Габдулхаков В.Ф. О взаимосвязанном развитии физических и когнитивных способностей детей
Скачать в формате PDF
DOI:
10.24411/1997-9657-2021-10092
Ключевые слова:
Для цитирования статьи:
Габдулхаков В.Ф. О взаимосвязанном развитии физических и когнитивных способностей детей // Современное дошкольное образование. – 2021. – №1(103). – С. 18–26. DOI: 10.24411/1997-9657-2021-10092
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная
Аннотация
Актуальность предпринятого исследования обусловлена необходимостью развивать когнитивные, регуляторные функции детей старшего дошкольного возраста, готовить их к обучению в начальной школе. Последние исследования утверждают, что связь физической и когнитивной деятельности сложна и многообразна: в одних случаях физическая активность влияет на развитие когнитивных, регуляторных функций, в других – нет. Мы нашли необычную форму физически активной деятельности – танцевальную деятельность. Акробатический рок-н-ролл оказался тем танцем, который нравится детям.
Цели исследования – провести педагогический эксперимент, обосновать критерии эффективности, разработать рекомендации по реализации взаимосвязи физического и когнитивного развития детей.
Новизна исследования заключается в использовании в качестве физически активного инструмента акробатического рок-н-ролла, в качестве критерия эффективности взаимосвязи когнитивно-познавательной и физически активной деятельности критерия смысловой структуры текста.
Методология исследования опирается на положение о том, что внешняя и смысловая сторона речи – есть единство, которое представляет собой речевое мышление (Выготский, 1999), а также структурный подход к анализу речи (Morgenthaler, 1980), диалектический – к творческой деятельности детей (Веракса, 2020).
Результаты получены с заметным положительным сдвигом: в экспериментальных группах правильно передать тему и идею сказки смогли 73% детей, в контрольных только 54% (в экспериментальных на 19% больше); правильно передать микротемы смогли 81% детей (на 36% больше); основные мысли (ядра информации абзацных предложений) смогли правильно передать на 26% больше.
Литература
- Балунова Е.Н. Методика обучения детей в акробатическом рок-н-ролле. Автореф. дис. … канд. психол. наук. – СПб. 23 с.
- Богдашин О. Танцуем рок-н-ролл. [Электронный ресурс]. URL https://www.musicaneo.com/ru/sheetmusic/sm-57781_tancuem_rok-n-roll.html (Дата обращения 29.12.2020).
- Веракса А.Н. Развитие регуляторных функций дошкольников в образовательном процессе // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. – 2015. – №3. – С. 65–73.
- Веракса А.Н., Веракса Н.Е. Психологический анализ сказок и рассказов в контексте психического развития ребенка // Современное дошкольное образование. – 2020. – № 6(102). – С. 12–20. DOI: 10.24411/1997-9657-2020-10086
- Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. – М.: Лабиринт, 1999. – 352 с. URL http://www.bim-bad.ru/docs/vygotsky_myshlenije_i_rech.pdf (дата обращения 12.12.2020).
- Герасимова Л.Л. Акробатический рок-н-ролл как третий урок физической культуры. [Электронный ресурс]. URL https://www.uchportal.ru/publ/23-1-0-8048 (Дата обращения 29.12.2020).
- Кириллова Ю.А. Комплексы упражнений (ОРУ) и подвижных игр на свежем воздухе для детей логопедических групп (ОНР) с 3 до 7 лет. Младшая и средняя группы. – М.: Детство-Пресс. – 320 c.
- Клепацкая Л.Б. Внимание, мышление, речь. Комплекс упражнений (грубая форма афазии). Часть 1. Работа над пониманием обращенной речи. – М.: Секачев В.Ю. – 120 c.
- Ambrosi, S.; Lemaire, P.; Blaye, A. (2016). Do young children modulate their cognitive control? Sequential congruency effects across three conflict tasks in 5-to-6 year-olds. Exp. Psychol. 63, 117-126.
- Becker, D.R.; McClelland, M.M.; Loprinzi, P.; Trost, S.G. (2014). Physical Activity, Self-Regulation, and Early Academic Achievement in Preschool Children. Early Educ. Dev. 25, 56-70.
- Blackwell, K.A.; Munakata, Y. (2014). Costs and benefits linked to developments in cognitive control. Dev. Sci. 17, 203-211.
- Blair, C.; Raver, C.C. (2015). School Readiness and Self-Regulation: A Developmental Psychobiological Approach. Annu. Rev. Psychol. 66, 711-731.
