Комарова И.И. Музей как новый участник образовательных отношений в системе дошкольного образования
Скачать в формате PDF
DOI:
10.24412/2782-4519-2022-5113-25-39
Ключевые слова:
Для цитирования статьи:
Комарова И.И. Музей как новый участник образовательных отношений в системе дошкольного образования // Современное дошкольное образование. – 2022. – №5(113). – С. 25–39. DOI: 10.24412/2782-4519-2022-5113-25-39
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная
Подкасты

СМОТРЕТЬ
Комарова И.И. Музей как новый участник образовательных отношений в системе дошкольного образования
Аннотация
Актуальность тематики статьи обусловлена изменениями, происходящими в мире в области экономики, управления, ресурсов, технологий, информации, которые не могли не привести к трансформации системы образования. Сегодня мы находимся в эпицентре этой трансформации, свидетельством чему является форум ЮНЕСКО, посвященный трансформации современного образования, проходивший в преддверии конференции ООН (конец июля 2022 г.). В процессе трансформации меняются участники образовательного процесса: родители, педагоги, дошкольники, детские сады, педагогические технологии, образовательные организации. Процессы эти осуществляются в режиме реального времени, и не всегда мы в состоянии отследить и проанализировать их.
Цель статьи: показать результаты исследования трансформации музеев из центров хранения материального и нематериального наследия человечества в неформальные и информальные центры образования с набором образовательных инструментов и технологий, свойственных различным типам музея, и результаты влияния образовательной работы музеев на детей.
Ход исследования. В статье представлен опыт работы музеев, как части современного процесса дошкольного образования, на основе анализа публикаций российских и зарубежных исследователей в сфере музейной педагогики. В ходе исследования были изучены публикации зарубежных ученых, как выявляющие и обобщающие тенденции развития образовательной деятельности музеев (за 1990–1999-е годы, за 2000–2007 годы), так и отдельные работы; программы музеев, направленные на развитие исполнительной функции ребенка, в том числе.
Результаты исследования показывают, что внимание музейных педагогов, особенно в последние годы, направлено на детей младшего возраста, для которых музей становится альтернативной образовательной площадкой за счет ресурсов, которые уже имеются в музее и освоены как образовательные ресурсы; за счет программ, опирающихся на музейно-образовательные технологии; за счет большей готовности музейных педагогов внедрять новые инструменты и технологии в свои программы; за счет ориентации на интерактивные формы взаимодействия; за счет более широкого вовлечения семьи в музейные активности и т.п.
Заключение. Нынешняя структура образования в мире серьезно дестабилизирована из-за растущей неудовлетворенности результатами формальной системы, невостребованностью подготовленных кадров современной экономикой, распространением информальных форм начального образования и кризисов финансирования на государственном и местном уровнях. Новые горизонты открываются благодаря технологическим достижениям в области коммуникации, совместного использования контента и культурным ожиданиям в отношении доступа, полномочий и персонализации. Началась новая эра, характеризующаяся новыми экономиками, основанными на различных методах совместного использования образовательных ресурсов. В этих условиях усилия государственных образовательных политик постепенно обращаются к неформальному и информальному образованию, лидером которого становятся музеи. Эта работа должна сегодня учитываться на государственном уровне.
Литература
1. Бенеш Й. Восприятие в музеях как особое средство общения. – М.: Просвещение, 1968. –
С. 5–6.
2. Всеобщая декларация прав человека //
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_120805/3f30b673efce96c7eae8e3d78c44ad34994ffa3c/
3. Гафар Т. Образование в современном музее: типы программ и направления развития // Музей как пространство образования: игра, диалог, культура участия / Отв. ред. А. Щербакова. Сост. Н. Копелянская. – М., 2012. – С. 30.
4. Гройс Б. Публичное пространство от пустоты к парадоксу. – М.: Strelka Press, 2012. – 15 с.
5. К обществам знания. Всемирный доклад ЮНЕСКО // https://ifap.ru/library/book042.pdf
6. Клячко Т.Л. Образование в России и в мире: основные тенденции, 2020 // https://edpolicy.ru/education-trends
7. Комарова И.И. Образовательные кластеры как механизм смены образовательных укладов // Современное дошкольное образование. – 2019. – №2(92). – С. 16–29. DOI: 10.24411/1997-9657-2019-10041
8. Комарова И.И. Цифровая трансформация и детский сад // Современное дошкольное образование. – 2022. – №2(110). – С. 4–15. DOI: 10.24412/1997-9657-2022-2110-4-15
9. Лефевр А. Производство пространства. – М.: Strelka Press, 2015. – 432 с.
10. Макканрелла Д. Турист. Новая теория праздного класса. – М.: Ad margemen / «Гараж», 2016.
11. Мак И. Музей в законе, 2019 // https://artguide.com/posts/1810
12. Музей как пространство образования: игра, диалог, культура участия. / Отв. ред. А. Щербакова. Сост. Н. Копелянская. – М., 2012. – 176 с.
13. Определенов В.В. Цифровая трансформация и институты памяти (актуальные IT-тренды и их отражение в сфере культуры), 2017 // https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovaya-transformatsiya-i-instituty-pamyati-aktualnye-it-trendy-i-ih-otrazhenie-v-sfere-kultury
14. Современная типология и классификация музеев. – Текст: электронный // Искусствовед.ру – сетевой ресурс об искусстве и культуре: [сайт]. – 2018. – URL: https://iskusstvoed.ru/2018/08/19/sovremennaja-tipologija-i-klassifikac/ (дата обращения: 8.08.2022)
15. Троянская С.Л. Музейная педагогика и ее образовательные возможности в развитии общекультурной компетентности: Учебное пособие. – Ижевск: Ассоциация «Научная книга», 2007.
16. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / Под ред. А.Ю. Уварова, И.Д. Фрумина. – М.: Изд-во ВШЭ, 2019. – C. 30.
17. Турен А. Возвращение человека действующего: Очерк социологии. – М., 2006. – С. 204.
18. Устав ИКОМ, принятый на 21 Генеральной Ассамблее в Вене. Австрия, 2007.
19. Anderson, D., Piscitelli, B., Weier, K., Everett, M., and Talyer, C. (2003). Children’s museum experiences: identifying powerful mediators of learning. Curator, 45(3), 229
20. Andre L., Durksen T., Volman M.L. (2017) Museums as avenues of learning for children: a decade of research // https://link.springer.com/article/10.1007/s10984-016-9222-9
21. American Alliance of Museums, ‘Building the Future of Education: Museums and the Learning Ecosystem’ Center for the Future of Museums (2014). https://www.aam-us.org/2014/01/20/ building-the-future-of-education-museums-and-the-learning-ecosystem/
22. Association of Children’s Museums (2008). http://www.childrensmuseums.org/about/history.htm
23. Bamberger, Y., & Tal, T. (2007). Learning in a personal context: Levels of choice in a free choice learning environment in science and natural history museums. Science Education, 91(1), 75-95.
24. Bedford, L. (2001). Storytelling: The real work of museums. Curator: The Museum Journal, 44(1). – с. 30.
25. Bell, Phillip, Bruce Lewenstein, Andrew W.Shouse, and Michael A. Feder. 2009. Learning Science in Informal Environments – People, Places and Pursuits. Washington, DC: The National Academies Press.
26. Blair C., Razza R. (2007). Relating Effortful Control, Executive Function, and False Belief Understanding to Emerging Math and Literacy Ability in Kindergarten // https://www.researchgate.net/publication/6425230_Relating_Effortful_Control_Executive_Function_and_False_Belief_Understanding_to_Emerging_Math_and_Literacy_Ability_in_Kindergarten
27. Bowers, B. (2012). A look at early childhood programming in museums. Journal of Museum Education, 37(1), 39–48.
28. Bradburne, James. M. 2001. “A New Strategic Approach to the Museum and its Relationship to Society.” Museum Management and Curatorship 19 (1): 75-84.
29. Brain-Building Powerhouses: How Museums and Libraries Can Strengthen Executive Function Life Skills (2015) / Families and Work Institute // https://mgol.net/wp-content/uploads/2020/05/BrainBuildingPowerhouses_museums-and-libraries.pdf
30. Building the Future of Education: Museums and the Learning Ecosystem / American Alliance of Museums. 2014. // https://www.aam-us.org/wp-content/uploads/2017/12/Building-the-Future-of-Education.pdf
31. Cox-Petersen, A.M., Marsh, D.D., Kisiel, J., & Melber, L.M. (2003). Investigation of guided school tours, student learning, and science reform recommendations at a museum of natural history. Journal of Research in Science Teaching, 40(2), 200-218.
