4. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / Сост. С.Г. Бочаров, примеч.
С.С. Аверинцев и С.Г. Бочаров. – М.: Искусство, 1979. 423 с. URL: http://teatr-lib.ru/Library/Bahtin/esthetic/ (дата обращения 5.07.2019).
5. Бондаренко А.К. Теория дидактических игр и практика их использования
в детском саду. – М.: Издательство МГПИ, 2015. – 96 с.
6. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М: Мозаика-Синтез, 2019.
7. Выготский Л.С. Психология развития человека [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://yanko.lib.ru/books/psycho/vugotskiy-psc_razv_chel-7-myshlenie_i_rech.pdf (дата обращения: 29.07.2019)
8. Габдулхаков В.Ф., Хисамова В.Н. Лингводидактика поликультурного языкового образования. – М.: Национальный книжный центр, 2012. – 248 с.
9. Габдулхаков В.Ф. Об умении выделять абзацы // Русский язык в школе. – 1983. – №3. – С. 48–50.
10. Ганс Христиан Андерсен. Сказка «Снежная королева». URL: https://mishka-knizhka.ru/skazki-dlay-detey/zarubezhnye-skazochniki/skazki-andersena/snezhnaja-korol... (дата обращения 5.07.2019).
11. Гиндин С.И. Связный текст: формальное определение и элементы типологии / АН СССР. Ин-т рус. яз. – М., 1971. – 44 с.
12. Кулагина И.Ю. Психология развития и возрастная психология. – М.: Академический проект, 2015. – 420 c.
13. Ладыжевская Т.А. Живое слово: Устная речь как средство и предмет обучения [Электронный ресурс]. – URL: http://itexts.net/avtor-taisa-alekseevna-ladyzhenskaya/190740-zhivoe-slovo-taisa-ladyzhenskaya/read/... (дата обращения: 25.01.2019).
14. Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. – СПб., 1996. URL: https://studfiles.net/preview/1101601/ (дата обращения 5.07.2019).
15. Микляева Н.В. Дошкольная педагогика / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева,
Н.А. Виноградова. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 411 с.
16. Пляцковский М. Мишкины книжки: URL: https://mishka-knizhka.ru/skazki-pro-volka/ (дата обращения 5.07.2019).
17. Сытина О.И. К вопросу о развитии связной речи у старших дошкольников // Молодой ученый. – 2017. – №51. – С. 296–297.
18. Текучев А.В. Теория и методика преподавания русского языка в средней школе. Практические занятия. – М.: МГПИ, 2006. – 199 с.
19. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. 2-е изд. – М.: Сфера, 2014. – 396 c.
20. Этнос и культура в межнациональных коммуникациях ХХI века / Под ред. проф.
В.Ф. Габдулхакова. URL:https://kpfu.ru/psychology/nauchno-issledovatelskaya-deyatelnost/nauchno-obrazovatelnyj-centr/arhiv-... (дата обращения 5.07.2019).
21. Gabdulchakov V.F., Bashinova S.N., Yashina O.V., Taraskina I.V. (2018). Integrative Mechanisms for Increas¬ing Efficiency of Educational and Methodological Interaction between Teacher and Student. Integratsiya obrazo-vaniya = Integration of Education. 2018. 22(2):248-261. DOI: 10.15507/1991-9468.091.022.201802.248-261
22. Gabdulkhakov V.F., Shishova E.O. (2018). Multicultural Training Of Future Teachers In The Context Of Ethnic Tensions. Future Academy. The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences. IFTE 2018. 4th International Forum on Teacher Education. https://dx.doi.org/10.15405/epsbs.2018.09.76. No: 76. Pages: 651-660.
- Комментарии