Журнал «Современное дошкольное образование»
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
ВКЛЮЧЕН В ПЕРЕЧЕНЬ ВАК ПРИ МИНОБРНАУКИ РФ
RU EN
ISSN 2782-4519 (Print) 16+
ISSN 2949-5962 (Online)
Войти
Поиск
О журнале
  • О журнале
  • История журнала
  • Индексирование
  • Открытый доступ
  • Редакционная этика и политика
  • Рецензирование
  • Подписка
  • Партнеры
Новости
Редакция
  • Главный редактор
  • Редакционный Совет
  • Контакты
Авторам
  • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
  • Подача рукописи
  • Договор-оферта
  • Подать статью
Номера журнала
  • Все номера
  • Все статьи
  • Статьи по авторам
  • Рубрики
  • Подкасты
Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Меню  
    • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Контакты
    • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Поиск
    Кабинет
    ISSN 2782-4519 (Print) 16+
    ISSN 2949-5962 (Online)
    Вход
    Регистрация
    • О журнале
      • Назад
      • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Назад
      • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Контакты
    • Авторам
      • Назад
      • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Назад
      • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    • Мой кабинет
    Москва, Проспект Маршала Жукова, д.78, корп.2
    journal@msbook.ru
    ГЛАВНАЯ НОМЕРА ЖУРНАЛА МОИ СТАТЬИ КАБИНЕТ
    • Главная
    • Номера журнала
    • Все статьи журнала
    • Все статьи
    • Комарова И.И., Пащенко А.К. История программ дошкольного образования в России

    Комарова И.И., Пащенко А.К. История программ дошкольного образования в России

    Комарова И.И., Пащенко А.К.   История программ дошкольного образования в России
    Скачать в формате PDF
    Поступила: 17.06.2023
    DOI: 10.24412/2782-4519-2023-4118-35-55
    Ключевые слова: ВОДМ дошкольное образование дети младшего возраста министерство образования образовательная политика трансформация образования экологизация детства образовательный охват законодатель­ство в системе образования
    Для цитирования статьи:
    Комарова И.И., Пащенко А.К. История программ дошкольного образования в России // Совре­менное дошкольное образование. – 2023. – №4(118). – С. 35–55. DOI: 10.24412/2782-4519-2023-4118-35-55

    Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная

    СДО - 2023. - №4
    Комарова Ирина Ильинична
    кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Совета по изучению производительных сил ВАВТ Минэкономразвития России, академик МАНПО, проректор Международной педагогической академии дошкольного образования (Москва, Россия)

    Пащенко Александр Константинович
    кан­дидат психологических наук, Лаборатория психологии детства и цифровой социализации, ФГБНУ «Психологический институт РАО», Москва, Россия

    Аннотация

    Актуальность исследования. Тема трансформации образования сегодня необычайно актуальна, так как в последние 10–20 лет глобально изменился подход к роли дошкольного воспитания (воспитания и образования) детей младшего возраста во всем мире. В результате многими странами были пересмотрены подходы к дошкольному образованию, оно заняло то место, которое заслуживает этот уровень образования для развития конкурентности стран (Комарова, 2018). Это заставило мировое сообщество пересмотреть свои подходы к образованию и провести серию конгрессов, конференций и симпозиумов, посвященных трансформации национальных систем образования. Все перемены стали результатом длительных (некоторые велись начиная с 1960-х годов) экспериментов и исследований педагогов и психологов разных стран. Таким образом, сегодняшняя трансформация педагогики детей младшего возраста (от 0 до 8 лет) стала результатом крупнейших научных исследований (Комарова, Тищенко, 2023). Статья посвящена изучению вопроса, как менялись программные документы в России и какие исследования этому предшествовали. Особенно это важно сегодня, когда на протяжении 10 лет трижды радикально менялись программные документы системы дошкольного образования.

    Цель исследования: представить и проанализировать логику появления разнообразных документов системы дошкольного образования в России, к созданию которых были причастны великие ученые, какие проблемы дошкольного образования и как они решали, насколько оправданы были эти решения для создания условий выживания, воспитания и развития человека.