32. Crowley K., Pierroux P., Knutson K. (2014) Informal Learning in Museums: Opportunities and Risks In book: The Cambridge Handbook of the Learning Sciences (pp.461-478). Publisher: Cambridge University Press.
33. DfE (2013) Cultural Education: A summary of programmes and opportunities, London: The DfE (Department for Education);
34. Early Learning in Museums. A Review of Literature // https://www.si.edu/Content/SEEC/docs/mem%20literature%20review%20early%20learning%20in%20museums%20final%204%2012%202012.pdf
35. Eisner, E. and Dobbs, S. (1986) The Uncertain Profession: Observations on the State of Museum Education in Twenty American Art Museums, Santa Monica, California: The J. Paul Getty Trust
36. Falk, J. H., & Dierking, L. D. (2000). Learning from museums: Visitor experiences and the making of meaning. Walnut Creek, CA: AltaMira Press
37. Family Interactive Spaces: Are They Necessary or Just Nice? // https://www.aam-us.org/2022/05/27/family-interactive-spaces-are-they-necessary-or-just-nice/#:~:text=A%20majority%20said%20that%20without,the%20spaces%20make%20a%20difference.
38. Galinsky E. Mind in the Making: The Seven Essential Life Skills Every Child Needs // https://journals.lww.com/jrnldbp/fulltext/2011/06000/mind_in_the_making__the_seven_essential_life.7.aspx
39. Garnett, R. 2001. The Impact of Science Centers/Museums on their Surrounding Communities: Summary Report. Accessed October 8, 2014. The Association of Science-Technology Centers (ASTC): http://www.astc.org/resource/case/Impact_Study02.pdf
40. Hein, G. (1998) Learning in the Museum, London: Routledge;
41. Henderson, T. & Atencio, D. (2007). Integration of play, learning and experience: What museum visits afford young visitors. Early Childhood Education Journal, 35(3), 246.
42. Hooper-Greenhill, E. (2007) Museums and Education: Purpose, Pedagogy, Performance, London: Routledge.
43. Hooper-Greenhill, E. (1991) Museum and gallery education, Leicester: Leicester University Press.
44. Hooper-Greenhill, E., & Moussouri, T. (2000). Researching learning in museums and galleries 1990-1999: A bibliographic review. Leicester: Research Centre for Museums and Galleries.
45. How M+ museum can boost Hong Kong’s reputation as Asia’s World City (2021) // https://www.scmp.com/comment/letters/article/3130426/how-m-museum-can-boost-hong-kongs-reputation-asias-world-city
46. Institute of Museum and Library Sciences (2013). Growing young minds: How museums and libraries create lifelong learning. Retrieved from: http://www.imls.gov/assets/1/AssetManager/GrowingYoungMinds.pdf
47. Jacobsen J. W., Roberts L., Ellis D. W., Hein G., Baum L. (2019) Assessing Museum Impact: From Theory to Practice // https://nemanet.org/files/9015/7591/7381/AMI_Summary_Report_FINAL.pdf
48. King, B. and Lord, B. (eds) (2016) The manual of museum learning [second edition], Lanham, Maryland: Rowman & Littlefield
49. Krakowski, P. (2012). Museum superheroes: The role old play in young children’s lives. Journal of Museum Education, 36(1), 51.
50. Lisbon Strategy // https://en.wikipedia.org/wiki/Lisbon_Strategy
51. Miller J. (2014) Emerging Practices: Early Learning Experiences in Art Museums. A thesis submitted in partial fulfillment of the requirements for the degree of Master of Arts University of Washington.
52. Munley M.E. (2012). Early learning in museums: a review of the literature.
53. Museums Imagination and Education/ Museums and monumentes. XY UNESCO. 1973.p.18.
54. National Scientific Council on the Developing Child (2007). The science of early childhood development: Closing the gap between what we know and what we do. Retrieved from: http://developingchild.harvard.edu/resources/reports_and_working_papers/science_of_early_childhood_development/
55. Piscatelli B., Anderson D. (2001). Young Children’s Perspectives of Museum Settings and Experience // (PDF) Young Children’s Perspectives of Museum Settings and Experiences (researchgate.net).
