Кудрявцев В.Т. Становление свободы
Скачать в формате PDF
Ключевые слова:
Для цитирования статьи:
Кудрявцев В.Т. Становление свободы // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2017. – №1. – С.12–21.
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная
Аннотация
Есть Выготский и Выготский. Выготский, который по-прежнему живет в своих текстах и их вдумчивых читателях, и Выготский «из учебников». Схематично Выготский «в учебниках» предстает примерно так. Согласно его концепции, ребенок развивается не сам по себе, «силы» для развития он черпает из социокультурной среды, которую создает для него взрослый. Точнее – создается его руками, умом, а если повезет, то и сердцем. Потому что, занимаясь этим, взрослый действует не «от своего имени», а от «имени и по поручению» самой культуры, которая сложилась исторически, тогда как он выступает лишь посредником между ней и ребенком. В сотрудничестве с взрослым ребенок осваивает культурные образцы – способы действия с человеческими вещами, модели человеческого поведения, эталоны человеческого мировосприятия и критерии оценки творящегося в мире, расшифровывает «языки» – символику культуры… А уж затем сам прилагает эти образцы и шифры к тем или иным жизненным ситуациям. Выглядит правдоподобно. Только ведь о социальных факторах развития ребенка (куда включали и общение со взрослым) писали и до Выготского. Но именно о факторах, части внешней обстановки. Обычно – как о чем-то извне навязанном, директивном. С этой стороны, развитие представало как постепенное «социальное закабаление», а источники свободы искали в необузданной игре сил матушки-природы, что вполне естественно в этой логике. Хотя эта «матушка» – в некотором смысле куда более жесткий «диктатор», чем общество. На самом деле у Выготского все намного глубже и интереснее.
Литература
1. Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Собр. соч.:
В 6 т. Т. 3. Проблемы развития психики / Под ред. А.М. Матюшкина. – М.: Педагогика, 1983. – С. 6–328.
2. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. – М.: Педагогика, 1972.
3. Из записок Л.С. Выготского // Вестник РГГУ. № 2. Сер. «Психология». 2006. – С. 30–36.
4. Ильенков Э.В. Что же такое личность? // С чего начинается личность. – М.: Политиздат, 1979. – С. 183–237.
5. Ильенков Э.В. Философия и культура. – М.: Республика, 1991.
6. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 т. // Т. 2. Развитие произвольных движений / Под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. – М.: Педагогика, 1986.
7. Камю А. Бунтующий человек. – М.: Политиздат, 1990. – 467 с.
8. Кудрявцев В.Т. На путях к глубинно-вершинной психологии // Вопросы психологии. – 2006. – № 5. – С. 113–125.
9. Фейербах Л. О спиритуализме и материализме, в особенности в их отношении к свободе воли // Избранные философские произведения. – М.: Государственное издательство политической литературы, 1955. – С. 410–445.
10. Флоренский П.А. У водоразделов мысли // Т. 2. – М.: Правда, 1990.
11. Фрэзер Дж. Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии. 2-е изд. –
М.: Политиздат, 1983.
12. Эльконин Д.Б. Избр. психол. труды. – М.: Педагогика, 1989.
В 6 т. Т. 3. Проблемы развития психики / Под ред. А.М. Матюшкина. – М.: Педагогика, 1983. – С. 6–328.
2. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. – М.: Педагогика, 1972.
3. Из записок Л.С. Выготского // Вестник РГГУ. № 2. Сер. «Психология». 2006. – С. 30–36.
4. Ильенков Э.В. Что же такое личность? // С чего начинается личность. – М.: Политиздат, 1979. – С. 183–237.
5. Ильенков Э.В. Философия и культура. – М.: Республика, 1991.
6. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 т. // Т. 2. Развитие произвольных движений / Под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. – М.: Педагогика, 1986.
7. Камю А. Бунтующий человек. – М.: Политиздат, 1990. – 467 с.
8. Кудрявцев В.Т. На путях к глубинно-вершинной психологии // Вопросы психологии. – 2006. – № 5. – С. 113–125.
9. Фейербах Л. О спиритуализме и материализме, в особенности в их отношении к свободе воли // Избранные философские произведения. – М.: Государственное издательство политической литературы, 1955. – С. 410–445.
10. Флоренский П.А. У водоразделов мысли // Т. 2. – М.: Правда, 1990.
11. Фрэзер Дж. Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии. 2-е изд. –
М.: Политиздат, 1983.
12. Эльконин Д.Б. Избр. психол. труды. – М.: Педагогика, 1989.
- Комментарии
Загрузка комментариев...