кандидат психологических наук, доцент Московского государственного психолого-педагогического университета (Москва, Россия)
Покровская Светлана Викторовна
СДО - 2017. - №9
с. 21–27
ПОДРОБНЕЕ
1570
В статье описывается опыт работы с детьми с ОВЗ по коррекции коммуникативной сферы. Цель исследования – обоснованность применения музыкотерапевтических технологий для улучшения адаптивных возможностей детей с расстройствами аутистического спектра и задержкой речевого развития. Суть метода заключается в организации продуктивного взаимодействия ребенка и преодоления его коммуникативных ограничений через включение в работу музыкального инструмента – синтезатора. В статье предлагается апробированная последовательность этапов коррекционных мероприятий, обеспечивающих расширение спектра коммуникативных возможностей ребенка. Основными факторами, определившими направления коррекционной и развивающей работы, явились специфические психолого-педагогические особенности развития ребенка с указанными нарушениями, а также педагогический и коррекционный потенциал музыкального инструмента, применяемого в работе с детьми данных категорий. Оценка функциональных возможностей детей на констатирующем этапе исследования проводилась методом наблюдения с использованием функциональных поведенческих шкал (Казьмин, 2015) и позволила выявить определенные сходные характеристики исследуемых групп детей. Последовательность и содержание занятий обучающей части эксперимента были направлены на качественное изменение показателей уровня сформированности их коммуникативных навыков. За конкретным звуковым комплексом закреплялся определенный смысл и поведенческое действие; применялась также маркировка этапов занятия. В результате наряду с общими для обеих групп качественными изменениями показателей были отмечены и некоторые специфические особенности каждой из них, проявлявшиеся как в процессе работы с детьми, так и на контрольном срезе. Результаты проведенной работы подтвердили эффективность музыкотерапевтического подхода и, в частности, применения электронного клавишного синтезатора в коррекционной работе по формированию коммуникативной инициативы у детей с ОВЗ.
Ключевые слова: