Журнал «Современное дошкольное образование»
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
ВКЛЮЧЕН В ПЕРЕЧЕНЬ ВАК ПРИ МИНОБРНАУКИ РФ
RU EN
ISSN 2782-4519 (Print) 16+
ISSN 2949-5962 (Online)
Войти
Поиск
О журнале
  • О журнале
  • История журнала
  • Индексирование
  • Открытый доступ
  • Редакционная этика и политика
  • Рецензирование
  • Подписка
  • Партнеры
Новости
Редакция
  • Главный редактор
  • Редакционный Совет
  • Редакция
  • Контакты
Авторам
  • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
  • Подача рукописи
  • Договор-оферта
  • Подать статью
Номера журнала
  • Все номера
  • Все статьи
  • Статьи по авторам
  • Рубрики
  • Подкасты
Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Меню  
    • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Редакция
      • Контакты
    • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Поиск
    Кабинет
    ISSN 2782-4519 (Print) 16+
    ISSN 2949-5962 (Online)
    Вход
    Регистрация
    • О журнале
      • Назад
      • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Назад
      • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Редакция
      • Контакты
    • Авторам
      • Назад
      • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Назад
      • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    • Мой кабинет
    Москва, Проспект Маршала Жукова, д.78, корп.2
    journal@msbook.ru
    ГЛАВНАЯ НОМЕРА ЖУРНАЛА МОИ СТАТЬИ КАБИНЕТ
    • Главная
    • Номера журнала
    • Все статьи журнала
    • Все статьи
    • Гогоберидзе А.Г., Лазаренко В.П. Проектирование программы просветительской деятельности с учетом актуальных представлений о детстве старших дошкольников и их родителей

    Гогоберидзе А.Г., Лазаренко В.П. Проектирование программы просветительской деятельности с учетом актуальных представлений о детстве старших дошкольников и их родителей

    Гогоберидзе А.Г., Лазаренко В.П.   Проектирование программы просветительской деятельности с учетом актуальных представлений о детстве старших дошкольников и их родителей
    Скачать в формате PDF
    Поступила: 17.07.2023
    Принята к публикации: 26.08.2023
    DOI: 10.24412/2782-4519-2023-5119-31-41
    Ключевые слова: детство представления о детстве дети старшего дошкольного возраста родители дошкольников дошкольное образование программа просветительской деятельности
    Для цитирования статьи:
    Гогоберидзе А.Г., Лазаренко В.П. Проектирование программы просветительской деятельности с учетом актуальных представлений о детстве старших дошкольников и их родителей // Современ­ное дошкольное образование. – 2023. – №5(119). – С. 31–41. DOI: 10.24412/2782-4519-2023-5119-31-41

    Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная

    СДО - 2023. - №5
    Гогоберидзе Александра Гививна
    член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой дошкольной педагогики, Институт детства Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, заместитель заведующего лабораторией дошкольного образования, Институт возрастной физиологии РАО, Санкт-Петербург (Москва, Россия)

    Лазаренко Виктория Павловна
    магистр психолого-педагогического образования, Институт детства Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург, Россия)

    Аннотация

    Актуальность исследования. Изменения, происходящие в обществе и культуре, влияют на трансформацию такого социокультурного феномена, как детство. Получение актуальных знаний о детстве позволяет спрогнозировать особенности будущего общества, взрослое население которого составят современные дети. Получение данных о сходствах и различиях представлений о детстве у детей и взрослых может позволить выстроить эффективную просветительскую работу с родителями. Это поможет взрослым лучше понимать детей, изменить образовательный и воспитательный процесс в соответствии потребностями, ценностями, проблемами современных дошкольников. В статье представлены результаты исследования особенностей представлений о детстве как феномене у детей старшего дошкольного возраста и родителей старших дошкольников и проектирования на этой основе программы просветительской деятельности для родителей.

    Организация исследования. Цель исследования заключалась в разработке методик и проведении сравнительного анализа представлений о детстве у детей и родителей и разработке программы просветительской деятельности с учетом выявленных особенностей. Диагностический исследовательский инст­рументарий включал модификации «мягких» методов (С.Н. Майорова-Щеглова): социографический метод (рисунок на заданную тему «Дети и их детство», анализ изображенного события), метод коллизий (анализ вербально представленной ситуации) и метод комиксов (придумывание ребенком реплик героя в представленных ситуациях). Кроме того, были использованы вспомогательный метод – беседа – для интерпретации детских рисунков и модифицированная методика проективного характера «Лесенка».

    Результаты исследования. В результате исследования получены сравнительные данные о специфике представлений разных поколений о феномене «Детство», выявлены особенности понимания детства современными детьми и современными родителями, на этой основе разработана и апробирована программа просветительской деятельности для родителей. Программа просветительской деятельности: ориентирована на развитие родительской компетенции как интегративной способности решать задачи развития и воспитания детей, что предполагает осуществление комплексной просветительской работы, включающей стимулирование мотивации, становление позиции, обогащение представлений и формирование практических умений; предполагает организацию системы индивидуального сопровождения родителей, разнообразие форм работы, развития родительской рефлексии, стимулирование самостоятельности и осознанности через ведение персонального дневника; практикоориентирована, проиллюстрирована большим количеством примеров и кейсов из реальной практики; предполагает актуализацию существующего опыта родителей, помогает каждому увидеть точки собственного роста.

    Выводы. Программа просветительской деятельности спроектирована на основе полученных данных о специфике представлений о феномене детства старших дошкольников и родителей и ориентирована на актуальные для современных родителей и детей проблемы воспитания ребенка в семье.

    Current View
    Current View

    Enter the password to open this PDF file:

    File name:

    -

    File size:

    -

    Title:

    -

    Author:

    -

    Subject:

    -

    Keywords:

    -

    Creation Date:

    -

    Modification Date:

    -

    Creator:

    -

    PDF Producer:

    -

    PDF Version:

    -

    Page Count:

    -

    Preparing document for printing...
    0%

    Литература

    1. Андреева А.Д. Психологический образ детства у родителей современных школьников // Вестник Мининского университета. – 2019. – №4 (29). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskiy-obraz-detstva-u-roditeley-sovremennyh-shkolniko (дата обращения: 07.02.2022).
    2. Бесчасная А.А. Исследование префигуративных аспектов современного детства // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. – 2019. – Т. 12. – №4. – С. 297–314. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-prefigurativnyh-aspektov-sovremennogo-detstva (дата обращения: 20.04.2023).
    3. Волосовец Т.В. Современные дискурсы феномена детства // Детствосбережение в дошкольном образовании: Концептуальные основы развития образования в интересах детства: монография. – М.: ФГБНУ ИИДСВ РАО, 2018. – С. 5–15.
    4. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. – М.: Педагогика-Пресс, 1993. – 224 с.
    5. Данилова Е.Е. Представления современных родителей о собственном детстве и детстве своего ребенка: опыт сравнительного исследования // Вестник Мининского университета. – 2019. – №2 (27). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/predstavleniya-sovremennyh-roditeley-o-sobstvennom-detstve-i-detstve-svoego-rebenka-opyt-sravnitelnogo-issledovaniya (дата обращения: 07.02.2022).
    6. Детство XXI века: социогуманитарный тезаурус: тематический словарь-справочник / Отв. ред. С. Н. Майорова-Щеглова. – М.: РОС, 2018. – 638 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36726370 (дата обращения: 25.12.2022).
    7. Конвенция о правах ребенка: [одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989: вступила в силу для СССР 15.09.1990]. – Нью-Йорк, 1989. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9959/ (дата обращения: 20.05.2022).
    8. Мамычева Д.И. Детство – метаморфозы культурного взгляда: монография. – Таганрог, 2013. – 148 с.
    9. Мид М. Культура и мир детства / Пер. Ю.А. Асеевой. – М.: Директ-Медиа, 2007. – 878 с. URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=36134 (дата обращения: 17.04.2023).
    10. Минина А.В. Формирование педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности у детей дошкольного возраста: специальность 13.00.02 «Теория и методика обучения и воспитания»: Автореф. Дис… канд. пед. наук. – М., 2015. – 27 с. URL: https://www.dissercat.com/content/formirovanie-pedagogicheskoi-kompetentnosti-roditelei-v-vospitanii-samostoyatelnosti-detei-d (дата обращения: 25.12.2022).
    11. Митрофанова С.Ю. Тенденция глокализации детства // Мир науки. Социология, филология, культурология. – 2021. – №1. URL: https://sfk-mn.ru/PDF/08SCSK121.pdf (дата обращения: 25.12.2022).
    12. Поливанова К.Н. Детство сегодня – в науке и в жизни // Альманах Института коррекционной педагогики. – 2017. – №28. URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-28/childhood-today-in-science-and-in-life (дата обращения: 07.02.2022).
    13. Попкова Т.Д. Методология исследования детства: понятийный аппарат // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: философия, социология, право. – 2011. – №14 (109). – С. 195–201. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=19117295 (дата обращения: 25.12.2022).
    14. Поручение Президента Российской Федерации Министерству просвещения Российской Федерации: заседание Президиума Государственного Совета Российской Федерации от 25 мая 2022 года. URL:http://www.edu.ru/app.php/news/glavnye-novosti/vladimir-putin-poruchil-minprosveshcheniya-rossii-/ (дата обращения: 20.04.2023).
    15. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. №1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
    16. Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства: Указ Президента Российской Федерации от 29.05.2017 г. №240. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41954 (дата обращения: 07.02.2022).
    17. Смирнова Е.О. Детская психология: учебник для вузов. – 3-е изд., перераб. – СПб.: Питер, 2016. – 301 с.
    18. Фельдштейн Д.И. Современное детство: проблемы и пути их решения // Вестник практической психологии образования. – 2009. – №2(19). – С. 28–32. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2009_n2/28199 (дата обращения: 25.12.2022).
    19. Эльконин Б.Д. Кризис детства и основания проектирования форм детского развития // Вопросы психологии. – 1992. – №5. – С. 7–13. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41140128 (дата обращения: 20.05.2022).
    Выберите один из подарков
    Выберите один из товаров, чтобы получить подарок
    • Комментарии
    Загрузка комментариев...
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    © 2007 - 2024. Активная ссылка на sdo-journal.ru обязательна.
    Политика конфиденциальности

    О ЖУРНАЛЕ
    О ЖУРНАЛЕ
    О журнале
    Редакция
    Новости
    Контакты
    СТАТЬИ
    СТАТЬИ
    Все статьи
    Номера
    Статьи по авторам
    Статьи по рубрикам
    АВТОРАМ
    АВТОРАМ
    Информация для авторов
    Подать статью