Журнал «Современное дошкольное образование»
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
ВКЛЮЧЕН В ПЕРЕЧЕНЬ ВАК ПРИ МИНОБРНАУКИ РФ
RU EN
ISSN 2782-4519 (Print) 16+
ISSN 2949-5962 (Online)
Войти
Поиск
О журнале
  • О журнале
  • История журнала
  • Индексирование
  • Открытый доступ
  • Редакционная этика и политика
  • Рецензирование
  • Подписка
  • Партнеры
Новости
Редакция
  • Главный редактор
  • Редакционный Совет
  • Редакция
  • Контакты
Авторам
  • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
  • Подача рукописи
  • Договор-оферта
  • Подать статью
Номера журнала
  • Все номера
  • Все статьи
  • Статьи по авторам
  • Рубрики
  • Подкасты
Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Меню  
    • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Редакция
      • Контакты
    • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Поиск
    Кабинет
    ISSN 2782-4519 (Print) 16+
    ISSN 2949-5962 (Online)
    Вход
    Регистрация
    • О журнале
      • Назад
      • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Назад
      • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Редакция
      • Контакты
    • Авторам
      • Назад
      • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Назад
      • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    • Мой кабинет
    Москва, Проспект Маршала Жукова, д.78, корп.2
    journal@msbook.ru
    ГЛАВНАЯ НОМЕРА ЖУРНАЛА МОИ СТАТЬИ КАБИНЕТ
    • Главная
    • Номера журнала
    • Все статьи журнала
    • Все статьи
    • Штода О.Е. Личностное отношение к природе как компонент психологического здоровья детей в старшем дошкольном возрасте

    Штода О.Е. Личностное отношение к природе как компонент психологического здоровья детей в старшем дошкольном возрасте

    Штода О.Е. Личностное отношение к природе как компонент психологического здоровья детей в старшем  дошкольном возрасте
    Скачать в формате PDF
    Ключевые слова: психологическое здоровье самосознание субъектность эмпатия субъектное взаимодействие личностное отношение к природе
    Для цитирования статьи:
    Штода О.Е. Личностное отношение к природе как компонент психологического здоровья детей в старшем  дошкольном возрасте // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2017. – №9. – С.38–47.

    Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная

    СДО - 2017. - №9
    Штода Ольга Евгеньевна
    педагог-психолог МБДОУ детский сад №16 «Колокольчик» г. Пятигорска, соискатель кафедры психологии образования и развития ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет» (Пятигорск, Россия)

    Аннотация

    Исследование посвящено проблеме психологического здоровья, его структурных компонентов. Целью исследования является теоретическое обоснование и эмпирическое изучение взаимосвязи особенностей личностного отношения к природе и психологического здоровья детей старшего дошкольного возраста. Было выдвинуто предположение о взаимозависимости особенностей перцептивно-аффективного компонента отношения к природе и отношений ребенка с собой в структуре психологического здоровья. Представлен анализ современных отечественных и зарубежных исследований проблемы психологического здоровья, описана и обоснована модель психологического здоровья как системы отношений личности, включающей отношения с собой и отношения с другими, а также отношения с миром, в том числе природным. Отличительной особенностью модели является значимость эмоционального контакта с природой и субъектное ее восприятие, наряду с диалогическим и эмоционально-значимым взаимодействием с миром людей. На основе предлагаемой модели разработана диагностическая программа по изучению особенностей психологического здоровья детей 5–7 лет, в том числе их личностного отношения к природе. Программа включает диагностические процедуры в форме беседы, вербального ассоциативного теста, проективного рисунка, а также методики, модифицированные автором с применением проективного метода с элементами материализации, описанного в детском тесте «Диагностика эмоциональных отношений в семье» (Бене, 1999). В эмпирических исследованиях приняли участие 156 детей двух возрастных групп – 5–6 лет и 6–7 лет. Было показано, что развитие перцептивно-аффективного компонента личностного отношения ребенка к природе достоверно взаимосвязано с его эмоциональным состоянием, характеристиками развития самосознания и социальным положением дошкольника в группе сверстников.
    Current View
    Current View