    Описание хода исследования. Исследование опиралось на анализ материалов из четырех групп источников. Первая группа – архивные материалы, охватывающие период с 1900 по 1975 год, связанные с деятельностью Н.П. Сакулиной, и с 1908 по 2020 год, связанные с деятельностью Т.С. Комаровой. К архивным источникам относятся Отчеты научно-исследовательского института дошкольного воспитания Академии педагогических наук по научной деятельности, подготовленные Т.С. Комаровой в качестве заместителя директора по науке НИИ дошкольного воспитания для АПН СССР; записи Т.С. Комаровой о пребывании американских психологов, в том числе Ури Бронфенбреннера на Международном психологическом конгрессе в Москве. К первой группе относятся материалы совещаний по подготовке Концепции развития системы дошкольного образования (2022–2023) И.И. Комаровой. Вторая группа – книги и статьи, посвященные исследованиям по истории формирования системы дошкольного образования в Российской империи, Советском Союзе и Российской Федерации. Эти материалы были использованы ранее при разработке курса и методического пособия для Государственной академии просвещения. Третья группа – исследования, осуществленные международными исследовательскими группами и международными институтами по формированию образовательной политики для детей младшего возраста (Комарова, Чаброва, 2022). В эту группу вошли и зарубежные диссертации, посвященные изучению советского опыта после публикации книги У. Бронфенбреннера о Программе дошкольного воспитания в СССР (Бронфенбреннер, 1976). Четвертая группа источников – сами программные документы, регламентирующие государственную политику в отношении дошкольного воспитания и дошкольного образования в России, начиная с середины XIX века и по настоящее время.

    Результаты исследования. Был систематизирован материал о состоянии ВОДМ в России, ее взаимосвязь с тенденциями в различных странах мира. Анализ источников позволил установить преемственность разных этапов развития русской дошкольной педагогики и психологии, ее ориентацию на научную базу и практическую логику.

    Заключение. Мировая система образования меняется на наших глазах, и меняется радикально. Потребности этих перемен ощутили большинство стран мира. Эти перемены ведут к изменению образовательной политики, доступу к образованию, появлению новых объектов и субъектов образования, формированию новой структуры наук об образовании, педагогики и психологии как научных дисциплин со своей системой оценок и т.д.

    Current View
    Current View

    Enter the password to open this PDF file:

    File name:

    -

    File size:

    -

    Title:

    -

    Author:

    -

    Subject:

    -

    Keywords:

    -

    Creation Date:

    -

    Modification Date:

    -

    Creator:

    -

    PDF Producer:

    -

    PDF Version:

    -

    Page Count:

