Журнал «Современное дошкольное образование»
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
ВКЛЮЧЕН В ПЕРЕЧЕНЬ ВАК ПРИ МИНОБРНАУКИ РФ
RU EN
ISSN 2782-4519 (Print) 16+
ISSN 2949-5962 (Online)
Войти
Поиск
О журнале
  • О журнале
  • История журнала
  • Индексирование
  • Открытый доступ
  • Редакционная этика и политика
  • Рецензирование
  • Подписка
  • Партнеры
Новости
Редакция
  • Главный редактор
  • Редакционный Совет
  • Редакция
  • Контакты
Авторам
  • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
  • Подача рукописи
  • Договор-оферта
  • Подать статью
Номера журнала
  • Все номера
  • Все статьи
  • Статьи по авторам
  • Рубрики
  • Подкасты
Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Меню  
    • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Редакция
      • Контакты
    • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Поиск
    Кабинет
    ISSN 2782-4519 (Print) 16+
    ISSN 2949-5962 (Online)
    Вход
    Регистрация
    • О журнале
      • Назад
      • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Назад
      • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Редакция
      • Контакты
    • Авторам
      • Назад
      • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Назад
      • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    • Мой кабинет
    Москва, Проспект Маршала Жукова, д.78, корп.2
    journal@msbook.ru
    ГЛАВНАЯ НОМЕРА ЖУРНАЛА МОИ СТАТЬИ КАБИНЕТ
    • Главная
    • Номера журнала
    • Все статьи журнала
    • Все статьи
    • Зорина С.В., Грунина Э.А., Камзина О.А., Федорова М.А. Поведенческие намерения старших дошкольников относительно партнеров с атипичными особенностями лица

    Зорина С.В., Грунина Э.А., Камзина О.А., Федорова М.А. Поведенческие намерения старших дошкольников относительно партнеров с атипичными особенностями лица

    Зорина С.В., Грунина Э.А., Камзина О.А., Федорова М.А. Поведенческие намерения старших  дошкольников относительно партнеров  с атипичными особенностями лица
    Скачать в формате PDF
    Ключевые слова: социальная перцепция дошкольники аномальное лицо атипичное лицо поведенче­ские намерения готовность взаимодействовать
    Для цитирования статьи:
    Зорина С.В., Грунина Э.А., Камзина О.А., Федорова М.А. Поведенческие намерения старших  дошкольников относительно партнеров  с атипичными особенностями лица // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2017. – №9. – С.28–37.

    Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная

    СДО - 2017. - №9
    Зорина Светлана Валерьевна
    кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии психологического факультета Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П.Королева (Самара, Россия)

    Грунина Элина Александровна
    педагог-психолог ГКУ СО «Центр «Семья» Самарского округа», промышленное отделение (Самара, Россия)

    Камзина Оксана Анатольевна
    старший преподаватель кафедры социальной психологии психологического факультета Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П. Королева (Самара, Россия)

    Федорова Марина Алексеевна
    кандидат медицинских наук, доцент кафедры социальной психологии психологического факультета Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П.Королева (Самара, Россия)

    Аннотация

    В статье описаны результаты экспериментального исследования предпочтения детей-партнеров для взаимодействия в зависимости от изменения одного лицевого измерения – увеличения расстояние между внутренними углами глаз (по типу синдрома орбитального гипертелоризма). Такая модификация имеет перцептивное (связанное с обработкой лица как специфического объекта восприятия), социально-психологическое (связанное с контактом глаз между людьми) и клиническое (связанное с проявлениями ряда генетических заболеваний) значение. На основании документально подтвержденного преимущественно негативного отношения школьников к детям с аномалиями лицевой области (типа расщелины неба и губы) была сформулирована гипотеза об ожидаемом снижении положительных выборов при восприятии лиц с признаками орбитального гипертелоризма. Старшим дошкольникам (140 чел.) предъявлялись фотографии детей и взрослых женщин с увеличенным и нормальным расстоянием между глазами. Дошкольники выражали свое желание играть с детьми и взаимодействовать с взрослым, как воспитателем, выбирая один из вариантов: согласие, отказ или неопределенный ответ (1-й эксперимент); согласие или отказ (2-й эксперимент). Результаты не подтвердили гипотезу, показав преимущественный выбор неопределенного ответа при восприятии фотографий всех трех групп: мальчиков, девочек, взрослых женщин с лицевыми особенностями (1-й эксперимент). Сопоставление положительного и отрицательного ответов (2-й эксперимент) показало равную готовность взаимодействовать с людьми независимо от лицевых признаков орбитального гипертелоризма. Полученный результат рассматривается как реакция на новизну атипичного лица, отклоняющегося от средненормативных измерений. Результаты исследования обсуждаются в контексте широких социальных, в том числе кратковременных контактов с незнакомыми людьми, детей с особыми возможностями здоровья, обладающих лицевыми особенностями.
    Current View
    Current View

    Enter the password to open this PDF file:

    File name:

    -

    File size:

    -

    Title:

    -

    Author:

    -

    Subject:

    -

    Keywords:

    -

    Creation Date:

    -

    Modification Date:

    -

    Creator:

    -

    PDF Producer:

    -

    PDF Version:

    -

    Page Count:

    -

    Preparing document for printing...
    0%

    Литература

    1. Барабанщиков В.А., Малкова Т.Н. Зависимость точности идентификации экспрессии лица от локализации мимических проявлений // Вопросы психологии. – 1986. – №5. – С. 131–140.
    2. Зорина С.В., Шалаева Н.Ю. Физические характеристики лица человека как фактор социальной перцепции // Вестник СамГУ. – 2013. – №5 (106). – С. 184–187.
    3. Колтунов Д.Е. Синдром Апера: клиниче­ские проявления и этиология // Лечащий врач. –
    2006. – №5. – С. 16–20.
    4. Лабунская В.А. «Видимый человек» как социально-психологический феномен // Социальная психология и общество. – 2010. – №1. – С. 26–39.
    5. Набойченко Е.С. Психологическое со­провождение развития детей и подростков с атипич­ными особенностями внешности: дис. … д-ра психол. наук. – Екатеринбург, 2009. – 467 с.
    6. Рамси Н., Харкорт Д. Психология внешности. – СПб.: Питер, 2009. – 256 с.
    7. Салмина Н.Г., Иовлева Т.Е., Тиханова И.Л.
    Методика диагностики социально-желательного поведения, исследование феномена социально-желательного поведения в дошкольном возрасте // Психологическая наука и образование. – 2006. – №4. – С. 81–94.
    8. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии // Пер. с фр., предисл., примеч. В.И. Колядко. – М.: Республика, 2000. – 638 с.
    9. Социум, дружественный детям-сиротам и детям с ограниченными возможностями: отчет о результатах исследования /Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. – М., 2011. URL: http://fond-detyam.ru/pechatnye-izdaniya/11068/(дата обращения: 16.02.2017).
    10. Труфанова Е.О. Лицо человека в системе социальных связей // Лицо человека в науке, искусстве и практике / Отв. ред. К.И. Ананьева, В.А. Барабанщиков, А.А. Демидов. – М.: Когито-Центр, 2014. – С. 487–502.
    11. Фоменко И.В. и др. Особенности психологического состояния и самооценки детей
    с врожденной односторонней расщелиной верхней губы и неба // Вестник Волгоградского государ­ственного медицинского университета. – 2016. – №1 (57). – С. 91–93. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-psihologicheskogo-sostoyaniya-i-samootsenki-detey-s-vro... (дата обращения: 06.01.2017).
    12. Хрисанфова Л.А., Суслова Л.Ф., Крюкова Е.А. Особенности восприятия лица незнакомого человека и особенности воспринимающего, влияющие на формирование доверия к незнакомцу. Лицо человека в науке, искусстве и практике / Отв. ред. К.И. Ананьева, В.А. Барабанщиков, А.А. Демидов. – М.: Когито-Центр, 2014. – С. 595–601.
    13. Batki A., Baron-Cohen, S., Wheelwright, S., Connellan, J., & Ahluwalia, J. Is there an innate gaze module? Evidence from human neonates //Infant Behavior and Development. – 2000. – Т. 23. – №. 2. Pp. 223-229.
    14. Byom L. J., Mutlu B. Theory of mind: Mechanisms, methods, and new directions //Frontiers in human neuroscience. – 2013. – Т. 7. Pp. 413-425.
    15. Cohen R., Nabors L. A., Pierce K. A. Preschoolers’ evaluations of physical disabilities: A consideration of attitudes and behavior //Journal of Pediatric Psychology. – 1994. – Т. 19. – №. 1. Pp. 103-111.
    16. Demellweek C., Humphris, G. M., Hare, M., & Brown, J. Children’s Perception of, and Atitude Towards, Unfamiliar Peers with Facial Port-Wine Stains //Journal of pediatric Psychology. – 1997. – Т. 22. – №. 4. Pp. 471-485.
    17. Einav S., Hood B. Young children’s use of gaze cues for inferring mental states //Poster presented at the 14th Biennial Conference on Infant Studies, Chicago, IL. – 2004.
    18. Farroni T., Massaccesi, S., Menon, E., & Johnson, M. H. Direct gaze modulates face recognition in young infants //Cognition. – 2007. – Т. 102. – №. 3. Pp. 396-404.
    19. Freire A., Eskritt M., Lee K. Are eyes windows to a deceiver’s soul? Children’s use of another’s eye gaze cues in a deceptive situation // Developmental psychology. – 2004. – Т. 40. – №. 6. Pp. 1093-1104.
    20. Hansen C. H., Hansen R. D. Finding the face in the crowd: An anger superiority effect //Journal of personality and social psychology. – 1988. – Т. 54. – №. 6. Pp. 917-924.
    21. Harper D. C. Children’s attitudes to physical differences among youth from western and non-western cultures //The Cleft palate-craniofacial journal. – 1995. – Т. 32. – №. 2. Pp. 114-119.
    22. Harper D. C., Wacker D. P., Cobb L. S. Presidential address: children’s social preferences toward peers with visible physical differences // Journal of Pediatric Psychology. – 1986. – Т. 11. – №. 3. Pp. 323-342.
    23. Houston V., Bull R. Do people avoid sitting next to someone who is facially disfigured? //European Journal of Social Psychology. – 1994. – Т. 24. – №. 2. Pp. 279-284.
    24. MacMillan M., Tarrant M., Abraham C., & Morris C. The association between children’s contact with people with disabilities and their attitudes towards disability: a systematic review //Developmental Medicine & Child Neurology. – 2014. – Т. 56. – №. 6. PP. 529-546.
    25. Morgan S. B., Bieberich, A. A., Walker, M., & Schwerdtfeger, H. Children’s willingness to share activities with a physically handicapped peer: Am I more willing than my classmates? //Journal of Pediatric Psychology. – 1998. – Т. 23. – №. 6. Pp. 367-375.
    26. Perry B. D., Czyzewski, D. I., Lopez, M. A., Spiller, L. C., & Treadwell-Deering, D. Neuropsychologic impact of facial deformities in children. Neurodevelopmental role of the face in communication and bonding //Clinics in plastic surgery. – 1998. – Т. 25. – №. 4. Pp. 587-597.
    27. Principe C. P., Langlois J. H. Shifting the prototype: Experience with faces influences affective and attractiveness preferences //Social cognition. – 2012. – Т. 30. – №. 1. – Pp. 109-120.
    28. Reed J., Robathan, M., Hockenhull, A., Rostill, H., Perrett, D., & Lees, A. Children’s attitudes toward interacting with peers with different craniofacial anomalies //The Cleft palate-craniofacial journal. – 1999. – Т. 36. – №. 5. Pp. 441-447.
    29. Richardson S. A. Attitudes and behavior toward the physically handicapped //Birth defects original article series. – 1976. – Т. 12. – №. 4. Pp. 15-34.
    30. Richardson S. A. Children’s values in regard to disabilities: A reply to Yuker. – 1983. 131 p.
    31. Rubenstein A. J., Langlois J. H., Roggman L. A. What makes a face attractive and why: The role of averageness in defining facial beauty. In G. Rhodes & L.A. Zebrowitz (Eds.), Facial attractiveness: Evolutionary, cognitive, and social perspectives. – Ablex: Westport, CT., 2002.
    32. Ryan S. et al. Facial disfigurement is treated like an infectious disease //Evolution and Human Behavior. – 2012. – Т. 33. – №. 6. Pp. 639-646.
    33. Tsao D. Y., Freiwald W. A. What’s so special about the average face? //Trends in cognitive sciences. – 2006. – Т. 10. – №. 9. Pp. 391-393.
    Выберите один из подарков
    Выберите один из товаров, чтобы получить подарок
    • Комментарии
    Загрузка комментариев...
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    © 2007 - 2024. Активная ссылка на sdo-journal.ru обязательна.
    Политика конфиденциальности

    О ЖУРНАЛЕ
    О ЖУРНАЛЕ
    О журнале
    Редакция
    Новости
    Контакты
    СТАТЬИ
    СТАТЬИ
    Все статьи
    Номера
    Статьи по авторам
    Статьи по рубрикам
    АВТОРАМ
    АВТОРАМ
    Информация для авторов
    Подать статью