Покровская С.В., Телышева Н.Н. Из опыта применения музыкотерапевтического подхода в работе по формированию коммуникативной инициативы у детей с ОВЗ
Скачать в формате PDF
Ключевые слова:
Для цитирования статьи:
Покровская С.В., Телышева Н.Н. Из опыта применения музыкотерапевтического подхода в работе по формированию коммуникативной инициативы у детей с ОВЗ // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2017. – №9. – С.21–27.
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная
Аннотация
В статье описывается опыт работы с детьми с ОВЗ по коррекции коммуникативной сферы. Цель исследования – обоснованность применения музыкотерапевтических технологий для улучшения адаптивных возможностей детей с расстройствами аутистического спектра и задержкой речевого развития. Суть метода заключается в организации продуктивного взаимодействия ребенка и преодоления его коммуникативных ограничений через включение в работу музыкального инструмента – синтезатора. В статье предлагается апробированная последовательность этапов коррекционных мероприятий, обеспечивающих расширение спектра коммуникативных возможностей ребенка. Основными факторами, определившими направления коррекционной и развивающей работы, явились специфические психолого-педагогические особенности развития ребенка с указанными нарушениями, а также педагогический и коррекционный потенциал музыкального инструмента, применяемого в работе с детьми данных категорий. Оценка функциональных возможностей детей на констатирующем этапе исследования проводилась методом наблюдения с использованием функциональных поведенческих шкал (Казьмин, 2015) и позволила выявить определенные сходные характеристики исследуемых групп детей. Последовательность и содержание занятий обучающей части эксперимента были направлены на качественное изменение показателей уровня сформированности их коммуникативных навыков. За конкретным звуковым комплексом закреплялся определенный смысл и поведенческое действие; применялась также маркировка этапов занятия. В результате наряду с общими для обеих групп качественными изменениями показателей были отмечены и некоторые специфические особенности каждой из них, проявлявшиеся как в процессе работы с детьми, так и на контрольном срезе. Результаты проведенной работы подтвердили эффективность музыкотерапевтического подхода и, в частности, применения электронного клавишного синтезатора в коррекционной работе по формированию коммуникативной инициативы у детей с ОВЗ.
Литература
1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учеб. пособие / Л.С. Цветкова, А.В. Семенович, С.Н. Котягина, Е.Г. Гришина, Т.Б. Гогберашвили. Под ред. Л.С. Цветковой. 2-е изд., испр. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2006. – 296 с.
2. Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008. – 125 с.
3. Володько Д.В. Коррекционно-развивающие занятия по социальной адаптации детей дошкольного возраста. – Минск: Зорны Верасок, 2010. – 104 с.
4. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: Лабиринт, 2012. – 352 с.
5. Гринспен С, Уидер С. На ты с аутизмом. Использование методики Floortime для развития отношений, общения и мышления. – М.: ЛитРес, 2016. – 600 с.
6. Гудкин Д. Пой, играй, танцуй! Введение в Орф-педагогику. Пер. с англ. Е. Ботневой – М.: Классика XXI, 2013. – 240 с.
7. Дубина Л.А. Коммуникативная компетентность дошкольников: сборник игр и упражнений. – М.: Книголюб, 2006. – 64 с.
8. Жилин В.А. Орф-Шульверк. Русские народные песни и танцы. Для голоса, блокфлейты и орф-инструментов. – М.: Эм-Пи-Ай. – 32 с.
9. Искусствотерапия / Под ред. К. Мартинсоне. – СПб.: Речь, 2014. – 352 с.
10. Казьмин А.М. Участие: теоретические аспекты и оценка в практике ранней помощи [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2015. Том 4. № 2. С. 115–127. URL: http://psyjournals.ru/psyclin/2015/n2/Kazmin.shtml (дата обращения: 08.09.2016)
11. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Генезис, 2002. – 208 с.
12. Лебединская К.С., Никольская О.С. Диагностика раннего детского аутизма: Нач. проявления. – М.: Просвещение, 1991. – 53 с.
13. Новоторцева Н.В. Развитие речи дошкольников и коррекция ее недостатков
в детском саду. – М.: Академия Развития, 2012. – 256 с.
14. Орф К. Музыка для детей: русская версия. Т.1. – М.: Эм-Пи-Ай. – 80 с.
15. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. – М.: Римис, 2008. – 448 с.
16. Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. – М.: Генезис, 2005. – 176 с.
17. Цветкова Л.С. Восстановительное обучение при локальных поражениях мозга. –
М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2010. – 376 с.
18. Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: Российское педагогическое агентство, Когито-центр, 1998. – 128 с.
19. Чернецкая Л.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 170 с.
20. Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. – М.: Теревинф, 2004. – 136 с.
21. Pokrovskaya S.V., Telysheva N.N. Interdisciplinary approaches to professional training of music students / The Fourth International conference on development of pedagogical science in Eurasia. – «East West» Accociation for Advanced and Studies and Higher Education GmbH, Vienna, Austria 2015. P. 12–13.
2. Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008. – 125 с.
3. Володько Д.В. Коррекционно-развивающие занятия по социальной адаптации детей дошкольного возраста. – Минск: Зорны Верасок, 2010. – 104 с.
4. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: Лабиринт, 2012. – 352 с.
5. Гринспен С, Уидер С. На ты с аутизмом. Использование методики Floortime для развития отношений, общения и мышления. – М.: ЛитРес, 2016. – 600 с.
6. Гудкин Д. Пой, играй, танцуй! Введение в Орф-педагогику. Пер. с англ. Е. Ботневой – М.: Классика XXI, 2013. – 240 с.
7. Дубина Л.А. Коммуникативная компетентность дошкольников: сборник игр и упражнений. – М.: Книголюб, 2006. – 64 с.
8. Жилин В.А. Орф-Шульверк. Русские народные песни и танцы. Для голоса, блокфлейты и орф-инструментов. – М.: Эм-Пи-Ай. – 32 с.
9. Искусствотерапия / Под ред. К. Мартинсоне. – СПб.: Речь, 2014. – 352 с.
10. Казьмин А.М. Участие: теоретические аспекты и оценка в практике ранней помощи [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2015. Том 4. № 2. С. 115–127. URL: http://psyjournals.ru/psyclin/2015/n2/Kazmin.shtml (дата обращения: 08.09.2016)
11. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Генезис, 2002. – 208 с.
12. Лебединская К.С., Никольская О.С. Диагностика раннего детского аутизма: Нач. проявления. – М.: Просвещение, 1991. – 53 с.
13. Новоторцева Н.В. Развитие речи дошкольников и коррекция ее недостатков
в детском саду. – М.: Академия Развития, 2012. – 256 с.
14. Орф К. Музыка для детей: русская версия. Т.1. – М.: Эм-Пи-Ай. – 80 с.
15. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. – М.: Римис, 2008. – 448 с.
16. Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. – М.: Генезис, 2005. – 176 с.
17. Цветкова Л.С. Восстановительное обучение при локальных поражениях мозга. –
М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2010. – 376 с.
18. Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: Российское педагогическое агентство, Когито-центр, 1998. – 128 с.
19. Чернецкая Л.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 170 с.
20. Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. – М.: Теревинф, 2004. – 136 с.
21. Pokrovskaya S.V., Telysheva N.N. Interdisciplinary approaches to professional training of music students / The Fourth International conference on development of pedagogical science in Eurasia. – «East West» Accociation for Advanced and Studies and Higher Education GmbH, Vienna, Austria 2015. P. 12–13.
- Комментарии
Загрузка комментариев...