56. Report of the Trustees and unaudited Financial Statements for the year ended 31 March 2021 for Kids in Museums // https://www.gtm.org.uk/assets/Uploads/Unaudited-Financial-Statements-Year-Ending-31-March-2021.pdf
57. Science Education in Europe: National Policies, Practices and Research // https://eric.ed.gov/?id=ED541702
58. Semmel, M. (2012) ‘An opportune moment. Museums in the National Conversation on Early Learning’, Journal of Museum Education, 37 (1) 17-28.
59. Shaffer, S. (2011). Opening the doors: Engaging young children in the art museum. Art Education, 64(6), 41-46.
60. Tan, F., Gong, X., & Tsang, M.C. (2021). The educational effects of children’s museums on cognitive development: Empirical evidence based on two samples from Beijing
61. Tangney J., Baumeister R.F. Boone A.L. (2008). High Self-Control Predicts Good Adjustment, Less Pathology, Better Grades, and Interpersonal Success // https://onlinelibrary.wiley.com/doi/abs/10.1111/j.0022-3506.2004.00263.x
62. Van Schijndel, T. J. P., Franse, R. K., & Raijmakers, M. E. J. (2010). The exploratory behavior scale: Assessing young visitors hands-on behavior in science museums. Science Education, 94(5), 794-809.
63. Wickens, K.A. (2012). Museums and community–The benefits of working together. Journal of Museum Education, 37(1), 91-100.
64. Yanez, C., Okada, A., & Palau, R. (2015). New learning scenarios for the 21st century related to Education, Culture and Technology. RUSC. Universities and Knowledge Society Journal, 12(2). pp. 87-102. doi http://dx.doi.org/10.7238/rusc.v12i2.2454
С. 5–6.
2. Всеобщая декларация прав человека //
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_120805/3f30b673efce96c7eae8e3d78c44ad34994ffa3c/
3. Гафар Т. Образование в современном музее: типы программ и направления развития // Музей как пространство образования: игра, диалог, культура участия / Отв. ред. А. Щербакова. Сост. Н. Копелянская. – М., 2012. – С. 30.
4. Гройс Б. Публичное пространство от пустоты к парадоксу. – М.: Strelka Press, 2012. – 15 с.
5. К обществам знания. Всемирный доклад ЮНЕСКО // https://ifap.ru/library/book042.pdf
6. Клячко Т.Л. Образование в России и в мире: основные тенденции, 2020 // https://edpolicy.ru/education-trends
7. Комарова И.И. Образовательные кластеры как механизм смены образовательных укладов // Современное дошкольное образование. – 2019. – №2(92). – С. 16–29. DOI: 10.24411/1997-9657-2019-10041
8. Комарова И.И. Цифровая трансформация и детский сад // Современное дошкольное образование. – 2022. – №2(110). – С. 4–15. DOI: 10.24412/1997-9657-2022-2110-4-15
9. Лефевр А. Производство пространства. – М.: Strelka Press, 2015. – 432 с.
10. Макканрелла Д. Турист. Новая теория праздного класса. – М.: Ad margemen / «Гараж», 2016.
11. Мак И. Музей в законе, 2019 // https://artguide.com/posts/1810
12. Музей как пространство образования: игра, диалог, культура участия. / Отв. ред. А. Щербакова. Сост. Н. Копелянская. – М., 2012. – 176 с.
13. Определенов В.В. Цифровая трансформация и институты памяти (актуальные IT-тренды и их отражение в сфере культуры), 2017 // https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovaya-transformatsiya-i-instituty-pamyati-aktualnye-it-trendy-i-ih-otrazhenie-v-sfere-kultury
14. Современная типология и классификация музеев. – Текст: электронный // Искусствовед.ру – сетевой ресурс об искусстве и культуре: [сайт]. – 2018. – URL: https://iskusstvoed.ru/2018/08/19/sovremennaja-tipologija-i-klassifikac/ (дата обращения: 8.08.2022)
15. Троянская С.Л. Музейная педагогика и ее образовательные возможности в развитии общекультурной компетентности: Учебное пособие. – Ижевск: Ассоциация «Научная книга», 2007.
16. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / Под ред. А.Ю. Уварова, И.Д. Фрумина. – М.: Изд-во ВШЭ, 2019. – C. 30.
17. Турен А. Возвращение человека действующего: Очерк социологии. – М., 2006. – С. 204.
