Исследование процесса мониторинга качества образования в дошкольных организациях с позиции принятия управленческих решений
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная
Аннотация
Актуальность. В современных условиях внимание к качеству образования на всех уровнях, особенно в дошкольных учреждениях, становится все более значимым. Качество дошкольного образования напрямую влияет на развитие детей, их социально-эмоциональные навыки и готовность к обучению. Оценка качества образовательных услуг в детских садах не только способствует идентификации слабых зон и улучшению процессов, но и обеспечивает прозрачность для родителей и управленцев.
Цель. Собрать и проанализировать информацию о состоянии дошкольного образования с последующим обоснованием рекомендаций для принятия управленческих решений по совершенствованию качества дошкольного образования.
Выборка. Исследование осуществлялось на базе дошкольных образовательных организаций Хабаровского края: 87 муниципальных детских садов, реализующих программы дошкольного образования, которые посещают более 31 тысячи детей. В исследовании приняли участие 2284 педагога дошкольных образовательных организаций и 36908 родителей (законных представителей) воспитанников.
Методы. В ходе проведения экспериментальной работы использовались: анализ Концепции мониторинга качества дошкольного образования Российской Федерации; анкетирование персонала; опрос родителей; опрос, составленный на основании анкет, созданных Н.Л. Карабановой; диагностирование детей по заданиям программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под ред. Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой для диагностики образовательных областей для детей 6–7 лет; наблюдение; методика обследования детей, составленная с использованием карт развития ребенка к программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ», подготовительная к школе группа (6–7 лет) Н.Е. Вераксы, А.Н. Вераксы.
Результаты. Диагностика детей в дошкольных образовательных учреждениях по образовательным областям позволила проранжировать результаты следующим образом: социально-коммуникативное развитие выше среднего имеют более 60% детей, познавательное, физическое и речевое развитие выше среднего имеют более половины детей, художественно-эстетическое развитие у большинства находится на среднем уровне. По результатам опроса 90,8% родителей считают, что дошкольное образование доступно. Полностью удовлетворены пребыванием ребенка (детей) в детском саду 81,1% родителей, 16,8% скорее удовлетворены, чем нет. 78,2% считают, что дети в детском саду могут получить необходимое развитие и подготовку к школе (15,1% считают, что скорее получат, чем нет).
Выводы. Результаты проведенного мониторинга должны послужить основой для разработки и внедрения управленческих решений, направленных на оптимизацию образовательного процесса и создание благоприятных условий для обучения и развития воспитанников. Это подразумевает учет индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребенка, а также корректировку обучающих программ и методик в соответствии с уровнем их развития. Таким образом, мы сможем повысить качество дошкольного образования, обеспечивая равные возможности и условия для реализации потенциала всех детей.
Литература
Батанцев, Н.И. (2021). Методика оценки гармоничности соотношения физического и умственного развития дошкольников 5–6 лет. Управление образованием: теория и практика, 1(41), 130–138.
Башмакова, С.Б., Хмелькова, Е.В., Ермолова, В.М., Луковенко, Т.Г., Митина, Г.В. (2023). Особенности взаимодействия со сверстниками в игровой деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи. Перспективы науки и образования, 3(63), 363–377. https://doi.org/10.32744/pse.2023.3.22
Белан, Н.Н. (2023). Мониторинг качества образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях на примере города Хабаровска. В кн.: Горизонты и риски инклюзивного образования: сборник научных трудов по итогам Всероссийского форума социальных и педагогических практик (С. 75–77). Хабаровск: Изд-во ТОГУ.
Веракса, А.Н., Плотникова, В.А., Ивенская, П.Р. (2024). Возможности развития социальной компетентности дошкольников с разным уровнем регуляторных функций: сюжетно-ролевая игра и проектная деятельность. Психологическая наука и образование, 29(3), 96–112. https://doi.org/10.17759/pse.2024290306
Веракса, Н.Е., Комарова, Т.С., Дорофеева, Э.М. (2019a). ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования. Издание пятое (инновационное), исп. и доп. Москва: Изд-во «МОЗАИКА-СИНТЕЗ».
Веракса, Н.Е., Комарова, Т.С., Дорофеева, Э.М. (2019б). Технологические карты, разработанные в соответствии с ФГОС ДО по инновационной программе дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». Москва: Изд-во «МОЗАИКА-СИНТЕЗ».
