Журнал «Современное дошкольное образование»
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
ВКЛЮЧЕН В ПЕРЕЧЕНЬ ВАК ПРИ МИНОБРНАУКИ РФ
RU EN
ISSN 2782-4519 (Print) 16+
ISSN 2949-5962 (Online)
Войти
Поиск
О журнале
  • О журнале
  • История журнала
  • Индексирование
  • Открытый доступ
  • Редакционная этика и политика
  • Рецензирование
  • Подписка
  • Партнеры
Новости
Редакция
  • Главный редактор
  • Редакционный Совет
  • Контакты
Авторам
  • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
  • Подача рукописи
  • Договор-оферта
  • Подать статью
Номера журнала
  • Все номера
  • Все статьи
  • Статьи по авторам
  • Рубрики
  • Подкасты
Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Меню  
    • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Контакты
    • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Поиск
    Кабинет
    ISSN 2782-4519 (Print) 16+
    ISSN 2949-5962 (Online)
    Вход
    Регистрация
    • О журнале
      • Назад
      • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Назад
      • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Контакты
    • Авторам
      • Назад
      • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Назад
      • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    • Мой кабинет
    Москва, Проспект Маршала Жукова, д.78, корп.2
    journal@msbook.ru
    ГЛАВНАЯ НОМЕРА ЖУРНАЛА МОИ СТАТЬИ КАБИНЕТ
    • Главная
    • Номера журнала
    • Все номера журнала
    • 2017
    • СДО - 2017. - №9

    СДО - 2017. - №9

    СДО - 2017. - №9
    0%
    СДО - 2017. - №1
    СДО - 2017. - №2
    СДО - 2017. - №3
    СДО - 2017. - №4
    СДО - 2017. - №5
    СДО - 2017. - №6
    СДО - 2017. - №7
    СДО - 2017. - №8
    СДО - 2017. - №9
    СДО - 2017. - №10
    Теория и практика образования
    Смирнова Е.О. Игровая компетентность воспитателя
    СДО - 2017. - №9 с. 4–9
    Смирнова Е.О.
    ПОДРОБНЕЕ
    6208
    Статья посвящена роли педагога в игре дошкольников, которая весьма неоднозначна. С одной стороны, игра – это свободная, самостоятельная деятельность детей, не предполагающая вмешательство, а тем более руководство взрослого. С другой стороны, сюжетная игра, с характерным для нее расхождением воображаемой и реальной ситуации, не возникает спонтанно, и именно воспитатель является главным условием формирования полноценной игры. От его позиции по отношению к детской игре, от его игровой компетентности зависит уровень развития детской игры, желание и умение детей играть, а, значит, и развитие личности дошкольников. Рассматриваются различные варианты позиции воспитателя в детской игре: отстраненная, дидактическая и поддерживающая, в основе которой лежит игровая компетентность. В статье раскрывается понятие «игровая компетентность педагога», включающее различные составляющие. В составе игровой компетенции выделяются три главных способности: развитое воображение, позволяющее преодолевать стереотипы и создавать новые образы и сюжеты; эмоциональная выразительность и артистизм, вовлекающие детей в воображаемую ситуацию; поддержка инициативы и самостоятельности самих детей, их уверенности в собственных возможностях. Для этого необходимы коммуникативные способности и чуткость к другому, позволяющие видеть и слышать своих маленьких партнеров. Это бывает достаточно трудно, если у педагога есть четкое представление о том, как нужно правильно играть, а дети этого делать не умеют. Кроме того, необходимо знание детской психологии и развивающих игр. В заключении статьи обсуждаются методы формирования данных качеств дошкольного педагога в процессе его профессиональной подготовки.
    Ключевые слова: сюжетная игра игровая компетентность воспитателя позиция воспитателя в игре воображение артистизм чуткость к партнеру
    Самохвалова А.Г., Иванова Н.М. Коммуникативные трудности дошкольников в гетерогенной социальной среде
    СДО - 2017. - №9 с. 10–20
    Иванова Н.М. , Самохвалова А.Г.