- Chaddock, L.; Erickson, K.I.; Prakash, R.S.; Kim, J.S.; Voss, M.W.; Vanpatter, M.; Pontifex, M.B.; Raine, L.B.; Konkel, A.; Hillman, C.H.; et al. (2010). A neuroimaging investigation of the association between aerobic fitness, hippocampal volume, and memory performance in preadolescent children. Brain Res. 1358, 172-183.
- Chang, Y.-K.; Tsai, C.-L.; Hung, T.-M.; So, E.C.; Chen, F.-T.; Etnier, J.L. (2011). Effects of acute exercise on executive function: A study with a Tower of London Task. J. Sport Exerc. Psychol. 33, 847-865.
- Chevalier, N.; Martis, S.B.; Curran, T.; Munakata, Y. (2015). Metacognitive processes in executive control development: The case of reactive and proactive control. J. Cogn. Neurosci. 27, 1125-1136.
- Hernandez, M.M.; Eisenberg, N.; Valiente, C.; Spinrad, T.L.; Johns, S.K.; Berger, R.H.; Silva, K.M.; Diaz, A.; Gal-Szabo, D.E.; Thompson, M.S.; et al. (2018). Self-Regulation and Academic Measures Across the Early Elementary School Grades: Examining Longitudinal and Bidirectional Associations. Early Educ. Dev. 29, 914-938.
- Kamijo, K.; Abe, R. (2019). Aftere_ects of Cognitively Demanding Acute Aerobic Exercise on Working Memory. Med. Sci. Sports Exerc. 51, 153-159.
- Kim, H.; Duran, C.A.K.; Cameron, C.E.; Grissmer, D. (2018). Developmental Relations Among Motor and Cognitive Processes and Mathematics Skills. Child Dev. 89, 476-494.
- Mackie, M.A.; Van Dam, N.T.; Fan, J. (2013). Cognitive control and attentional functions. Brain Cogn. 82, 301–312.
- McClelland, M.M.; Cameron, C.E. (2012). Self-Regulation Early Childhood: Improving Conceptual Clarity and Developing Ecologically Valid Measures. Child Dev. Perspect. 6, 136-142.
- Morgenthaler E. (1980). Kommunikationsorientierte Textgrammatik. Dьsseldorf. Pp. 5-12.
- Moriguchi, Y.; Hiraki, K. (2013). Prefrontal cortex and executive function in young children: A review of NIRS studies. Front. Hum. Neurosci. 7, 867.
- Norris, E.; van Steen, T.; Direito, A.; Stamatakis, E. (2020). Physically active lessons in schools and their impact on physical activity, educational, health and cognition outcomes: A systematic review and meta-analysis. Br. J. Sports Med. 54, 826-838.
- Nuria, Urena, Noelia, Fernandez, David, Cardenas, Iker, Madinabeitia and Francisco, Alarcon. (2020). Acute E_ect of Cognitive Compromise during Physical Exercise on Self-Regulation in Early Childhood Education. Int. J. Environ. Res. Public Health, 17. 2-18.
- Robinson, L.E.; Palmer, K.K.; Bub, K.L. (2016). Effect of the Children’s Health Activity Motor Program on Motor Skills and Self-Regulation in Head Start Preschoolers: An Efficacy Trial. Front. Public Health 4, 173.
- Scudder, M.R.; Lambourne, K.; Drollette, E.S.; Herrmann, S.D.; Washburn, R.A.; Donnelly, J.E.; Hillman, C.H. (2014). Aerobic capacity and cognitive control in elementary school-age children. Med. Sci. Sports Exerc. 46, 1025-1035.
- Tomporowski, P.D.; McCullick, B.; Pendleton, D.M.; Pesce, C. (2015). Exercise and children’s cognition: The role of exercise characteristics and a place for metacognition. J. Sport Health Sci. 4, 47–55.
- Tsujimoto, S.; Kuwajima, M.; Sawaguchi, T. (2007). Developmental fractionation of working memory and response inhibition during childhood. Exp. Psychol. 54, 30-37.
- Verburgh, L.; Konigs, M.; Scherder, E.J.A.; Oosterlaan, J. (2014). Physical exercise and executive functions in preadolescent children, adolescents and young adults: A meta-analysis. Br. J. Sports Med. 48, 973-979.
- Wiebe, S.A.; Sheffield, T.; Nelson, J.M.; Clark, C.A.C.; Chevalier, N.; Espy, K.A. (2011). The structure of executive function in 3-year-olds. J. Exp. Child Psychol. 108, 436-452.
- Комментарии
Загрузка комментариев...