СДО - 2017. - №1
Панорама событий
Специальный репортаж
СДО - 2017. - №1
с. 8–11
ПОДРОБНЕЕ
1972
В 2016 году отмечается 120-летие со дня рождения Л. С. Выготского, всемирно известного советского психолога, внесшего огромный вклад в психологию, педагогику и дефектологию. В связи с юбилеем ученого в ноябре в Москве был проведен Международный конгресс. В рамках конгресса прошло несколько конференций и симпозиум «Л.С. Выготский и современное детство», организованный совместно Московским государственным психолого-педагогическим университетом (МГППУ) и Институтом образования НИУ ВШЭ. Симпозиум, состоявшийся в Институте образования НИУ ВШЭ, был направлен на создание пространства для диалога внутри российского и международного психолого-педагогического сообщества, актуализацию теоретико-методологических оснований в области современного детства.
Актуальное интервью
СДО - 2017. - №1
с. 28–33
ПОДРОБНЕЕ
2126
Ирина Ильинична Комарова – кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Совета по изучению производительных сил Минэкономразвития Российской Федерации, член рабочей группы по развитию информационного общества в России Общественной палаты РФ. У Ирины Ильиничны разносторонние интересы, она занимается вопросами культурологии, искусства и образования, автор более 60 книг. Много сил и внимания Ирина Ильинична уделяет проблемам воспитания подрастающего поколения. В Московской педагогической академии дошкольного образования И.И. Комарова ведет курсы по повышению ИКТ-компетентности педагогов «Работа педагога ДОО в условиях компьютеризации образования в рамках ФГОС ДО». Мы попросили Ирину Ильиничну рассказать, какое влияние ИКТ оказывают на современных детей, каким образом их можно использовать, чтобы они приносили детям максимальную пользу.
Теория и практика образования
СДО - 2017. - №1
с. 12–21
ПОДРОБНЕЕ
2277
Есть Выготский и Выготский. Выготский, который по-прежнему живет в своих текстах и их вдумчивых читателях, и Выготский «из учебников». Схематично Выготский «в учебниках» предстает примерно так. Согласно его концепции, ребенок развивается не сам по себе, «силы» для развития он черпает из социокультурной среды, которую создает для него взрослый. Точнее – создается его руками, умом, а если повезет, то и сердцем. Потому что, занимаясь этим, взрослый действует не «от своего имени», а от «имени и по поручению» самой культуры, которая сложилась исторически, тогда как он выступает лишь посредником между ней и ребенком. В сотрудничестве с взрослым ребенок осваивает культурные образцы – способы действия с человеческими вещами, модели человеческого поведения, эталоны человеческого мировосприятия и критерии оценки творящегося в мире, расшифровывает «языки» – символику культуры… А уж затем сам прилагает эти образцы и шифры к тем или иным жизненным ситуациям. Выглядит правдоподобно. Только ведь о социальных факторах развития ребенка (куда включали и общение со взрослым) писали и до Выготского. Но именно о факторах, части внешней обстановки. Обычно – как о чем-то извне навязанном, директивном. С этой стороны, развитие представало как постепенное «социальное закабаление», а источники свободы искали в необузданной игре сил матушки-природы, что вполне естественно в этой логике. Хотя эта «матушка» – в некотором смысле куда более жесткий «диктатор», чем общество. На самом деле у Выготского все намного глубже и интереснее.
Ключевые слова:
СДО - 2017. - №1
с. 22–27
ПОДРОБНЕЕ
3300
В представленной статье рассматривается значение развития психомоторной сферы у дошкольников. Автор статьи считает обращение к проблеме психомоторного развития детей своевременным и остро актуальным. В науке о человеке уже доказано существование неразрывной связи между развитием двигательной сферы индивидов и развитием их психики в целом. Особо значимым осознание этого факта является применительно к дошкольному возрасту развивающегося человека, на котором закладывается фундамент его физического и психического развития и здоровья. Автор пытается раскрыть социально-педагогические факторы, серьезно влияющие и обусловливающие эту тревожную динамику, ставит вопрос о недостаточном внимании к поднятой проблеме в дошкольной педагогике и дошкольной образовательной практике, презентует разработанные ей методику педагогического изучения психомоторного развития детей и экспериментальную программу ее формирования у детей старшего дошкольного возраста, обосновывает теоретико-методологические основания разработки соответствующей технологии, над которой она сегодня трудится.
Ключевые слова:
Особый ребенок
Архипова Е.Ф., Абкович А.Я. Инклюзивное образование детей с нарушением опорно-двигательного аппарата
СДО - 2017. - №1
с. 34–39
ПОДРОБНЕЕ
3639
В статье разбираются вопросы, касающиеся диагностики, определения структуры дефекта детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Приводятся характерологические данные этой категории детей. Уточняется, что при организации инклюзивного образования и включении ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата, в том числе с детским церебральным параличом, в общеобразовательную группу необходима организация постоянного психолого-медико-педагогического сопровождения, что определено в его индивидуальной программе реабилитации (ИПР) и диктуется особыми (специальными) образовательными потребностями. В статье приводятся данные исследования, посвященного выявлению специальных условий инклюзивного образования детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА). Подчеркивается необходимость дифференцировать категорию детей с НОДА по трем группам для выбора образовательного маршрута. К первой группе относятся дети, которым может быть рекомендовано получение образования в условиях инклюзии. Ко второй группе относятся дети, которым необходимо рекомендовать получение дошкольного образования в группах компенсирующей направленности. К третьей группе можно отнести детей, которым рекомендуется получение дошкольного образования в группах кратковременного пребывания. Также в статье приводятся общие особые образовательные потребности детей с двигательными нарушениями и частные особые образовательные потребности, характерные для определенных групп детей с НОДА. Частные особые образовательные потребности дифференцируются по трем уровням: минимальный, средний, максимальный.
Ключевые слова:
Педагогический практикум
СДО - 2017. - №1
с. 52–61
ПОДРОБНЕЕ
1812
В российской психологии описаны главные компоненты сюжетно-ролевой игры: воображаемая ситуация, роль, игровые действия, игровое использование предметов-заместителей. Поскольку именно игра является ведущей деятельностью дошкольника, присутствие тех же компонентов необходимо и в дидактических играх – особенно в том случае, когда обучаются дети 3–5 лет. Дидактические игры должны стать сюжетно-дидактическими. Крайне важной при обучении детей чтению является также последовательность постановки учебных задач. У многих дошкольников «читательские сложности» связаны отнюдь не с ленью и не с интеллектуальной косностью, а именно с неспособностью «перепрыгнуть» через промежуточные звенья процесса обучения. В предлагаемых статьях этапы обучения чтению четко прописаны. Задача педагога – грамотно выстроить процесс обучения чтению, подойти к нему максимально творчески, найдя для решения каждой педагогической задачи нужные компоненты сюжетно-ролевой игры, превратить обучение в радостный, увлекательный процесс. При обучении рекомендуется использовать кубики Зайцева, однако описываемая система отличается от системы Зайцева рядом ключевых особенностей и не может считаться ее продолжением или модификацией.
Ключевые слова:
Мировой опыт
СДО - 2017. - №1
с. 40–49
ПОДРОБНЕЕ
5234
Исследования, проведенные среди детей школьного возраста, показали наличие связи между развитием у них двигательных навыков и когнитивных способностей, однако подобного рода исследований с привлечением детей четырехлетнего возраста практически не проводилось. Двигательные и когнитивные навыки 32 (15 мальчиков, 17 девочек) четырехлетних детей были проанализированы при помощи теста двигательных навыков и умений Бруининкс-Осерецкого (БОТ-2) (мелкая моторика – ММ, координация рук – КР, координация тела – КТ, а также теста на силу и ловкость – СЛ), краткого теста общих умственных способностей (КТОУС) (вербальный, невербальный интеллект, IQ). Посредством корреляционного анализа была подтверждена достоверность взаимосвязи между координацией тела и вербальным интеллектом (0.45) и IQ (0.51), а также между координацией рук и IQ (0.55). Развитие двигательных навыков и умений в целом подтвердили наличие взаимосвязи с вербальным (0.49) и невербальным интеллектом (0.40) и IQ (0.58). Координация рук определяет показатели вербального (24%) и невербального интеллекта (16%) и IQ (34%). Таким образом, представляется, что двигательные навыки связаны с когнитивной деятельностью, что подтверждает значимость раннего развития двигательных навыков.
Ключевые слова:
СДО - 2017. - №1
с. 50–51
ПОДРОБНЕЕ
1983
В норвежском городе Тромсё архитектурное бюро 70°N arkitektur выиграло тендер на строительство оригинального детского сада. Архитекторы задумали многофункциональное пространство, в котором каждому ребенку было бы комфортно.
Практическое приложение к журналу "СДО"
СДО - 2017. - №1
с. 62–71
ПОДРОБНЕЕ
2152
СДО - 2017. - №1
с. 72–75
ПОДРОБНЕЕ
1354
СДО - 2017. - №1
с. 76–78
ПОДРОБНЕЕ
2387
- Комментарии
Загрузка комментариев...