    ПОДРОБНЕЕ
    3082
    В статье поднимается проблема развития ребенка в условиях гетерогенной социальной группы. Показано, что процесс общения дошкольников в гетерогенной среде содержит потенциальные риски возникновения и актуализации вариативных коммуникативных трудностей, которые связаны с негативными установками, непониманием, неприятием, неготовностью к сотрудничеству с партнерами, отличающимися по каким-либо характеристикам (национальность, состояние здоровья, семейные условия, стиль поведения и др.). Предлагается рассматривать гетерогенность не только как фактор риска, но и как ресурс для эффективной социализации детей, накопления социального капитала, формирования толерантности, социальной гибкости, мобильности, жизненных и коммуникативных компетенций. Представлены результаты эмпирического исследования, включающего две серии: первая серия (n = 120) предполагала выявление коммуникативных трудностей и типов затрудненного общения дошкольников в гетерогенной среде дошкольной образовательной организации; вторая серия (n = 86) была направлена на создание психолого-педагогических условий для развития толерантности как основы конструктивного взаимодействия детей в гетерогенной группе. Выявлены типы затрудненного общения дошкольников в гетерогенной социальной группе: гиперактивный, застенчивый, демонстративный; показано, что каждый из этих типов имеет специфические коммуникативные трудности, связанные с низким уровнем развития толерантности. Представлены результаты формирующего эксперимента, направленного на помощь дошкольникам в преодолении актуальных коммуникативных трудностей через развитие структурных компонентов толерантности; обоснованы психолого-педагогические условия этого процесса (обеспечение готовности педагогов дошкольных образовательных учреждений к работе по воспитанию толерантности детей; включение дошкольников в творческую деятельность по созданию и трансформации развивающей предметно-простран­ственной среды, моделирующей социокультурное гетерогенное пространство).
    Ключевые слова: дошкольник коммуникативные трудности гетерогенная социальная среда толерантность эмпатия психолого-педагогическая помощь
    Покровская С.В., Телышева Н.Н. Из опыта применения музыкотерапевтического подхода в работе по формированию коммуникативной инициативы у детей с ОВЗ
    СДО - 2017. - №9 с. 21–27
    Покровская С.В. , Телышева Н.Н.
    ПОДРОБНЕЕ
    1831
    В статье описывается опыт работы с детьми с ОВЗ по коррекции коммуникативной сферы. Цель исследования – обоснованность применения музыкотерапевтических технологий для улучшения адаптивных возможностей детей с расстройствами аутистического спектра и задержкой речевого развития. Суть метода заключается в организации продуктивного взаимодействия ребенка и преодоления его коммуникативных ограничений через включение в работу музыкального инструмента – синтезатора. В статье предлагается апробированная последовательность этапов коррекционных мероприятий, обеспечивающих расширение спектра коммуникативных возможностей ребенка. Основными факторами, определившими направления коррекционной и развивающей работы, явились специфические психолого-педагогические особенности развития ребенка с указанными нарушениями, а также педагогический и коррекционный потенциал музыкального инструмента, применяемого в работе с детьми данных категорий. Оценка функциональных возможностей детей на констатирующем этапе исследования проводилась методом наблюдения с использованием функциональных поведенческих шкал (Казьмин, 2015) и позволила выявить определенные сходные характеристики исследуемых групп детей. Последовательность и содержание занятий обучающей части эксперимента были направлены на качественное изменение показателей уровня сформированности их коммуникативных навыков. За конкретным звуковым комплексом закреплялся определенный смысл и поведенческое действие; применялась также маркировка этапов занятия. В результате наряду с общими для обеих групп качественными изменениями показателей были отмечены и некоторые специфические особенности каждой из них, проявлявшиеся как в процессе работы с детьми, так и на контрольном срезе. Результаты проведенной работы подтвердили эффективность музыкотерапевтического подхода и, в частности, применения электронного клавишного синтезатора в коррекционной работе по формированию коммуникативной инициативы у детей с ОВЗ.
    Ключевые слова: музыкотерапевтический подход развитие коммуникативных функций дети с ОВЗ критерии оценки функциональности
    Зорина С.В., Грунина Э.А., Камзина О.А., Федорова М.А. Поведенческие намерения старших дошкольников относительно партнеров с атипичными особенностями лица
    СДО - 2017. - №9 с. 28–37
    Камзина О.А. , Зорина С.В. , Грунина Э.А. , Федорова М.А.
    ПОДРОБНЕЕ
    1736
    В статье описаны результаты экспериментального исследования предпочтения детей-партнеров для взаимодействия в зависимости от изменения одного лицевого измерения – увеличения расстояние между внутренними углами глаз (по типу синдрома орбитального гипертелоризма). Такая модификация имеет перцептивное (связанное с обработкой лица как специфического объекта восприятия), социально-психологическое (связанное с контактом глаз между людьми) и клиническое (связанное с проявлениями ряда генетических заболеваний) значение. На основании документально подтвержденного преимущественно негативного отношения школьников к детям с аномалиями лицевой области (типа расщелины неба и губы) была сформулирована гипотеза об ожидаемом снижении положительных выборов при восприятии лиц с признаками орбитального гипертелоризма. Старшим дошкольникам (140 чел.) предъявлялись фотографии детей и взрослых женщин с увеличенным и нормальным расстоянием между глазами. Дошкольники выражали свое желание играть с детьми и взаимодействовать с взрослым, как воспитателем, выбирая один из вариантов: согласие, отказ или неопределенный ответ (1-й эксперимент); согласие или отказ (2-й эксперимент). Результаты не подтвердили гипотезу, показав преимущественный выбор неопределенного ответа при восприятии фотографий всех трех групп: мальчиков, девочек, взрослых женщин с лицевыми особенностями (1-й эксперимент). Сопоставление положительного и отрицательного ответов (2-й эксперимент) показало равную готовность взаимодействовать с людьми независимо от лицевых признаков орбитального гипертелоризма. Полученный результат рассматривается как реакция на новизну атипичного лица, отклоняющегося от средненормативных измерений. Результаты исследования обсуждаются в контексте широких социальных, в том числе кратковременных контактов с незнакомыми людьми, детей с особыми возможностями здоровья, обладающих лицевыми особенностями.
    Ключевые слова: социальная перцепция дошкольники аномальное лицо атипичное лицо поведенче­ские намерения готовность взаимодействовать
    Штода О.Е. Личностное отношение к природе как компонент психологического здоровья детей в старшем дошкольном возрасте
    СДО - 2017. - №9 с. 38–47
    Штода О.Е.
    ПОДРОБНЕЕ
    1792
    Исследование посвящено проблеме психологического здоровья, его структурных компонентов. Целью исследования является теоретическое обоснование и эмпирическое изучение взаимосвязи особенностей личностного отношения к природе и психологического здоровья детей старшего дошкольного возраста. Было выдвинуто предположение о взаимозависимости особенностей перцептивно-аффективного компонента отношения к природе и отношений ребенка с собой в структуре психологического здоровья. Представлен анализ современных отечественных и зарубежных исследований проблемы психологического здоровья, описана и обоснована модель психологического здоровья как системы отношений личности, включающей отношения с собой и отношения с другими, а также отношения с миром, в том числе природным. Отличительной особенностью модели является значимость эмоционального контакта с природой и субъектное ее восприятие, наряду с диалогическим и эмоционально-значимым взаимодействием с миром людей. На основе предлагаемой модели разработана диагностическая программа по изучению особенностей психологического здоровья детей 5–7 лет, в том числе их личностного отношения к природе. Программа включает диагностические процедуры в форме беседы, вербального ассоциативного теста, проективного рисунка, а также методики, модифицированные автором с применением проективного метода с элементами материализации, описанного в детском тесте «Диагностика эмоциональных отношений в семье» (Бене, 1999). В эмпирических исследованиях приняли участие 156 детей двух возрастных групп – 5–6 лет и 6–7 лет. Было показано, что развитие перцептивно-аффективного компонента личностного отношения ребенка к природе достоверно взаимосвязано с его эмоциональным состоянием, характеристиками развития самосознания и социальным положением дошкольника в группе сверстников.
    Ключевые слова: психологическое здоровье самосознание субъектность эмпатия субъектное взаимодействие личностное отношение к природе
    Соколов В.Ю. Регламентация образовательного процесса в Великобритании и России
    СДО - 2017. - №9 с. 48–57
    Соколов В.Ю.
