Кривцова Т.В. Лев Выготский: культура как основа развития. Шаг к педагогической технологии
Скачать в формате PDF
Поступила:
29.11.2023
Принята к публикации:
14.01.2024
Дата публикации в журнале:
16.02.2024
DOI:
10.24412/2782-4519-2024-1121-54-66
Ключевые слова:
Для цитирования статьи:
Кривцова, Т.В. (2024). Лев Выготский: культура как основа развития. Шаг к педагогической технологии. Современное дошкольное образование, 121(1), 54–66. https://doi.org/10.24412/2782-4519-2024-1121-54-66
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная
Подкасты
Аннотация
Актуальность. Наблюдая современные процессы, происходящие в образовательном социуме, невозможно не отметить обозначившийся разрыв поколений и, как следствие, обесценивание культурных идеалов и ценностей среди молодежи и подрастающего поколения. В статье представлен опыт апробации педагогической технологии «Артефакт», основанной на ключевых идеях культурно-исторического подхода и призванной сделать культурные артефакты смысловым и ценностным ядром образовательного процесса дошкольной образовательной организации.
Ход исследования. В исследовании приняли участие 147 дошкольников в возрасте от 4 до 7 лет, посещающих дошкольные образовательные организации Москвы и Воронежской области. Исследованием предполагалось через знакомство дошкольников с культурным артефактом, восстановление культурных смыслов и контекстов спроектировать комплекс психолого-педагогических условий для освоения ребенком культурного образца и получить продукты детского творчества (детские артефакты), созданные на его основе.
Результаты исследования. В каждой возрастной группе, участвующей в исследовании, были определены исходные культурные артефакты и на их основе посредством технологии «Артефакт» получены разнообразные детские артефакты с частичным или полным воспроизведением освоенных культурных образцов.
Выводы. Культурный артефакт как точка входа в культуру при специальным образом спроектированных психолого-педагогических условиях является сообразным дошкольному детству объектом познания и источником культурного образца, предлагаемого ребенку для освоения в зоне ближайшего развития. Являясь частью или основой детского творческого продукта (детского артефакта), культурный образец становится частицей культуры будущего и важным условием формирования осознанного и ценностного отношения подрастающего поколения к культурному наследию. Таким образом, технология «Артефакт» была успешно апробирована в условиях реальных педагогических процессов детских садов и может быть рекомендована для решения задач, связанных с реализацией ценностно-ориентированного компонента образовательных программ и присвоением дошкольниками традиционных российских ценностей.
Литература
Бухвалов, В.А. Алгоритмы педагогического творчества: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1993. – 96 с.
Ван Урс, Б. Обучение дошкольников в Нидерландах. Инновационная практика с позиции Л.С. Выготского // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2011. – №4. – С. 88–92.
Вартофский, М. Модели. Репрезентация и научное понимание: Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1988. – 506 с.
Веракса, Н.Е. Субъектность дошкольника в современных условиях // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2011. – №4. – С. 4.
Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1991. – 93 с.
Выготский, Л.С. Мышление и речь. – СПб.: Питер, 2017. – 432 с.
Выготский, Л.С. Основы дефектологии. – СПб.: Лань, 2003. – 654 с.
Выготский, Л.С. Психология искусства. – М.: Искусство, 1968. – 576 с.
Выготский, Л.С. Собрание сочинений в 6 т. – Т. 1 – М.: Педагогика, 1982. – 448 с.
Выготский, Л.С. Собрание сочинений в 6 т. – Т. 3 – М.: Педагогика, 1983. – 368 с.
Выготский, Л.С. Собрание сочинений в 6 т. – Т. 4 – М.: Педагогика, 1984. – 432 с.
Выготский, Л.С. Собрание сочинений в 6 т. – Т. 5 – М.: Педагогика, 1983. – 368 с.
Выготский, Л.С. Собрание сочинений в 6 т. – Т. 6 – М.: Педагогика, 1984. – 400 с.
Дафермос, М. Критический анализ принятия теории Л.С. Выготского в международном академическом сообществе // Культурно-историческая психология. – 2016. – Т. 12. – №3. – С. 37–46.
Доронова, Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей: Методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3–6 лет по программе «Радуга». – М.: Просвещение, 1999. – 160 с.
Доронова, Т.Н., Якобсон, С.Г. Обучение детей 2–4 лет рисованию, лепке и аппликации в игре (младшая возрастная группа): Книга для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1992. – 143 с.
Записные книжки Л.С. Выготского. Избранное / Под общ. ред. Е. Завершаевой и Рене ван дер Веера. – М.: Канон+; Реабилитация, 2017. – 608 с.
Комарова, Т.С. Дети в мире творчества: Книга для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мнемозина, 1995. – 160 с.
Комарова, Т.С. Изобразительное искусство детей в детском саду и школе: Книга для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Педагогическое общество России, 1999.
Комарова, Т.С., Савенков, А.И. Коллективное творчество детей. – М., 1998. – 106 с.
Культурно-исторический и деятельностный подход в психологии и образовании: методические указания / Сост. Т.Б. Венцова. – Ярославль: ЯрГУ, 2014. – 44 с.
Лев Выготский: культурно-историческая теория [Электронный ресурс] – 2020. Режим доступа: https://psychojournal.ru/psychologists/360-lev-vygotskiy-kulturno-istoricheskaya-teoriya.html
Львовский, В.А., Нежнов, П.Г., Санина, С.П., Ушакова, Е.Г. Модель экспертно-методического сопровождения деятельностных образовательных практик. – М.: Авторский клуб, 2018. – 32 с.
Нежнов, П.Г. Модель «культурного развития»: от идей Л.С. Выготского к образовательной практике. – М.: Авторский клуб, 2015. – 63 с.
Нежнов, П.Г. От идей Л.С. Выготского к теории онтогенеза // Вестник Московского Университета. Серия 14, Психология. – 2004. – №3. – С. 72–89.
ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. – Издание пятое (инновационное), испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. – 336 с.
Рубцов, В.В. Культурно-историческая научная школа: проблемы, которые поставил Л.С. Выготский // Культурно-историческая психология. – 2016. – №3. – С. 9–14.
Современный детский сад. Каким он должен быть / Под ред. О.А. Шиян. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. – 312 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (ред. от 21.01.2019) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) [Электронный ресурс]/КонсультантПлюс. – 1999-2020. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.consultant.ru http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/1ad1a834f2604827f926f8d5cce7251c500a26cd/
Фтенакис, В.Э. Со-конструирование: методико-дидактический подход без пассивных участников // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2015. – №2. – С. 58–65.
Хармс, Т., Клиффорд, М., Крайер, Д. Шкалы для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях. ECERS-R. – М.: Национальное образование, 2017. – 136 с.
Хоминская, В.В. Культурно-историческая теория Л.С. Выготского как философская методология современного образования // Контекст и рефлексия: философия о мире и о человеке. – 2016. – №3. – С. 37–46.
- Комментарии
Загрузка комментариев...