    -

    Preparing document for printing...
    0%

    Литература

    1. Альмединген Н.А., Тумим Г.Г. Портфель дошкольного работника. – М.; Пг.: Гос. изд-во, 1923. – 156 с. – Библиогр. по вопросам дошкольного образования: С. 145–156.
    2. Аркин Е.А. Детский сад в свете социальной гигиены и биологии. – М.: Госиздат, 1924. – 275 с.
    3. Басов М.Я. Методы изучения ребенка // Избранные психологические произведения. – М.: Педагогика, 1975. – С. 16–78.
    4. Бехтерев В.М. Об общественном воспитании детей раннего возраста // Революция и культура,1927.
    5. Блонский П.П. Введение в дошкольное воспитание. – СПб.: Практические знания, 1915. (Оттиск из журнала «Вестник воспитания» №4).
    6. Бронфенбреннер У. Два мира детства: Дети в США и СССР. – М.: Прогресс, 1976.
    7. Вентцель К.Н. Социализм и свободное воспитание // Свободное воспитание и свободная школа. – 1918. – №6–7. – С. 23–32.
    8. Вентцель К.Н. Теория свободного воспитания и идеальный детский сад. – Пб.; М.: Голос труда, 1923. – 102 с.
    9. Волкова Е.И. Дошкольное воспитание в годы сталинских пятилеток. – М., 1952.
    10. Волобуева Л., Голдовская А. Из истории первых программ для детского сада // Дошкольное воспитание. – 2009. – №11. https://dovosp.ru/wp-content/uploads/2016/11/volobueva_goldovskaya.pdf
    11. Воспоминания о Н.К. Крупской. – М., 1966.
    12. Всероссийский съезд по дошкольному воспитанию (1919, Москва). Доклады, протоколы, резолюции. – М.: Гос. изд-во, 1921. – 224 с.
    13. Ганина С.А. Концепция свободного воспитания: опыт социально-философской рефлексии феномена детства // Общество. Среда. Развитие. – 2012. – №1. – С. 183–186.
    14. Декрет Совета Народных Комиссаров об учреждении Государственной комиссии по просвещению // Газета Временного Рабочего и Крестьянского Правительства. – 1917. – №19. – 12 ноября; Собр. Узак. – 1917. – №3. – Ст. 32. // http://docs.historyrussia.org/ru/nodes/95642-dekret-soveta-narodnyh-komissarov-ob-uchrezhdenii-gosudarstvennoy-komissii-po-prosvescheniyu
    15. Детский сад в колхозе: пособие для дошкольных работников / Под ред. В.Д. Гилевич. – Воронеж: Воронеж. обл. изд-во, 1935. – 201 с.
    16. Дошкольная педагогика / Под редакцией В.И. Ядэшко и Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 1978. URL: http://i-gnom.ru/books/doshkolnaya_pedagogika.html
    17. Дошкольное воспитание в Ленинграде за 15 лет (1917–1932) / Под ред. М. Махлина, Н. Альмединген, О. Широкогорова. – М.; Л.: Учпедгиз, 1932. – 120 с.
    18. Дошкольное дело. Сборник статей. – Пг., 1922.
    19. Ермолин А.А. Школа как центр развития компетенций. – М.: Норникель, 2020.
    20. Закон об утверждении основ законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании. Закон СССР от 19.07.1973 N 4536-VIII https://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_8127.htm
    21. Зеньковский В.В. Русская педагогика в ХХ веке // Хрестоматия по истории школы и педагогики России первой трети ХХ века. – М.: АСОУ, 2009. – С. 44–46.
    22. Зиневич Н.А. Съезды педагогические и по народному образованию в дореволюционной России и в СССР // Педагогическая энциклопедия / Глав. ред. И.А. Каиров и Ф.Н. Петров. – Т. 4. – М.: Советская энциклопедия, 1968.
    23. Инструкция по ведению детского сада и очага // Справочник по дошкольному воспитанию. – М.: Изд. отдел Народного комиссариата по просвещению, 1919. – С. 34–38. URL: http://www.educationtheory.ru/eteos-186-2.html
    24. История педагогики. Часть 2. С XVII в. до середины XX: Учебное пособие для педагогических университетов / Под ред. А.И. Пискунова. – М.: Сфера, 1997. – 304 с.
    25. История советской дошкольной педагогики. Хрестоматия. – М., 1988. С. 58.
    26. Каптерев П.Ф. Обучение детей дошкольного возраста // История дошкольной педагогики в России: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений, обуч. по спец. «Педагогика и психология» / Под ред. С.Ф. Егорова. – М., 1999. – С. 303–312.
    27. Князев Е. Юлия Фаусек и свободное дошкольное воспитание // Дошкольное воспитание. – 2015. – №3. – С. 114–119.
