Кольцова О.С.: «Зона ответственности института – компетентность педагога»
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная
Полный текст статьи
В Смоленской области развитию дошкольного образования уделяется значительное внимание. Строятся новые детские сады, улучшается материально-техническая база действующих, растет уровень квалификации педагогов, а значит, и качество дошкольного образования в целом. Какие проблемы стоят перед дошкольными учреждениями области и как они с ними справляются, мы поговорили с Ольгой Станиславовной Кольцовой, ректором ГАУ ДПО «Смоленский областной институт развития образования».
Ольга Станиславовна, что изменилось в системе дошкольного образования после введения ФГОС ДО?
– На этот вопрос можно формально ответить: повышение квалификации мы осуществили еще в прошлом году, все педагоги прошли повышение квалификации через дистанционное образование, краткосрочные и комплексные курсы, но это, так скажем, буква закона. А есть еще и дух закона: когда человек приходит на рабочее место после курсов повышения квалификации и по-прежнему не знает ответа на вопрос, что мне лично нужно изменить. Это очень сложный вопрос, на него нет быстрого ответа.
Вот вы спрашиваете, что изменилось? Изменилась система требований к воспитателю, к руководителю. Вообще, я считаю, что главный человек в учреждении дошкольного образования – это заведующий, потому что именно он находится ближе к воспитателю, помощнику воспитателя, методисту, именно он может реально дообъяснить, донастроить педагогов. Поэтому необходимо сформировать дух, на который опирается компетентность воспитателя, наполнить новым содержанием, новой системой требований, это долгосрочная история. Для этого нужно время, поскольку дошкольное образование стало уровнем образования совсем недавно, раньше был «уход и присмотр за детьми», а теперь появилась «образовательная деятельность», но никогда ранее образовательная деятельность в таком виде, когда есть стандарты, не велась.
Образовательная деятельность близка к учительству. Мы разработали систему мероприятий, план работы с курсовой подготовкой, серией вебинаров, ответов через горячую линию, методическим сопровождением на сайте института. Мы проводим конференции, на которые приглашаем педагогов и ученых не только из нашего региона, но и из других регионов России.
Как себя чувствует воспитатель? Сложно. Понять язык ФГОС – сложно. Понять, что надо изменить в своей деятельности, – сложно. Но мы не падаем духом и считаем, что справимся. Другой вопрос, что есть проблемы в качественном составе педагогического корпуса дошкольных учреждений. Много возрастных воспитателей, много тех, кто не имеет и не хочет иметь категорию. Потихонечку, сочетая различные варианты взаимодействий с учреждениями, думаю, мы справимся. Но рапортовать о том, что все сделано и все блестяще, я бы не стала. Это правда. И это не только я говорю: выдавать пятилетку за три года – сейчас не имеет смысла. Нам нужны методические рекомендации, разработки ученых, новая методика работы с дошкольными группами, инклюзивное образование в дошкольном мире – как воспитывать, как обучать детей с особыми образовательными потребностями в общих группах, нужно ли это делать, какие методики при этом использовать.
Сейчас дошкольные учреждения должны быть готовы принимать детей с особыми потребностями. Как в области решается эта проблема?
– Инклюзивное образование развивается под особым контролем, этот вопрос, как и в любом другом регионе, является зоной ответственности не только в дошкольном образовании, но и в учреждениях среднего профессионального образования, школах. На региональном уровне существует специальный комплекс мер по введению инклюзивного образования. Это не просто создание безбарьерной среды, самое главное – понимание, какими педагогическими методиками, технологиями нужно пользоваться, чтобы встроить ребенка с особыми потребностями в обычную группу. Недостаточно просто привести такого дошкольника в группу. Однако это не значит, что его надо хвалить или гладить по голове. Это особые технологии.
К нам уже в третий раз приезжает Ирина Юрьевна Левченко, один из разработчиков стандартов в области инклюзивного образования, и она заявляет, что даже на федеральном уровне еще идет поиск. Область готовится к внедрению стандартов в инклюзии, у нас есть дошкольные учреждения, где создан специальный комплекс мер по обеспечению инклюзивного образования.
Зона ответственности института – компетентность педагога. В центре – ребенок. Если мы говорим об инклюзивном образовании, то по желанию и по заявлению родителей при помещении его в общую группу для него обязательно разрабатывается индивидуальная программа. Эта программа основывается на системе ресурсов, которая есть в учреждении. Поэтому работа педагога строится на том, чтобы эти ресурсы все-таки найти. Конечно, каждый ребенок должен иметь индивидуальную программу, и такие программы разрабатываются. Если учебные заведения не могут справиться, они обращаются к нам. Это работа не только воспитателя, но и педагога-психолога, иногда врача, узкопрофильного медицинского персонала. Работаем, как и вся Россия, над этим.
Ольга Станиславовна, как родители относятся к внедрению ФГОС?
– Родители сейчас молодые, креативные, все в цифровых технологиях. Они отличаются от тех, кто был даже 10 лет назад. Просто колоссальная разница. И эти родители – поколение родителей-потребителей. Они расценивают действия воспитателя и образовательной организации с точки зрения качественной образовательной услуги. А если услуга, то я, как потребитель, всегда прав. Они не берут в расчет, что ответственность за воспитание ребенка по-прежнему лежит на родителях. Мы сейчас не пытаемся понять, кто прав, кто виноват. Все-таки родителю этого ребенка воспитывать и сопровождать дальше, все проблемы начинаются после того, как ребенок школу заканчивает. Поэтому родители, находясь в такой тяжелой потребительской истории оценки деятельности ДОО, тоже должны иметь определенную сумму информации, чтобы изменить свое мнение. Может помочь лекторий, уголок родителей, родительские собрания – это все предлагается кафедрой в качестве рекомендации руководителям дошкольных образовательных организаций. Это вовлечение родителей в творческую деятельность вместе с детьми, духовно-нравственное развитие. Концептуальным ядром стандарта, как это ни странно, является концепция духовно-нравственного развития личности. То есть сердцевина стандарта – это социализация человека, развитие личности, личностные качества, хотя их сложно развивать.
Родительское участие в реализации стандартов, конечно, очень важно. Сама, как «потребитель», при приходе на родительское собрание в качестве бабушки была невероятно удивлена тому, как правильно и грамотно учреждение строит работу с родителями. Думаю, заведующие ДОО должны правильно встроить в планы работы сферу деятельности с родительской общественностью с учетом государственного общественного управления. Сейчас есть общественные советы, в регионе проводится независимая оценка качества образовательной деятельности, на сайте вывешиваются вопросы для родителей: нравится ли тебе, вежливы ли с тобой, бежит ли ребенок в садик, не обижают ли тебя? Поэтому работа эффективна только совместно с семьей. Дети есть разные, гиперактивные или, наоборот, очень болезненные. Поэтому чтобы родители были не в категории потребителя и жалобщика, а в категории соработника, чтобы они понимали, что это совместная ответственность воспитателя и родителя, давайте вместе ребенка социализировать и настраивать на взрослую жизнь, наверное, в этом и заключается смысл действий.
- Комментарии