Гогоберидзе А.Г., Лазаренко В.П. Проектирование программы просветительской деятельности с учетом актуальных представлений о детстве старших дошкольников и их родителей
Скачать в формате PDF
Поступила:
17.07.2023
Принята к публикации:
26.08.2023
DOI:
10.24412/2782-4519-2023-5119-31-41
Ключевые слова:
Для цитирования статьи:
Гогоберидзе А.Г., Лазаренко В.П. Проектирование программы просветительской деятельности с учетом актуальных представлений о детстве старших дошкольников и их родителей // Современное дошкольное образование. – 2023. – №5(119). – С. 31–41. DOI: 10.24412/2782-4519-2023-5119-31-41
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная
Аннотация
Актуальность исследования. Изменения, происходящие в обществе и культуре, влияют на трансформацию такого социокультурного феномена, как детство. Получение актуальных знаний о детстве позволяет спрогнозировать особенности будущего общества, взрослое население которого составят современные дети. Получение данных о сходствах и различиях представлений о детстве у детей и взрослых может позволить выстроить эффективную просветительскую работу с родителями. Это поможет взрослым лучше понимать детей, изменить образовательный и воспитательный процесс в соответствии потребностями, ценностями, проблемами современных дошкольников. В статье представлены результаты исследования особенностей представлений о детстве как феномене у детей старшего дошкольного возраста и родителей старших дошкольников и проектирования на этой основе программы просветительской деятельности для родителей.
Организация исследования. Цель исследования заключалась в разработке методик и проведении сравнительного анализа представлений о детстве у детей и родителей и разработке программы просветительской деятельности с учетом выявленных особенностей. Диагностический исследовательский инструментарий включал модификации «мягких» методов (С.Н. Майорова-Щеглова): социографический метод (рисунок на заданную тему «Дети и их детство», анализ изображенного события), метод коллизий (анализ вербально представленной ситуации) и метод комиксов (придумывание ребенком реплик героя в представленных ситуациях). Кроме того, были использованы вспомогательный метод – беседа – для интерпретации детских рисунков и модифицированная методика проективного характера «Лесенка».
Результаты исследования. В результате исследования получены сравнительные данные о специфике представлений разных поколений о феномене «Детство», выявлены особенности понимания детства современными детьми и современными родителями, на этой основе разработана и апробирована программа просветительской деятельности для родителей. Программа просветительской деятельности: ориентирована на развитие родительской компетенции как интегративной способности решать задачи развития и воспитания детей, что предполагает осуществление комплексной просветительской работы, включающей стимулирование мотивации, становление позиции, обогащение представлений и формирование практических умений; предполагает организацию системы индивидуального сопровождения родителей, разнообразие форм работы, развития родительской рефлексии, стимулирование самостоятельности и осознанности через ведение персонального дневника; практикоориентирована, проиллюстрирована большим количеством примеров и кейсов из реальной практики; предполагает актуализацию существующего опыта родителей, помогает каждому увидеть точки собственного роста.
Выводы. Программа просветительской деятельности спроектирована на основе полученных данных о специфике представлений о феномене детства старших дошкольников и родителей и ориентирована на актуальные для современных родителей и детей проблемы воспитания ребенка в семье.
Литература
- Андреева А.Д. Психологический образ детства у родителей современных школьников // Вестник Мининского университета. – 2019. – №4 (29). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskiy-obraz-detstva-u-roditeley-sovremennyh-shkolniko (дата обращения: 07.02.2022).
- Бесчасная А.А. Исследование префигуративных аспектов современного детства // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. – 2019. – Т. 12. – №4. – С. 297–314. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-prefigurativnyh-aspektov-sovremennogo-detstva (дата обращения: 20.04.2023).
- Волосовец Т.В. Современные дискурсы феномена детства // Детствосбережение в дошкольном образовании: Концептуальные основы развития образования в интересах детства: монография. – М.: ФГБНУ ИИДСВ РАО, 2018. – С. 5–15.
- Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. – М.: Педагогика-Пресс, 1993. – 224 с.
- Данилова Е.Е. Представления современных родителей о собственном детстве и детстве своего ребенка: опыт сравнительного исследования // Вестник Мининского университета. – 2019. – №2 (27). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/predstavleniya-sovremennyh-roditeley-o-sobstvennom-detstve-i-detstve-svoego-rebenka-opyt-sravnitelnogo-issledovaniya (дата обращения: 07.02.2022).
- Детство XXI века: социогуманитарный тезаурус: тематический словарь-справочник / Отв. ред. С. Н. Майорова-Щеглова. – М.: РОС, 2018. – 638 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36726370 (дата обращения: 25.12.2022).
- Конвенция о правах ребенка: [одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989: вступила в силу для СССР 15.09.1990]. – Нью-Йорк, 1989. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9959/ (дата обращения: 20.05.2022).
- Мамычева Д.И. Детство – метаморфозы культурного взгляда: монография. – Таганрог, 2013. – 148 с.
- Мид М. Культура и мир детства / Пер. Ю.А. Асеевой. – М.: Директ-Медиа, 2007. – 878 с. URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=36134 (дата обращения: 17.04.2023).
- Минина А.В. Формирование педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности у детей дошкольного возраста: специальность 13.00.02 «Теория и методика обучения и воспитания»: Автореф. Дис… канд. пед. наук. – М., 2015. – 27 с. URL: https://www.dissercat.com/content/formirovanie-pedagogicheskoi-kompetentnosti-roditelei-v-vospitanii-samostoyatelnosti-detei-d (дата обращения: 25.12.2022).
- Митрофанова С.Ю. Тенденция глокализации детства // Мир науки. Социология, филология, культурология. – 2021. – №1. URL: https://sfk-mn.ru/PDF/08SCSK121.pdf (дата обращения: 25.12.2022).
- Поливанова К.Н. Детство сегодня – в науке и в жизни // Альманах Института коррекционной педагогики. – 2017. – №28. URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-28/childhood-today-in-science-and-in-life (дата обращения: 07.02.2022).
- Попкова Т.Д. Методология исследования детства: понятийный аппарат // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: философия, социология, право. – 2011. – №14 (109). – С. 195–201. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=19117295 (дата обращения: 25.12.2022).
- Поручение Президента Российской Федерации Министерству просвещения Российской Федерации: заседание Президиума Государственного Совета Российской Федерации от 25 мая 2022 года. URL:http://www.edu.ru/app.php/news/glavnye-novosti/vladimir-putin-poruchil-minprosveshcheniya-rossii-/ (дата обращения: 20.04.2023).
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. №1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства: Указ Президента Российской Федерации от 29.05.2017 г. №240. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41954 (дата обращения: 07.02.2022).
- Смирнова Е.О. Детская психология: учебник для вузов. – 3-е изд., перераб. – СПб.: Питер, 2016. – 301 с.
- Фельдштейн Д.И. Современное детство: проблемы и пути их решения // Вестник практической психологии образования. – 2009. – №2(19). – С. 28–32. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2009_n2/28199 (дата обращения: 25.12.2022).
- Эльконин Б.Д. Кризис детства и основания проектирования форм детского развития // Вопросы психологии. – 1992. – №5. – С. 7–13. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41140128 (дата обращения: 20.05.2022).
- Комментарии
Загрузка комментариев...