    28. Коллонтай А.М. Общество и материнство. – Петроград: Жизнь и знание, 1916.
    29. Коллонтай А.М. Семья и коммунистическое государство. – Пг., 1918.
    30. Комарова И.И. Главная игрушка – воображение ребенка: О жизни и творчестве Александра Устиновича Зеленко // Архитектурное обозрение. – 2015. – №1. – С. 41–54.
    31. Комарова И.И. Музей как новый участник образовательных отношений в системе дошкольного образования // Современное дошкольное образование. – 2022. – №5(113). – С. 25–39. DOI: 10.24412/1997-9657-2022-5113-25-39
    32. Комарова И.И. Путеводитель по научным обществам России. – N.-Y., 2006. – 996 с.
    33. Комарова И.И. Этнокультурное образование детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие для студентов. – М.: ИИУ МГОУ, 2019. – 92 с.
    34. Комарова И.И., Тищенко А.С. Мир дошкольного образования в XXI веке // Современное дошкольное образование. – 2023. – №2(116). – С. 16–33. DOI: 10.24412/2782-4519-2023-2116-16-33
    35. Комарова Т.С. Дошкольное воспитание в СССР // Советская педагогика. – 1982. – №12. – С. 54–60.
    36. Кондратьева М.А., Шикалова Т.Н., Шкляева Н.М. Теория и практика дошкольного образования в России: конец XIX – 20-е годы ХХ столетия: учеб. пособие. – Глазов: Изд-во Глазов. пед. ин-та, 2003. – 204 с.
    37. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК 1898–1970. – 9-е изд. – М., 1984. Т. 5. – С. 118–119.
    38. Красногорская Л.И. Очерки развития дошкольного воспитания. – М., 1938.
    39. Крупская Н.К. Съезд по дошкольному воспитанию, 1924 // https://coollib.com/b/143551-nadezhda-konstantinovna-krupskaya-doshkolnoe-vospitanie-voprosyi-semeynogo-vospitaniya-i-byita/read
    40. Лазуркина Д.Л. О наследии прошлого в дошкольном воспитании // Бюллетени Отдела дошкольного воспитания Наркомпроса. – 1920. – №2.
    41. Леушина А., Махлина М., Тумим Н. Пролетарский Ленинград в борьбе за дошкольное воспитание // Дошкольное воспитание. – 1932. – №10–12. – С. 32–39.
    42. Литвин Л.Н. Общественное дошкольное воспитание в РСФСР. 1917-1940-е гг. – Мурманск: Мурманский государственный педагогический институт, 1992. – С. 29.
    43. Литвин Л.Н. Первый Всероссийский съезд по дошкольному воспитанию // Дошкольное воспитание. – 1990. – №3. – С. 56.
    44. Луначарский А.В. Собрание сочинений в восьми томах. Т.7. Эстетика, литературная критика. – М.: Художественная литература, 1967.
    45. Мансурова Д.С. Педагогические воззрения Станислава Теофиловича Шацкого. – Дисс… канд. пед. наук. – М., 1947. – С. 316.
    46. Максимова Г.Ю., Виноградова Н.А. Антро­пологические основания концепций дошкольного воспитания П. Кергомар и Е.И. Тихеевой // Историко-педагогическое знание в начале третьего тысячелетия: историко-педагогический компонент в педагогических исследованиях и педагогическом образовании. – М.: АСОУ; Золотая буква, 2006. – С. 120–126.
    47. Маркс К., Энгельс Ф. О воспитании и образовании. – М., 1957.
    48. Маркс К. Критика Готской программы // Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. 2-е изд. Т. 22. – С. 95–96.
    49. Народное образование в СССР. Сборник документов 1917–1973. – М., 1974. – С. 327.
    50. О передаче в ведение народного комиссариата просвещения учебных и образовательных учреждений и заведений всех ведомств от 30.05.1918 г. // История советской дошкольной педагогики: Хрестоматия – М.: Просвещение, 1988. – С. 43.
    51. Омельченко Н.А. В поисках общественного идеала: проблемы российской государственности в общественно-политической мысли России (X – начало XXI вв.). Монография / Н.А. Омельченко и др. – М.: Издательский дом ГУУ, 2015.
    52. Оуэн Р. Новое существование человека на земле // История дошкольной зарубежной педагогики: Хрестоматия / Сост. Н.Б. Мчедлидзе, А.А. Лебеденко, Е.А. Гребенщикова. – М.: Просве­щение, 1974. – С. 276–277.
    53. Педагогическая библиография: систематический указатель книжной и журнальной литературы по вопросам народного просвещения за 1917–1924 гг.: [в 6 кн.] / [Сост. Д. Е. Березов и др.]; Под ред. В.Ф. Лебедева. – Л.: Госиздат, 1925–1926. – (Библиотека педагога) [Кн. 4]: Дошкольное образование, 1926. – 85 с.