18. Устав ИКОМ, принятый на 21 Генеральной Ассамблее в Вене. Австрия, 2007.
19. Anderson, D., Piscitelli, B., Weier, K., Everett, M., and Talyer, C. (2003). Children’s museum experiences: identifying powerful mediators of learning. Curator, 45(3), 229
20. Andre L., Durksen T., Volman M.L. (2017) Museums as avenues of learning for children: a decade of research // https://link.springer.com/article/10.1007/s10984-016-9222-9
21. American Alliance of Museums, ‘Building the Future of Education: Museums and the Learning Ecosystem’ Center for the Future of Museums (2014). https://www.aam-us.org/2014/01/20/ building-the-future-of-education-museums-and-the-learning-ecosystem/
22. Association of Children’s Museums (2008). http://www.childrensmuseums.org/about/history.htm
23. Bamberger, Y., & Tal, T. (2007). Learning in a personal context: Levels of choice in a free choice learning environment in science and natural history museums. Science Education, 91(1), 75-95.
24. Bedford, L. (2001). Storytelling: The real work of museums. Curator: The Museum Journal, 44(1). – с. 30.
25. Bell, Phillip, Bruce Lewenstein, Andrew W.Shouse, and Michael A. Feder. 2009. Learning Science in Informal Environments – People, Places and Pursuits. Washington, DC: The National Academies Press.
26. Blair C., Razza R. (2007). Relating Effortful Control, Executive Function, and False Belief Understanding to Emerging Math and Literacy Ability in Kindergarten // https://www.researchgate.net/publication/6425230_Relating_Effortful_Control_Executive_Function_and_False_Belief_Understanding_to_Emerging_Math_and_Literacy_Ability_in_Kindergarten
27. Bowers, B. (2012). A look at early childhood programming in museums. Journal of Museum Education, 37(1), 39–48.
28. Bradburne, James. M. 2001. “A New Strategic Approach to the Museum and its Relationship to Society.” Museum Management and Curatorship 19 (1): 75-84.
29. Brain-Building Powerhouses: How Museums and Libraries Can Strengthen Executive Function Life Skills (2015) / Families and Work Institute // https://mgol.net/wp-content/uploads/2020/05/BrainBuildingPowerhouses_museums-and-libraries.pdf
30. Building the Future of Education: Museums and the Learning Ecosystem / American Alliance of Museums. 2014. // https://www.aam-us.org/wp-content/uploads/2017/12/Building-the-Future-of-Education.pdf
31. Cox-Petersen, A.M., Marsh, D.D., Kisiel, J., & Melber, L.M. (2003). Investigation of guided school tours, student learning, and science reform recommendations at a museum of natural history. Journal of Research in Science Teaching, 40(2), 200-218.
32. Crowley K., Pierroux P., Knutson K. (2014) Informal Learning in Museums: Opportunities and Risks In book: The Cambridge Handbook of the Learning Sciences (pp.461-478). Publisher: Cambridge University Press.
33. DfE (2013) Cultural Education: A summary of programmes and opportunities, London: The DfE (Department for Education);
34. Early Learning in Museums. A Review of Literature // https://www.si.edu/Content/SEEC/docs/mem%20literature%20review%20early%20learning%20in%20museums%20final%204%2012%202012.pdf
35. Eisner, E. and Dobbs, S. (1986) The Uncertain Profession: Observations on the State of Museum Education in Twenty American Art Museums, Santa Monica, California: The J. Paul Getty Trust
36. Falk, J. H., & Dierking, L. D. (2000). Learning from museums: Visitor experiences and the making of meaning. Walnut Creek, CA: AltaMira Press
37. Family Interactive Spaces: Are They Necessary or Just Nice? // https://www.aam-us.org/2022/05/27/family-interactive-spaces-are-they-necessary-or-just-nice/#:~:text=A%20majority%20said%20that%20without,the%20spaces%20make%20a%20difference.
38. Galinsky E. Mind in the Making: The Seven Essential Life Skills Every Child Needs // https://journals.lww.com/jrnldbp/fulltext/2011/06000/mind_in_the_making__the_seven_essential_life.7.aspx
39. Garnett, R. 2001. The Impact of Science Centers/Museums on their Surrounding Communities: Summary Report. Accessed October 8, 2014. The Association of Science-Technology Centers (ASTC): http://www.astc.org/resource/case/Impact_Study02.pdf
40. Hein, G. (1998) Learning in the Museum, London: Routledge;
41. Henderson, T. & Atencio, D. (2007). Integration of play, learning and experience: What museum visits afford young visitors. Early Childhood Education Journal, 35(3), 246.