    ПОДРОБНЕЕ
    2265
    Статья посвящена изучению английского дошкольного образования; анализу нормативного регулирования образовательного процесса для детей раннего (дошкольного) возраста; особенностям содержательного, организационного и оценочного компонентов образовательной деятельности на дошкольном уровне образования. На протяжении всей статьи автор описывает переведенные документы и эмпирическим методом производит сопоставительный анализ законодательных актов Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии и Российской Федерации для выявления особенностей английского дошкольного образования. Изучив историю возникновения и становления дошкольного образования Великобритании, автор обращает особое внимание на Закон об Образовании и Национальный учебный план и сопутствующие этому законодательному акту документы, которые регламентируют деятельность педагогов: «Официальные нормы, регулирующие работу педагогов с детьми раннего возраста, принятые стандартом обучения, развития и ухода за детьми от рождения до пяти лет», «Сведения об освоении основной стадии раннего возраста», «Практическое руководство педагогов, работающих с детьми раннего возраста» и «Методическое пособие по половому воспитанию и взаимоотношениям». Познакомившись со структурой Национального учебного плана, можно сделать первый вывод, что он значительно отличается от Федерального образовательного государственного стандарта дошкольного образования, но идеи, заложенные в обоих документах, схожи и отражают особенности дошкольного возраста, подчеркивают его самоценность. Анализ сопутствующих Национальному учебному плану документов и пособий позволяет также сделать вывод о значимости педагогического мониторинга, данные документы направлены на поддержку педагогов-практиков в проведении диагностики.
    Ключевые слова: дошкольное образование система образования Великобритании дошкольное образование в Великобритании Национальный учебный план Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
    Мировой опыт
    Чен Ф., Флер М. Культурно-историческое представление об использовании игры в качестве инструмента поддержки эмоционального развития детей в повседневной семейной жизни
    СДО - 2017. - №9 с. 58–69
    Чен Ф. , Флер М.
    ПОДРОБНЕЕ
    5887
    Во многих исследованиях была выявлена положительная связь между сюжетно-ролевой игрой и регуляцией эмоций в лабораторных условиях. Однако мало что известно о том, как игра и регуляция эмоций связаны в повседневной практике. В данной статье рассматривается, как семьи используют игру в качестве инструмента поддержки регуляции эмоций маленьких детей в повседневной семейной жизни. В течение шести месяцев изучались две австралийские семьи среднего класса с детьми в возрасте трех лет. Результаты показывают, как манипулятивная игра использовалась родителями во время ежедневных процедур для регуляции детских эмоций. Родители и дети взаимодействуют друг с другом, создавая эмоциональную зону ближайшего развития (ЗБР) через игру. Предполагается, что развитие регуляции эмоций не является индивидуальной практикой, но создается коллективно. Это исследование позволяет взглянуть с нового ракурса на понимание диалектической связи между манипулятивной игрой и эмоциональным развитием детей.
    Ключевые слова: игра регуляция эмоций маленькие дети культурно-исторический подход повседневная семейная жизнь
    Практическое приложение к журналу "СДО"
    Волкова Т.В. Единое образовательное пространство «начальная школа – детский сад» как успешная система непрерывного развивающего образования и воспитания детей. Опыт Калининграда
    СДО - 2017. - №9 с. 70–71
    Волкова Т.В.
    ПОДРОБНЕЕ
    2056
    Гагарова Л.А., Самсонова Е.В., Иванова Н.В. Образовательный проект «Детский сад – дом дружбы»
    СДО - 2017. - №9 с. 72–78
    Иванова Н.В. , Гагарова Л.А. , Самсонова Е.В.
    ПОДРОБНЕЕ
    3466
    весь номер в формате pdf
    Выберите один из подарков
    Выберите один из товаров, чтобы получить подарок
    • Комментарии
    Загрузка комментариев...
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    © 2007 - 2024. Активная ссылка на sdo-journal.ru обязательна.
    Политика конфиденциальности

    О ЖУРНАЛЕ
    О ЖУРНАЛЕ
    О журнале
    Редакция
    Новости
    Контакты
    СТАТЬИ
    СТАТЬИ
    Все статьи
    Номера
    Статьи по авторам
    Статьи по рубрикам
    АВТОРАМ
    АВТОРАМ
    Информация для авторов
    Подать статью