Журнал «Современное дошкольное образование»
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
ВКЛЮЧЕН В ПЕРЕЧЕНЬ ВАК ПРИ МИНОБРНАУКИ РФ
RU EN
ISSN 2782-4519 (Print) 16+
ISSN 2949-5962 (Online)
Войти
Поиск
О журнале
  • О журнале
  • История журнала
  • Индексирование
  • Открытый доступ
  • Редакционная этика и политика
  • Рецензирование
  • Подписка
  • Партнеры
Новости
Редакция
  • Главный редактор
  • Редакционный Совет
  • Контакты
Авторам
  • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
  • Подача рукописи
  • Договор-оферта
  • Подать статью
Номера журнала
  • Все номера
  • Все статьи
  • Статьи по авторам
  • Рубрики
  • Подкасты
Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Меню  
    • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Контакты
    • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Поиск
    Кабинет
    ISSN 2782-4519 (Print) 16+
    ISSN 2949-5962 (Online)
    Вход
    Регистрация
    • О журнале
      • Назад
      • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Назад
      • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Контакты
    • Авторам
      • Назад
      • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Назад
      • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    • Мой кабинет
    Москва, Проспект Маршала Жукова, д.78, корп.2
    journal@msbook.ru
    ГЛАВНАЯ НОМЕРА ЖУРНАЛА МОИ СТАТЬИ КАБИНЕТ
    • Главная
    • Номера журнала
    • Все статьи журнала
    • Все статьи
    • Габдулхаков В.Ф. О взаимосвязанном развитии физических и когнитивных способностей детей

    Габдулхаков В.Ф. О взаимосвязанном развитии физических и когнитивных способностей детей

    Габдулхаков В.Ф.  О взаимосвязанном развитии физических и когнитивных способностей детей
    Скачать в формате PDF
    DOI: 10.24411/1997-9657-2021-10092
    Ключевые слова: взаимосвязь когнитивный физический деятельность дошкольник акробатический рок-н-ролл
    Для цитирования статьи:
    Габдулхаков В.Ф. О взаимосвязанном развитии физических и когнитивных способностей детей // Современное дошкольное образование. – 2021. – №1(103). – С. 18–26. DOI: 10.24411/1997-9657-2021-10092

    Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная

    СДО - 2021. - №1
    Габдулхаков Валерьян Фаритович
    доктор педагогических наук, профессор Института психологии и образования ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», руководитель НОЦ педагогических исследований, заведующий Центром прикладной педагогики Академии наук Республики Татарстан, Заслуженный деятель науки, Заслуженный учитель Республики Татарстан, Казань, Россия

    Аннотация

    Актуальность предпринятого исследования обусловлена необходимостью развивать когнитивные, регуляторные функции детей старшего дошкольного возраста, готовить их к обучению в начальной школе. Последние исследования утверждают, что связь физической и когнитивной деятельности сложна и многообразна: в одних случаях физическая активность влияет на развитие когнитивных, регуляторных функций, в других – нет. Мы нашли необычную форму физически активной деятельности – танцевальную деятельность. Акробатический рок-н-ролл оказался тем танцем, который нравится детям.

    Цели исследования – провести педагогический эксперимент, обосновать критерии эффективности, разработать рекомендации по реализации взаимосвязи физического и когнитивного развития детей.

    Новизна исследования заключается в использовании в качестве физически активного инструмента акробатического рок-н-ролла, в качестве критерия эффективности взаимосвязи когнитивно-познавательной и физически активной деятельности критерия смысловой структуры текста.

    Методология исследования опирается на положение о том, что внешняя и смысловая сторона речи – есть единство, которое представляет собой речевое мышление (Выготский, 1999), а также структурный подход к анализу речи (Morgenthaler, 1980), диалектический – к творческой деятельности детей (Веракса, 2020).

    Результаты получены с заметным положительным сдвигом: в экспериментальных группах правильно передать тему и идею сказки смогли 73% детей, в контрольных только 54% (в экспериментальных на 19% больше); правильно передать микротемы смогли 81% детей (на 36% больше); основные мысли (ядра информации абзацных предложений) смогли правильно передать на 26% больше.

    Current View
    Current View

    Enter the password to open this PDF file:

    File name:

    -

    File size:

    -

    Title:

    -

    Author:

    -

    Subject:

    -

    Keywords:

    -

    Creation Date:

    -

    Modification Date:

    -

    Creator:

    -

    PDF Producer:

    -

    PDF Version:

    -

    Page Count:

    -

    Preparing document for printing...
    0%

    Литература

    1. Балунова Е.Н. Методика обучения детей в акробатическом рок-н-ролле. Автореф. дис. … канд. психол. наук. – СПб. 23 с.
    2. Богдашин О. Танцуем рок-н-ролл. [Электронный ресурс]. URL https://www.musicaneo.com/ru/sheetmusic/sm-57781_tancuem_rok-n-roll.html (Дата обращения 29.12.2020).
    3. Веракса А.Н. Развитие регуляторных функций дошкольников в образовательном процессе // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. – 2015. – №3. – С. 65–73.
    4. Веракса А.Н., Веракса Н.Е. Психо­логический анализ сказок и рассказов в контексте психического развития ребенка // Современное дошкольное образование. – 2020. – № 6(102). – С. 12–20. DOI: 10.24411/1997-9657-2020-10086
    5. Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. – М.: Лабиринт, 1999. – 352 с. URL http://www.bim-bad.ru/docs/vygotsky_myshlenije_i_rech.pdf (дата обращения 12.12.2020).
    6. Герасимова Л.Л. Акробатический рок-н-ролл как третий урок физической культуры. [Электронный ресурс]. URL https://www.uchportal.ru/publ/23-1-0-8048 (Дата обращения 29.12.2020).
    7. Кириллова Ю.А. Комплексы упражнений (ОРУ) и подвижных игр на свежем воздухе для детей логопедических групп (ОНР) с 3 до 7 лет. Младшая и средняя группы. – М.: Детство-Пресс. – 320 c.
    8. Клепацкая Л.Б. Внимание, мышление, речь. Комплекс упражнений (грубая форма афазии). Часть 1. Работа над пониманием обращенной речи. – М.: Секачев В.Ю. – 120 c.
    9. Ambrosi, S.; Lemaire, P.; Blaye, A. (2016). Do young children modulate their cognitive control? Sequential congruency effects across three conflict tasks in 5-to-6 year-olds. Exp. Psychol. 63, 117-126.
    10. Becker, D.R.; McClelland, M.M.; Loprinzi, P.; Trost, S.G. (2014). Physical Activity, Self-Regulation, and Early Academic Achievement in Preschool Children. Early Educ. Dev. 25, 56-70.
    11. Blackwell, K.A.; Munakata, Y. (2014). Costs and benefits linked to developments in cognitive control. Dev. Sci. 17, 203-211.
    12. Blair, C.; Raver, C.C. (2015). School Readiness and Self-Regulation: A Developmental Psychobiological Approach. Annu. Rev. Psychol. 66, 711-731.
    13. Chaddock, L.; Erickson, K.I.; Prakash, R.S.; Kim, J.S.; Voss, M.W.; Vanpatter, M.; Pontifex, M.B.; Raine, L.B.; Konkel, A.; Hillman, C.H.; et al. (2010). A neuroimaging investigation of the association between aerobic fitness, hippocampal volume, and memory performance in preadolescent children. Brain Res. 1358, 172-183.
    14. Chang, Y.-K.; Tsai, C.-L.; Hung, T.-M.; So, E.C.; Chen, F.-T.; Etnier, J.L. (2011). Effects of acute exercise on executive function: A study with a Tower of London Task. J. Sport Exerc. Psychol. 33, 847-865.
    15. Chevalier, N.; Martis, S.B.; Curran, T.; Munakata, Y. (2015). Metacognitive processes in executive control development: The case of reactive and proactive control. J. Cogn. Neurosci. 27, 1125-1136.
    16. Hernandez, M.M.; Eisenberg, N.; Valiente, C.; Spinrad, T.L.; Johns, S.K.; Berger, R.H.; Silva, K.M.; Diaz, A.; Gal-Szabo, D.E.; Thompson, M.S.; et al. (2018). Self-Regulation and Academic Measures Across the Early Elementary School Grades: Examining Longitudinal and Bidirectional Associations. Early Educ. Dev. 29, 914-938.
    17. Kamijo, K.; Abe, R. (2019). Aftere_ects of Cognitively Demanding Acute Aerobic Exercise on Working Memory. Med. Sci. Sports Exerc. 51, 153-159.
    18. Kim, H.; Duran, C.A.K.; Cameron, C.E.; Grissmer, D. (2018). Developmental Relations Among Motor and Cognitive Processes and Mathematics Skills. Child Dev. 89, 476-494.
    19. Mackie, M.A.; Van Dam, N.T.; Fan, J. (2013). Cognitive control and attentional functions. Brain Cogn. 82, 301–312.
    20. McClelland, M.M.; Cameron, C.E. (2012). Self-Regulation Early Childhood: Improving Conceptual Clarity and Developing Ecologically Valid Measures. Child Dev. Perspect. 6, 136-142.
    21. Morgenthaler E. (1980). Kommunikationsorientierte Textgrammatik. Dьsseldorf. Pp. 5-12.
    22. Moriguchi, Y.; Hiraki, K. (2013). Prefrontal cortex and executive function in young children: A review of NIRS studies. Front. Hum. Neurosci. 7, 867.
    23. Norris, E.; van Steen, T.; Direito, A.; Stamatakis, E. (2020). Physically active lessons in schools and their impact on physical activity, educational, health and cognition outcomes: A systematic review and meta-analysis. Br. J. Sports Med. 54, 826-838.
    24. Nuria, Urena, Noelia, Fernandez, David, Cardenas, Iker, Madinabeitia and Francisco, Alarcon. (2020). Acute E_ect of Cognitive Compromise during Physical Exercise on Self-Regulation in Early Childhood Education. Int. J. Environ. Res. Public Health, 17. 2-18.
    25. Robinson, L.E.; Palmer, K.K.; Bub, K.L. (2016). Effect of the Children’s Health Activity Motor Program on Motor Skills and Self-Regulation in Head Start Preschoolers: An Efficacy Trial. Front. Public Health 4, 173.
    26. Scudder, M.R.; Lambourne, K.; Drollette, E.S.; Herrmann, S.D.; Washburn, R.A.; Donnelly, J.E.; Hillman, C.H. (2014). Aerobic capacity and cognitive control in elementary school-age children. Med. Sci. Sports Exerc. 46, 1025-1035.
    27. Tomporowski, P.D.; McCullick, B.; Pendleton, D.M.; Pesce, C. (2015). Exercise and children’s cognition: The role of exercise characteristics and a place for metacognition. J. Sport Health Sci. 4, 47–55.
    28. Tsujimoto, S.; Kuwajima, M.; Sawaguchi, T. (2007). Developmental fractionation of working memory and response inhibition during childhood. Exp. Psychol. 54, 30-37.
    29. Verburgh, L.; Konigs, M.; Scherder, E.J.A.; Oosterlaan, J. (2014). Physical exercise and executive functions in preadolescent children, adolescents and young adults: A meta-analysis. Br. J. Sports Med. 48, 973-979.
    30. Wiebe, S.A.; Sheffield, T.; Nelson, J.M.; Clark, C.A.C.; Chevalier, N.; Espy, K.A. (2011). The structure of executive function in 3-year-olds. J. Exp. Child Psychol. 108, 436-452.
    Выберите один из подарков
    Выберите один из товаров, чтобы получить подарок
    • Комментарии
    Загрузка комментариев...
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    © 2007 - 2024. Активная ссылка на sdo-journal.ru обязательна.
    Политика конфиденциальности

    О ЖУРНАЛЕ
    О ЖУРНАЛЕ
    О журнале
    Редакция
    Новости
    Контакты
    СТАТЬИ
    СТАТЬИ
    Все статьи
    Номера
    Статьи по авторам
    Статьи по рубрикам
    АВТОРАМ
    АВТОРАМ
    Информация для авторов
    Подать статью