Журнал «Современное дошкольное образование»
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
ВКЛЮЧЕН В ПЕРЕЧЕНЬ ВАК ПРИ МИНОБРНАУКИ РФ
RU EN
ISSN 2782-4519 (Print) 16+
ISSN 2949-5962 (Online)
Войти
Поиск
О журнале
  • О журнале
  • История журнала
  • Индексирование
  • Открытый доступ
  • Редакционная этика и политика
  • Рецензирование
  • Подписка
  • Партнеры
Новости
Редакция
  • Главный редактор
  • Редакционный Совет
  • Редакция
  • Контакты
Авторам
  • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
  • Подача рукописи
  • Договор-оферта
  • Подать статью
Номера журнала
  • Все номера
  • Все статьи
  • Статьи по авторам
  • Рубрики
  • Подкасты
Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Меню  
    • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Редакция
      • Контакты
    • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Поиск
    Кабинет
    ISSN 2782-4519 (Print) 16+
    ISSN 2949-5962 (Online)
    Вход
    Регистрация
    • О журнале
      • Назад
      • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Назад
      • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Редакция
      • Контакты
    • Авторам
      • Назад
      • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Назад
      • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    • Мой кабинет
    Москва, Проспект Маршала Жукова, д.78, корп.2
    journal@msbook.ru
    ГЛАВНАЯ НОМЕРА ЖУРНАЛА МОИ СТАТЬИ КАБИНЕТ
    • Главная
    • Номера журнала
    • Все статьи журнала
    • Все статьи
    • Кривцова Т.В. Лев Выготский: культура как основа развития. Шаг к педагогической технологии

    Кривцова Т.В. Лев Выготский: культура как основа развития. Шаг к педагогической технологии

    Кривцова Т.В. Лев Выготский: культура как основа развития. Шаг к педагогической технологии
    Скачать в формате PDF
    Поступила: 29.11.2023
    Принята к публикации: 14.01.2024
    Дата публикации в журнале: 16.02.2024
    DOI: 10.24412/2782-4519-2024-1121-54-66
    Ключевые слова: культурно-историческая психология зона ближайшего развития культурный артефакт культурное развитие культурный образец детский артефакт педагогическая технология «Артефакт»
    Для цитирования статьи:
    Кривцова, Т.В. (2024). Лев Выготский: культура как основа развития. Шаг к педагогиче­ской технологии. Современ­ное дошкольное образование, 121(1), 54–66. https://doi.org/10.24412/2782-4519-2024-1121-54-66

    Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная

    СДО - 2024. - №1
    Кривцова Татьяна Валерьевна
    проректор – директор центра экспертно-аналитической деятельности и прикладных исследований ГБУ ДПО ВО «Институт развития образования им. Н.Ф. Бунакова», Воронеж, Россия

    Подкасты

    СМОТРЕТЬ
    Кривцова Т.В. Лев Выготский: культура как основа развития. Шаг к педагогической технологии

    Аннотация

    Актуальность. Наблюдая современные процессы, происходящие в образовательном социуме, невозможно не отметить обозначившийся разрыв поколений и, как следствие, обесценивание культурных идеалов и ценностей среди молодежи и подрастающего поколения. В статье представлен опыт апробации педагогической технологии «Артефакт», основанной на ключевых идеях культурно-исторического подхода и призванной сделать культурные артефакты смысловым и ценностным ядром образовательного процесса дошкольной образовательной организации.

    Ход исследования. В исследовании приняли участие 147 дошкольников в возрасте от 4 до 7 лет, посещающих дошкольные образовательные организации Москвы и Воронежской области. Исследованием предполагалось через знакомство дошкольников с культурным артефактом, восстановление культурных смыслов и контекстов спроектировать комплекс психолого-педагогических условий для освоения ребенком культурного образца и получить продукты детского творчества (детские артефакты), созданные на его основе.

    Результаты исследования. В каждой возрастной группе, участвующей в исследовании, были определены исходные культурные артефакты и на их основе посредством технологии «Артефакт» получены разнообразные детские артефакты с частичным или полным воспроизведением освоенных культурных образцов.

    Выводы. Культурный артефакт как точка входа в культуру при специальным образом спроектированных психолого-педагогических условиях является сообразным дошкольному детству объектом познания и источником культурного образца, предлагаемого ребенку для освоения в зоне ближайшего развития. Являясь частью или основой детского творческого продукта (детского артефакта), культурный образец становится частицей культуры будущего и важным условием формирования осознанного и ценностного отношения подрастающего поколения к культурному наследию. Таким образом, технология «Артефакт» была успешно апробирована в условиях реальных педагогических процессов детских садов и может быть рекомендована для решения задач, связанных с реализацией ценностно-ориентированного компонента образовательных программ и присвоением дошкольниками традиционных российских ценностей.

    Current View
    Current View

    Enter the password to open this PDF file:

    File name:

    -

    File size:

    -

    Title:

    -

    Author:

    -

    Subject:

    -

    Keywords:

    -

    Creation Date:

    -

    Modification Date:

    -

    Creator:

    -

    PDF Producer:

    -

    PDF Version:

    -

    Page Count:

    -

    Preparing document for printing...
    0%

    Литература

    Бухвалов, В.А. Алгоритмы педагогического творчества: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1993. – 96 с.