42. Hooper-Greenhill, E. (2007) Museums and Education: Purpose, Pedagogy, Performance, London: Routledge.
43. Hooper-Greenhill, E. (1991) Museum and gallery education, Leicester: Leicester University Press.
44. Hooper-Greenhill, E., & Moussouri, T. (2000). Researching learning in museums and galleries 1990-1999: A bibliographic review. Leicester: Research Centre for Museums and Galleries.
45. How M+ museum can boost Hong Kong’s reputation as Asia’s World City (2021) // https://www.scmp.com/comment/letters/article/3130426/how-m-museum-can-boost-hong-kongs-reputation-asias-world-city
46. Institute of Museum and Library Sciences (2013). Growing young minds: How museums and libraries create lifelong learning. Retrieved from: http://www.imls.gov/assets/1/AssetManager/GrowingYoungMinds.pdf
47. Jacobsen J. W., Roberts L., Ellis D. W., Hein G., Baum L. (2019) Assessing Museum Impact: From Theory to Practice // https://nemanet.org/files/9015/7591/7381/AMI_Summary_Report_FINAL.pdf
48. King, B. and Lord, B. (eds) (2016) The manual of museum learning [second edition], Lanham, Maryland: Rowman & Littlefield
49. Krakowski, P. (2012). Museum superheroes: The role old play in young children’s lives. Journal of Museum Education, 36(1), 51.
50. Lisbon Strategy // https://en.wikipedia.org/wiki/Lisbon_Strategy
51. Miller J. (2014) Emerging Practices: Early Learning Experiences in Art Museums. A thesis submitted in partial fulfillment of the requirements for the degree of Master of Arts University of Washington.
52. Munley M.E. (2012). Early learning in museums: a review of the literature.
53. Museums Imagination and Education/ Museums and monumentes. XY UNESCO. 1973.p.18.
54. National Scientific Council on the Developing Child (2007). The science of early childhood development: Closing the gap between what we know and what we do. Retrieved from: http://developingchild.harvard.edu/resources/reports_and_working_papers/science_of_early_childhood_development/
55. Piscatelli B., Anderson D. (2001). Young Children’s Perspectives of Museum Settings and Experience // (PDF) Young Children’s Perspectives of Museum Settings and Experiences (researchgate.net).
56. Report of the Trustees and unaudited Financial Statements for the year ended 31 March 2021 for Kids in Museums // https://www.gtm.org.uk/assets/Uploads/Unaudited-Financial-Statements-Year-Ending-31-March-2021.pdf
57. Science Education in Europe: National Policies, Practices and Research // https://eric.ed.gov/?id=ED541702
58. Semmel, M. (2012) ‘An opportune moment. Museums in the National Conversation on Early Learning’, Journal of Museum Education, 37 (1) 17-28.
59. Shaffer, S. (2011). Opening the doors: Engaging young children in the art museum. Art Education, 64(6), 41-46.
60. Tan, F., Gong, X., & Tsang, M.C. (2021). The educational effects of children’s museums on cognitive development: Empirical evidence based on two samples from Beijing
61. Tangney J., Baumeister R.F. Boone A.L. (2008). High Self-Control Predicts Good Adjustment, Less Pathology, Better Grades, and Interpersonal Success // https://onlinelibrary.wiley.com/doi/abs/10.1111/j.0022-3506.2004.00263.x
62. Van Schijndel, T. J. P., Franse, R. K., & Raijmakers, M. E. J. (2010). The exploratory behavior scale: Assessing young visitors hands-on behavior in science museums. Science Education, 94(5), 794-809.
63. Wickens, K.A. (2012). Museums and community–The benefits of working together. Journal of Museum Education, 37(1), 91-100.
64. Yanez, C., Okada, A., & Palau, R. (2015). New learning scenarios for the 21st century related to Education, Culture and Technology. RUSC. Universities and Knowledge Society Journal, 12(2). pp. 87-102. doi http://dx.doi.org/10.7238/rusc.v12i2.2454
- Комментарии
Загрузка комментариев...