Воробьева, Е.В., Правдина, Л.Р., Шевченко, А.В. (2024). Особенности психологических защит и копинг-стратегий у педагогов дошкольных образовательных учреждений с разным уровнем психологического благополучия. Психологическая наука и образование, 29(2), 112–125. https://doi.org/10.17759/pse.2024290208
Голубовский, В.Н. (2023). Система управления качеством профессионального образования Республики Беларусь: стратегия совершенствования. Образование и наука, 25(10), 76–108. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2023-10-76-108
Городилова, С.А., Шешукова, Н.Н., Богинская, Ю.В., Луковенко, Т.Г. (2023). Динамика речевого развития детей раннего возраста с задержкой речевого развития в условиях включения родителей в логопедическую работу. Перспективы науки и образования, 3(63), 439–456. https://doi.org/10.32744/pse.2023.3.26
Григорьева, Л.В. (2022). Теоретические представления о факторах качества дошкольного образования. Вестник науки, 1(46), 12–17.
Дружинина, Л.А., Осипова, Л.Б., Цилицкий, В.С., Лапшина, Л.М. (2024). Профессиональная готовность студентов педагогического вуза к реализации психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья. Перспективы науки и образования, 1(67), 420–440. https://doi.org/10.32744/pse.2024.1.23
Карабанова, Н.Л. (2019). Анкетирование родителей в ДОУ. URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2019/10/23/anketirovanie-roditeley-v-dou (дата обращения: 20.10.2024).
Кроер, Е.В. (2021). Совершенствование профессиональных компетенций руководителей дошкольного образования. Вопросы науки и образования, 19(144), 34–45.
Малова, О.Н. (2022). Результаты мониторинга качества дошкольного образования как управленческий аспект развития системы дошкольного образования в регионе. В кн.: Педагогика, психология, общество: от теории к практике. Сб. тр. IV Всеросс. науч.-практич. конф. с междунар. участием (20 сентября 2022 г.). Под ред. Ж. В. Мурзиной и др. (С. 57–63). Чебоксары: Изд-во «Среда».
Михалева, О.И., Колмогорова, Т.В. (2023). Мониторинг качества дошкольного образования: опыт работы в регионе. Наука и практика в образовании, 3, 119–124.
Москалев А.В. (2020). Проблемы использования открытых данных при проведении мониторингов в системе дошкольного образования. Достижения науки и образования, 9(63), 44–50.
Муксунова, С.Т., Николаева, А.В. (2020). Мониторинг качества образовательной деятельности дошкольной образовательной организации. Проблемы современного педагогического образования, 66(3), 171–174.
Полторацкая, И.В., Эйдемиллер М.Н. (2019). Управление персоналом ДОУ в новых социально-экономических условиях. Академический вестник. Вестник Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, 4(46), 73–76.
Пономарева, Л.И., Крежевских, О.В., Колмогорова, И.В., Скоробогатова, Н.В. (2023). Выявление готовности педагогов к организации ранней профориентации в дошкольной образовательной организации. Перспективы науки и образования, 2(62), 677–692. https://doi.org/10.32744/pse.2023.2.40
Саитбаева, Э.Р., Крисковец, Т.Н. (2021). Модель совершенствования системы оценки качества дошкольного образования. Вестник Оренбургского государственного университета, 3(231), 106–113.
Селиверстова, В.П. (2020). Проблемы организации внутренней системы оценки качества дошкольного образования. В кн.: Воспитание и обучение детей младшего возраста. Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции (С. 459-460). Москва: Изд-во «МОЗАИКА-СИНТЕЗ».
Тихонина, С.А. (2021). Качество дошкольного образования в псковской области: опыт социологического исследования мнения родителей. Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки, 7, 34–39.
Федоров, В.А., Третьякова, Н.В. (2023). Концептуальные основы здоровьесберегающей деятельности образовательных организаций в контексте теории управления качеством. Образование и наука, 25(2), 15–45. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2023-2-15-45
Федосова, И.Е. (2020). Концептуальные основы организации мониторинга качества дошкольного образования в российской федерации. Научно-педагогическое обозрение, 6(34), 41–51.
Шиян, О.А., Якшина, А.Н., Оськина, Ю.О. (2024). Взаимосвязь инициативы в игре и диалектического мышления у дошкольников. Психологическая наука и образование, 29(2), 5–14. https://doi.org/10.17759/pse.2024290201
Шорникова, А.В. (2021). Актуальные проблемы государственного управления в сфере дошкольного образования. Научный альманах, 1(75), 171–174.
Яковлева, Г.В. (2020). Оценка качества дошкольного образования. Современное педагогическое образование, 5, 195–199.
Lukovenko, T., Sikinbayev, B., Shterts, O., Mironova, E. (2023). Parental Competence as a Teacher in the Auditory Development of Children with Cochlear Implants. Journal of Psycholinguistic Research, 52, 2119–2133. https://doi.org/10.1007/s10936-023-09995-8
- Комментарии