    Enter the password to open this PDF file:

    File name:

    -

    File size:

    -

    Title:

    -

    Author:

    -

    Subject:

    -

    Keywords:

    -

    Creation Date:

    -

    Modification Date:

    -

    Creator:

    -

    PDF Producer:

    -

    PDF Version:

    -

    Page Count:

    -

    Preparing document for printing...
    0%

    Литература

    1. Аргайл М. Психология счастья. – СПб.: Питер, 2003. – 271 с.
    2. Баякина О.А. Соотношение понятий психического и психологического здоровья личности // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2009. – Т.11, №4(5). – С. 1195–1200.
    3. Бене Е. Детский тест «Диагностика эмоциональных отношений в семье» // Семейная психология и семейная терапия. – 1999. – №2. – С. 14–41.
    3. Бессонова Ю.В. О структуре психологического благополучия / Ю.В. Бессонова // Психологическое благополучие личности в современном образовательном пространстве: Сб. статей / Сост. Ю.В. Братчикова. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2013. – С. 30–35.
    4. Бучацкая М.В., Капранова М.В. Особенности структуры психологического благополучия учащихся и студентов различных направлений профессиональной подготовки // Психологическая наука и образование. – 2015. – Т.20. – №2. – С. 63–69.
    5. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки: Учеб. пособие. – М.: Академия, 2001. – 352 с.
    6. Водяха С.А. Психологическое благополучие учащихся // Психологическое благополучие личности в современном образовательном пространстве: Сб. статей / Составитель: Ю.В. Братчикова. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2013. – С. 5–11.
    7. Даниленко О.И. Душевное здоровье как динамическая характеристика индивидуальности // Культурно-историческая психология. – 2011. – №2. – С. 52–59.
    8. Дерябо С.Д. Феномен субъектификации природных объектов: дисс. … д‑р психол. наук. – М.: МГППУ, 2002. – 365 с.
    9. Дерябо С.Д., Ясвин В.А., Панов В.И. Здоровье как предмет экопсихологической диагностики // Прикладная психология. – 2000. – №4. – С. 52–66.
    10. Дубровина И.В. Психическое и психологическое здоровье в контексте психологической культуры личности // Вестник практической психологии образования. – 2009. –
    №3(20). – С. 17–21.
    11. Захарова А.В. Генезис самооценки. – Тула: Издательство Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого, 1998. – 135 с.
    12. Калитеевская Е.С. Психическое здоровье как способ бытия в мире: от объяснения к переживанию // Психология с человеческим лицом: Гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. – М.: Смысл, 1997. –
    С. 231–238.
    13. Макарова Л.М. Формирование экологического сознания у детей в условиях дошкольного образовательного учреждения: дисс. … канд. психол. наук. – Самара: Самарский государственный педагогический университет, 2003. – 209 с.
    14. Минюрова С.А., Заусенко И.В. Лич­ностные детерминанты психологического благополучия педагога // Педагогическое образование в России. – 2013. – №1. – С. 94–101.
    15. Михайлина О.А. Психическое здоровье как основа модернизации системы образования // Ежегодник РПО. Материалы III Всероссийского съезда психологов 25–28 июня 2003 года. Т.5. – СПб., 2003. – С. 437–439.
    16. Мясищев В.Н. Психология отношений: Избр. психол. труды. – М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. – 368 с.
    17. Панов В.И. Экопсихология: Пара­дигмальный поиск. – М.; СПб.: Психологи­ческий институт РАО; Нестор-История, 2014. – 304 с.
    18. Пахальян В.Э. Развитие и психологическое здоровье. Дошкольный и школьный возраст. – СПб.: Питер, 2006. – 240 с.
    19. Печко Л.П. Выразительность эстетики природы и культура личности. – Ульяновск: УлГТУ, 2008. – 363 с.
