Журнал «Современное дошкольное образование»
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
ВКЛЮЧЕН В ПЕРЕЧЕНЬ ВАК ПРИ МИНОБРНАУКИ РФ
RU EN
ISSN 2782-4519 (Print) 16+
ISSN 2949-5962 (Online)
Войти
Поиск
О журнале
  • О журнале
  • История журнала
  • Индексирование
  • Открытый доступ
  • Редакционная этика и политика
  • Рецензирование
  • Подписка
  • Партнеры
Новости
Редакция
  • Главный редактор
  • Редакционный Совет
  • Редакция
  • Контакты
Авторам
  • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
  • Подача рукописи
  • Договор-оферта
  • Подать статью
Номера журнала
  • Все номера
  • Все статьи
  • Статьи по авторам
  • Рубрики
  • Подкасты
Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Меню  
    • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Редакция
      • Контакты
    • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Поиск
    Кабинет
    ISSN 2782-4519 (Print) 16+
    ISSN 2949-5962 (Online)
    Вход
    Регистрация
    • О журнале
      • Назад
      • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Назад
      • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Редакция
      • Контакты
    • Авторам
      • Назад
      • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Назад
      • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    • Мой кабинет
    Москва, Проспект Маршала Жукова, д.78, корп.2
    journal@msbook.ru
    ГЛАВНАЯ НОМЕРА ЖУРНАЛА МОИ СТАТЬИ КАБИНЕТ
    • Главная
    • Номера журнала
    • Все статьи журнала
    • Все статьи
    • Самохвалова А.Г., Иванова Н.М. Коммуникативные трудности дошкольников в гетерогенной социальной среде

    Самохвалова А.Г., Иванова Н.М. Коммуникативные трудности дошкольников в гетерогенной социальной среде

    Самохвалова А.Г., Иванова Н.М. Коммуникативные трудности дошкольников  в гетерогенной социальной среде
    Скачать в формате PDF
    Ключевые слова: дошкольник коммуникативные трудности гетерогенная социальная среда толерантность эмпатия психолого-педагогическая помощь
    Для цитирования статьи:
    Самохвалова А.Г., Иванова Н.М. Коммуникативные трудности дошкольников в гетерогенной социальной среде // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2017. – №9. – С.10–20.

    Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная

    СДО - 2017. - №9
    Самохвалова Анна Геннадьевна
    доктор психологических наук, доцент, заведующая кафедрой педагогики и акмеологии личности Костромского государственного университета (Кострома, Россия)

    Иванова Наталия Михайловна
    кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и акмеологии личности Костромского государственного университета (Кострома, Россия)

    Аннотация

    В статье поднимается проблема развития ребенка в условиях гетерогенной социальной группы. Показано, что процесс общения дошкольников в гетерогенной среде содержит потенциальные риски возникновения и актуализации вариативных коммуникативных трудностей, которые связаны с негативными установками, непониманием, неприятием, неготовностью к сотрудничеству с партнерами, отличающимися по каким-либо характеристикам (национальность, состояние здоровья, семейные условия, стиль поведения и др.). Предлагается рассматривать гетерогенность не только как фактор риска, но и как ресурс для эффективной социализации детей, накопления социального капитала, формирования толерантности, социальной гибкости, мобильности, жизненных и коммуникативных компетенций. Представлены результаты эмпирического исследования, включающего две серии: первая серия (n = 120) предполагала выявление коммуникативных трудностей и типов затрудненного общения дошкольников в гетерогенной среде дошкольной образовательной организации; вторая серия (n = 86) была направлена на создание психолого-педагогических условий для развития толерантности как основы конструктивного взаимодействия детей в гетерогенной группе. Выявлены типы затрудненного общения дошкольников в гетерогенной социальной группе: гиперактивный, застенчивый, демонстративный; показано, что каждый из этих типов имеет специфические коммуникативные трудности, связанные с низким уровнем развития толерантности. Представлены результаты формирующего эксперимента, направленного на помощь дошкольникам в преодолении актуальных коммуникативных трудностей через развитие структурных компонентов толерантности; обоснованы психолого-педагогические условия этого процесса (обеспечение готовности педагогов дошкольных образовательных учреждений к работе по воспитанию толерантности детей; включение дошкольников в творческую деятельность по созданию и трансформации развивающей предметно-простран­ственной среды, моделирующей социокультурное гетерогенное пространство).
    Current View
    Current View

    Enter the password to open this PDF file:

    File name:

    -

    File size:

    -

    Title:

    -

    Author:

    -

    Subject:

    -

    Keywords:

    -

    Creation Date:

    -

    Modification Date:

    -

    Creator:

    -

    PDF Producer:

    -

    PDF Version:

    -

    Page Count:

    -

    Preparing document for printing...
    0%

    Литература

    1. Архипова Е.Ф. Партнерское взаимодействие с родителями в ДОО // Современное дошкольное образование. Теория и прак-тика. – 2016. – №9. – С. 52–59.
    2. Байкова Л.А. Особые образовательные потребности обучающихся и специальные компетенции педагогов, работающих в гетерогенной организации // Человеческий капи-
    тал. – 2016. – №3 (87). – С. 10–14.
    3. Байкова Л.А. Социальное здоровье обучающихся в гетерогенной образовательной организации // IDE-Online Journal (International Dialogues on Education: Past and Present). – 2017. – Vol. 3. – №3.
    4. Байкова Л.А. Теоретико-эмпирическое исследование дополнительных специальных компетенций педагога инклюзивного образования // Психолого-педагогический
    поиск. – 2014. – №4 (32). С. 116–129.
    5. Веракса Н.Е. Диалектическое мышление ребенка и возможности его активизации // Вестник МГПУ. – 2010. – №2. – С. 46–54.
    6. Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. – СПб.: Питер, 2003.
    7. Вершинина Н.А., Хащанская М.К. Арт-педагогика как основа совместного обучения взрослых, работающих с детьми дошкольного возраста // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2017. – №5. – С. 46–54.
    8. Декларация принципов терпимости // Международные нормативные акты ЮНЕСКО, 1995.
    9. Иванова Н.М. Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста: дис. …канд. пед. наук. – Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2012.
    10. Кандыбович С.Л. Культурная идентичность и межкультурное взаимодействие
    в современном мегаполисе // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2016. – №7. – С. 4–7.
    11. Марцинковская Т.Д., Киселева Е.А. Социализация в мультикультурном пространстве // Психологические исследования. – 2017. – №10(53). – С. 2.
    12. Мацкевич М.В. Эстетическое развитие старших дошкольников в системе «художественный музей – детский сад»: дис. …канд. пед. наук. – М., 2006.
    13. Сажина Н.М., Греховодова Д.В. Ти­пология гетерогенных групп обучающихся в общеобразовательной организации // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2016. – Т. 8. – №5. – Ч. 3. – С. 149–152.
    14. Самохвалова А.Г. Коммуникативные трудности ребенка: проблемы, диагностика, коррекция. – СПб.: Речь, 2011.
    15. Самохвалова А.Г. Коммуникативные трудности ребенка: феноменология, факторы возникновения, динамика. – Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2014.
    16. Самохвалова А.Г. Структурно-динамическая концепция затрудненного общения в онтогенезе общения: дис. …д-ра психол. наук. – Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2015.
    17. Ситаров В.А., Маралов В.Г. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе. – М.: Академия, 2000.
    18. Татарко А.Н., Лебедева Н.М. Соци­альный капитал: теория и психологические исследования. – М.: РУДН, 2009.
    19. Федорцева М.Б., Литвинова Ю.А., Кречетова Н.М., Фрезе Н.В. Инклюзивная образовательная среда как условие развития и социальной адаптации детей с ООП // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2017. – №3. – С. 18–23.
    20. Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред А.Д. Кошелевой. – М.: Просвещение, 1985.
    Выберите один из подарков
    Выберите один из товаров, чтобы получить подарок
    • Комментарии
    Загрузка комментариев...
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    © 2007 - 2024. Активная ссылка на sdo-journal.ru обязательна.
    Политика конфиденциальности

    О ЖУРНАЛЕ
    О ЖУРНАЛЕ
    О журнале
    Редакция
    Новости
    Контакты
    СТАТЬИ
    СТАТЬИ
    Все статьи
    Номера
    Статьи по авторам
    Статьи по рубрикам
    АВТОРАМ
    АВТОРАМ
    Информация для авторов
    Подать статью