    54. Педагогическая энциклопедия. Т. 1. – М: Советская энциклопедия, 1964.
    55. Педагогические идеи Роберта Оуэна. Избранные отрывки из сочинений Р. Оуэна. – М.: Учпедгиз, 1940. – 265 с.
    56. Приветствие Н.К. Крупской съезду «Вопросы, стоящие перед IV съездом дошкольного воспитания» // https://bstudy.net/791896/pedagogika/chetvyortyy_vserossiyskiy_sezd_doshkolnomu_vospitaniyu_1928
    57. Резолюции по докладам Второго Всероссийского съезда по дошкольному воспитанию (с 25 ноября по 2 декабря 1921 г.). – М., 1921. – 136 с.
    58. Рубинштейн М.М. Общественное или семейное воспитание? – 2-е изд., вновь просмотр. и доп. – М.: Задруга, 1918. – 99 с.
    59. Руководство по социальному воспитанию. – Харьков, 1925. – Вып. 1. – С. 122.
    60. Свентицкая М.Х. Наш детский сад. Из опыта дошкольной работы детского городка им. III Интернационала при Наркомпросе в Москве. – М.: Новая школа, 1924. – 255 с.
    61. Симонович А.С. Детский сад: Практическое руководство для детских садовниц / Рис. исполнены Н.Я. Симонович-Ефимовой и И.С. Ефимовым. – 3-е изд., перераб. с многочисл. рис. работ, с играми, нотами и рассказами. – М.: Т-во И.Д. Сытина, 1907. – [2], VIII, 9–305 с.: ил.; 25,5х17 см (книга), 29,5х20 см (папка).
    62. Соломенникова О.А. Разработка программных документов для ДОУ на разных этапах развития дошкольного образования // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2009. – №6. https://cyberleninka.ru/article/n/razrabotka-programmnyh-dokumentov-dlya-dou-na-raznyh-etapah-razvitiya-doshkolnogo-obrazovaniya
    63. Таубман В.В., Фаусек Ю.И. Теория и практика детского сада Монтессори. – Пб.; М.: Мысль, 1923. – 133 с.
    64. Тезавровская Л.С. Народный детский сад Кружка совместного воспитания и образования детей. – М., 1914. – 12 с.
    65. Тихеева Е.И. О дошкольном воспитании: организация, теория, методика. Избранные труды / Сост. Л.Н. Литвин, Б.Г. Головина. – М.: АПКиППРО, 2011. – 210 с.
    66. Третий Всероссийский съезд по дошкольному воспитанию // История советской дошкольной педагогики: Хрестоматия. – М.: Просвещение, 1988. – С. 142–153.
    67. Труды Первого Всероссийского съезда по семейному воспитанию: Петербург, 30/XII-1912 г. – 6/I-1913 г. Т. 1. – СПб., 1914. – С. 25. https://www.prlib.ru/item/944112
    68. Уральский областной дошкольный методический кабинет. Как составить годовой производственный план дошкольного учреждения на основе программ. – Свердловск: УралОНО, 1933. – 21 с.
    69. Уткин А.В. Формирование советской образовательной доктрины // Образование в России и мире в контексте Октябрьской революции 1917 г.: Сб. науч. трудов и материалов. – М.: АСОУ, 2017. – С. 102–112.
    70. Чулицкая Л.И. Биологические особенности дошкольного возраста и система Монтессори // Новые идеи в педагогике. Пересмотр основ педагогики Монтессори. – 1924. – №5. – С. 38–61.
    71. Шлегер Л.К. Особенности работы с детьми семилетнего возраста. – Л.: Госиздат, 1925. – 43 с.
    72. Шлегер Л.К. Практическая работа в детском саду // История советской дошкольной педагогики: Хрестоматия. – М.: Просвещение, 1988. – С. 339–354.
    73. Энгельс Ф. Принципы коммунизма // Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. 2-е изд. Т. 4. – С. 322–339.
    74. Юдина Н.П. Дом свободного ребенка – грандиозный педагогический эксперимент // Историко-педагогический журнал. – 2016. – №4. – С. 86–98.
    Выберите один из подарков
    Выберите один из товаров, чтобы получить подарок
    • Комментарии
    Загрузка комментариев...
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    © 2007 - 2024. Активная ссылка на sdo-journal.ru обязательна.
    Политика конфиденциальности

    О ЖУРНАЛЕ
    О ЖУРНАЛЕ
    О журнале
    Редакция
    Новости
    Контакты
    СТАТЬИ
    СТАТЬИ
    Все статьи
    Номера
    Статьи по авторам
    Статьи по рубрикам
    АВТОРАМ
    АВТОРАМ
    Информация для авторов
    Подать статью