    Ван Урс, Б. Обучение дошкольников в Нидерландах. Инновационная практика с позиции Л.С. Выготского // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2011. – №4. – С. 88–92.

    Вартофский, М. Модели. Репрезентация и научное понимание: Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1988. – 506 с.

    Веракса, Н.Е. Субъектность дошкольника в современных условиях // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2011. – №4. – С. 4.

    Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1991. – 93 с.

    Выготский, Л.С. Мышление и речь. – СПб.: Питер, 2017. – 432 с.

    Выготский, Л.С. Основы дефектологии. – СПб.: Лань, 2003. – 654 с.

    Выготский, Л.С. Психология искусства. – М.: Искусство, 1968. – 576 с.

    Выготский, Л.С. Собрание сочинений в 6 т. – Т. 1 – М.: Педагогика, 1982. – 448 с.

    Выготский, Л.С. Собрание сочинений в 6 т. – Т. 3 – М.: Педагогика, 1983. – 368 с.

    Выготский, Л.С. Собрание сочинений в 6 т. – Т. 4 – М.: Педагогика, 1984. – 432 с.

    Выготский, Л.С. Собрание сочинений в 6 т. – Т. 5 – М.: Педагогика, 1983. – 368 с.

    Выготский, Л.С. Собрание сочинений в 6 т. – Т. 6 – М.: Педагогика, 1984. – 400 с.

    Дафермос, М. Критический анализ принятия теории Л.С. Выготского в международном академическом сообществе // Культурно-историческая психология. – 2016. – Т. 12. – №3. – С. 37–46.

    Доронова, Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей: Методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3–6 лет по программе «Радуга». – М.: Просвещение, 1999. – 160 с.

    Доронова, Т.Н., Якобсон, С.Г. Обучение детей 2–4 лет рисованию, лепке и аппликации в игре (младшая возрастная группа): Книга для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1992. – 143 с.

    Записные книжки Л.С. Выготского. Избранное / Под общ. ред. Е. Завершаевой и Рене ван дер Веера. – М.: Канон+; Реабилитация, 2017. – 608 с.

    Комарова, Т.С. Дети в мире творчества: Книга для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мнемозина, 1995. – 160 с.

    Комарова, Т.С. Изобразительное искусство детей в детском саду и школе: Книга для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Педагогическое общество России, 1999.

    Комарова, Т.С., Савенков, А.И. Коллективное творчество детей. – М., 1998. – 106 с.

    Культурно-исторический и деятельностный подход в психологии и образовании: методические указания / Сост. Т.Б. Венцова. – Ярославль: ЯрГУ, 2014. – 44 с.

    Лев Выготский: культурно-историческая теория [Электронный ресурс] – 2020. Режим доступа: https://psychojournal.ru/psychologists/360-lev-vygotskiy-kulturno-istoricheskaya-teoriya.html

    Львовский, В.А., Нежнов, П.Г., Санина, С.П., Ушакова, Е.Г. Модель экспертно-методического сопровождения деятельностных образовательных практик. – М.: Авторский клуб, 2018. – 32 с.

    Нежнов, П.Г. Модель «культурного развития»: от идей Л.С. Выготского к образовательной практике. – М.: Авторский клуб, 2015. – 63 с.

    Нежнов, П.Г. От идей Л.С. Выготского к теории онтогенеза // Вестник Московского Университета. Серия 14, Психология. – 2004. – №3. – С. 72–89.

    ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. – Издание пятое (инновационное), испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. – 336 с.

    Рубцов, В.В. Культурно-историческая научная школа: проблемы, которые поставил Л.С. Выготский // Культурно-историческая психология. – 2016. – №3. – С. 9–14.

    Современный детский сад. Каким он должен быть / Под ред. О.А. Шиян. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. – 312 с.

    Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (ред. от 21.01.2019) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) [Электронный ресурс]/КонсультантПлюс. – 1999-2020. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.consultant.ru http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/1ad1a834f2604827f926f8d5cce7251c500a26cd/

    Фтенакис, В.Э. Со-конструирование: методико-дидактический подход без пассивных участников // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2015. – №2. – С. 58–65.

    Хармс, Т., Клиффорд, М., Крайер, Д. Шкалы для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях. ECERS-R. – М.: Национальное образование, 2017. – 136 с.

    Хоминская, В.В. Культурно-историческая теория Л.С. Выготского как философская методология современного образования // Контекст и рефлексия: философия о мире и о человеке. – 2016. – №3. – С. 37–46.

    Выберите один из подарков
    Выберите один из товаров, чтобы получить подарок
    • Комментарии
    Загрузка комментариев...
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    © 2007 - 2024. Активная ссылка на sdo-journal.ru обязательна.
    Политика конфиденциальности

    О ЖУРНАЛЕ
    О ЖУРНАЛЕ
    О журнале
    Редакция
    Новости
    Контакты
    СТАТЬИ
    СТАТЬИ
    Все статьи
    Номера
    Статьи по авторам
    Статьи по рубрикам
    АВТОРАМ
    АВТОРАМ
    Информация для авторов
    Подать статью