    20. Родионов В.А. Психология здоровья школьников: технология работы: лекции 1–4. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2008. – 56 с.
    21. Слободчиков В.И., Шувалов А.В. Антропологический подход к решению проблемы психологического здоровья детей // Вопросы психологии. – 2001. – №4. – С. 91–105.
    22. Сулима И.И. Философская герменевтика и образование // Педагогика. – 1999. – №1. – С.36–43.
    23. Тихонова Ю.В. Психолого-педагогические условия сохранения психологического здоровья младших школьников: автореф. дисс. … канд. психол. наук. – Самара: Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, 2013. – 22 с.
    24. Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. Культура, эмоции и психическое здоровье // Вопросы психологии. – 1999. – №2. – С. 61–73.
    25. Хухлаева О.В. Коррекция психологического здоровья дошкольников и младших школьников. – М.: Академия, 2003. – 184 с.
    26. Хухлаева О.В. Психологическое здоровье как системообразующий фактор психологической службы в образовании // 3-я Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. – М.: Психологический институт РАО, 2003. – С. 186–188.
    27. Хухлаева О.В. Формирование психологического здоровья младших школьников: дисс. ... д-р. пед. наук. – М: МГППУ, 2001. – 299 с.
    28. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. – М.: Наука, 1977. – 143 с.
    29. Штода О.Е. Диагностика особенностей развития компонентов экологического сознания детей в дошкольной образовательной организации // Региональный этап Международной ярмарки социально-педагогических инноваций: материалы участников ярмарки (Россия, Волгоград, 26 февраля 2016 г.) / Под ред. Т.Н. Матвиенко, Е.А. Момотовой. – Волгоград, 2016. – С. 414–416.
    30. Штода О.Е. Диагностика психологического здоровья детей старшего дошкольного возраста в детском саду // Психологическое и социально-педагогическое сопровождение процессов реализации ФГОС ДО и ФГОС ОО: Материалы четвертой Всероссийской научно-практической конференции (Россия. Волгоград, 23–24 апреля 2015 г.) / Сост. П.П. Кучега-
    шева. – М.: Планета, 2015. – С. 161–168.
    31. Шувалов А.В. Гуманитарно-антропологические основы теории психологического здоровья // Вопросы психологии. – 2004. – №6. – С. 18–33.
    32. Шувалов А.В. Психологическое здоровье человека // Вестник ПСТГУ, IV: Педагогика. Психология. – 2009. – Вып. 4(15). – С. 87–101.
    33. Экопсихология развития человека на разных этапах онтогенеза: коллективная моногра-фия / Под общ. ред. В.И. Панова и Ш.Р. Хисамбе-ева. – М.: ФГНУ «Психологический институт» РАО; СПб.: Нестор-История, 2013. – 384 с.
    34. Юдин Б.Г. Здоровье: факт, норма, ценность // Мир психологии. – 2000. – №1(21). –
    С. 54–68.
    35. Ясвин В.А. Психология отношения к природе. – М.: Смысл, 2000. – 456 с.
    36. Bradburn N. The Structure of Psychological well-being. – Chicago: Aldine Pub Co., 1969. – 320 p.
    37. Diener E. Most people are happy // Psychological Science. – 1996. – Vol. 7. – P. 181-185.
    38. Kahneman D. Well-being: The Foundation of Hedonic Psychology. – N.-Y.: Russell Sage Found, 1999. – 605 р.
    39. Minkkinen J. The structural model of child well-being // Chil indicators research. – 2013. – Vol. 6(3). – P. 547-558.
    Выберите один из подарков
    Выберите один из товаров, чтобы получить подарок
    • Комментарии
    Загрузка комментариев...
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    © 2007 - 2024. Активная ссылка на sdo-journal.ru обязательна.
    Политика конфиденциальности

    О ЖУРНАЛЕ
    О ЖУРНАЛЕ
    О журнале
    Редакция
    Новости
    Контакты
    СТАТЬИ
    СТАТЬИ
    Все статьи
    Номера
    Статьи по авторам
    Статьи по рубрикам
    АВТОРАМ
    АВТОРАМ
    Информация для авторов
    Подать статью