кандидат медицинских наук, доцент кафедры социальной психологии психологического факультета Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П.Королева (Самара, Россия)
Федорова Марина Алексеевна
СДО - 2017. - №9
с. 28–37
ПОДРОБНЕЕ
1454
В статье описаны результаты экспериментального исследования предпочтения детей-партнеров для взаимодействия в зависимости от изменения одного лицевого измерения – увеличения расстояние между внутренними углами глаз (по типу синдрома орбитального гипертелоризма). Такая модификация имеет перцептивное (связанное с обработкой лица как специфического объекта восприятия), социально-психологическое (связанное с контактом глаз между людьми) и клиническое (связанное с проявлениями ряда генетических заболеваний) значение. На основании документально подтвержденного преимущественно негативного отношения школьников к детям с аномалиями лицевой области (типа расщелины неба и губы) была сформулирована гипотеза об ожидаемом снижении положительных выборов при восприятии лиц с признаками орбитального гипертелоризма. Старшим дошкольникам (140 чел.) предъявлялись фотографии детей и взрослых женщин с увеличенным и нормальным расстоянием между глазами. Дошкольники выражали свое желание играть с детьми и взаимодействовать с взрослым, как воспитателем, выбирая один из вариантов: согласие, отказ или неопределенный ответ (1-й эксперимент); согласие или отказ (2-й эксперимент). Результаты не подтвердили гипотезу, показав преимущественный выбор неопределенного ответа при восприятии фотографий всех трех групп: мальчиков, девочек, взрослых женщин с лицевыми особенностями (1-й эксперимент). Сопоставление положительного и отрицательного ответов (2-й эксперимент) показало равную готовность взаимодействовать с людьми независимо от лицевых признаков орбитального гипертелоризма. Полученный результат рассматривается как реакция на новизну атипичного лица, отклоняющегося от средненормативных измерений. Результаты исследования обсуждаются в контексте широких социальных, в том числе кратковременных контактов с незнакомыми людьми, детей с особыми возможностями здоровья, обладающих лицевыми особенностями.
Ключевые слова: