Колпачков Н.Н.: «Внедрение ФГОС – длительный процесс, требующий корректировки»
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная
Аннотация
Полный текст статьи
В Смоленской области развитию дошкольного образования уделяется значительное внимание. Строятся новые детские сады, улучшается материально-техническая база действующих, растет уровень квалификации педагогов, а значит, и качество дошкольного образования в целом. Какие проблемы стоят перед дошкольными учреждениями области и как они с ними справляются, мы поговорили с и.о. начальника департамента Смоленской области по образованию, науке и делам молодежи Николаем Николаевичем Колпачковым.
Николай Николаевич, в Смоленской области в короткие сроки была ликвидирована очередность. Расскажите, пожалуйста, за счет чего удалось добиться результата?
– Главным образом, благодаря непомерным усилиям и стараниям сотрудников отдела образования, в частности Натальи Михайловны Глисеевой, главного специалиста отдела дошкольного, общего и дополнительного образования департамента Смоленской области. Приятно, что у нас такие профессионалы, на которых можно положиться, закрыв глаза, и знать, что все будет хорошо.
В последние четыре года благодаря федеральному бюджету и поддержке со стороны администрации Смоленской области мы построили 11 детских садов, выполнили указ президента, сняли очередность среди детей от 3 до 7 лет к 31 декабря 2015 года. Сейчас пытаемся предпринимать меры, чтобы обеспечить местами в дошкольных учреждениях детей от 1,5 до 3 лет. По инициативе Натальи Михайловны мы переняли опыт других регионов, когда под детские сады выкупаются первые этажи многоквартирных домов. Таким образом, детские сады располагаются в непосредственной близости от места проживания детей. Для семей с маленькими детьми это удобно. Например, родитель спустился с седьмого этажа на первый, отдал ребенка, ушел на работу, пришел с работы, забрал малыша и поднялся с первого на седьмой. Нами было куплено 4 таких помещения. Одно – для областных нужд, с целью, с одной стороны, попробовать, потому что для нас такие процедуры впервые, с другой стороны, у нас была потребность отработать инновационную образовательную программу, которую реализуют детский сад «Полянка». Проект удался, все получилось замечательно. Жители довольны, мы тоже. Есть, конечно, организационные трудности, которые директор Ирина Юрьевна Новикова преодолевает с нашей помощью. Когда возникают сложности, она обращается к Наталье Михайловне. Если они не справляются вдвоем – приходят ко мне.
Для управления образованием администрации города Смоленска мы выкупили три помещения в густонаселенных районах, где застройщиками даже не предполагалось строительство детских садов. Таким образом, у нас получилось 158 мест, а всего за последние 4 года мы создали 5,5 тыс. новых мест. Много мест было создано за счет приспособления под группы тех помещений, которые на тот момент использовались по другому назначению.
Можно ли говорить, что дошкольные учреждения Смоленска работают в соответствии с ФГОС?
– Понимаете, чтобы перестроить работу, нужен достаточно продолжительный период времени, хотя бы цикл пройти. Педагог берет младшую группу, доводит до конца, в процессе работы он понимает, с какими проблемами ему приходится сталкиваться, где есть какие-то пробелы, и уже на втором цикле мы можем говорить удался эксперимент, внедрился стандарт или не внедрился. Вот когда целый цикл будет пройден, причем это должен сделать один и тот же воспитатель, тогда он уже будет говорить – да в первый год мы присматривались, на второй год внесли коррективы, но это не означает, что у нас все замечательно. Естественно, есть какие-то «но», проблемы, над которыми работает институт развития образования, собираются руководители районных методических объединений, обсуждают острые вопросы, ищут решения. То есть это длительный процесс, требующий корректировки. Вот торт испек – сказал вкусный, а в образовании нельзя сказать вкусный – невкусный, получилось – не получилось. Ребенка надо смотреть в комплексе, важно не только то, как воспитатель оценил результаты свой работы, но и как внедрение ФГОС отразится на ребенке и что мы получим на выходе.
Готовы ли педагоги вести индивидуальную работу с детьми и выстраивать индивидуальную траекторию развития для каждого?
– Наши педагоги? Конечно, готовы. У нас замечательные педагоги, вот на этом и держится Смоленская область, на тех кадрах, которые есть как в дошкольных образовательных организациях, так и в школах. Потому что регион у нас не такой богатый с точки зрения угля, нефти, еще чего-то, а люди приезжают к нам, потом уезжают с достаточно теплым мироощущением. Это от чего зависит? От людей, а люди откуда берутся? Их воспитывают, правильно? У нас педагоги готовы работать даже за ту зарплату, которая, наверное, не совсем та, что должна у них быть. Тем не менее, они работают с группами по 27 человек, и даже в этих условиях готовы разрабатывать индивидуальную траекторию развития для каждого.
У нас есть замечательные задумки, они были раньше, но по разного рода обстоятельствам не были реализованы. Например, индивидуальные траектории для детей с аутическим спектром, для детей-инвалидов, хотя такие группы есть, но их не достаточно. Мы будем прилагать мыслимые и немыслимые усилия, чтобы реализовать задуманное. Важно утвердить в полном объеме нормативы финансирования для детей с различного рода инвалидностью, эти требования есть, но не всегда технически получается их реализовать. Вот как выглядит норматив: в этом детском саду обычные детки, а в этом пять человек с какой-то группой инвалидности, и экономическая служба должна все четко просчитать, чтобы не перегнуть. Если в группу берут аутиста, то необходим тьютор, для инвалида-колясочника другой сопровождающий должен быть. Это вообще безумный клубок тех проблем, которые, к моему большому сожалению, со стороны не видны, и люди думают, что это где-то там и их не касается.
В прошлом году после долгих сомнений на первом общеобластном родительском собрании родители, у которых нормальные дети, увидели выступление детей из интерната для глухих. Наша задача была не шокировать родителей, а показать им, что есть другие дети со сложностями развития. Их надо принимать такими, какие они есть.
У нас школа №17 достаточно активно работает с коррекционными детьми различного уровня, то есть дети привыкают к колясочникам, аутистам. Если мы говорим о дошкольниках, то они привыкнут к любому ребенку рядом с ними. У нас, к сожалению, самая большая проблема – чтобы родители нормального ребенка привыкли к детям с особенностями. Если родители будут объяснять детям, что Вася в их группе просто другой, ребенок будет благожелательно к нему относиться. Если родители будут говорить, что Вася нехороший, с ним лучше не общаться, то у ребенка может возникнуть агрессия к своему одногруппнику. У меня есть замечательный пример: ребенок от рождения инвалид, у него нет кисти руки, и его родители боялись, как его будут воспринимать другие дети. К счастью, получилось так, что воспитатели очень грамотно подошли к этому вопросу. И родители не давили на ребенка, на сегодняшний день ребенок уже в 8 или 9 классе, у него все отлично, и теперь единственный вопрос – как у него пройдет переходный период, в любом возрасте важен процесс психологического сопровождения, как это настроить, так оно и будет.
- Комментарии