СДО - 2017. - №8

Теория и практика образования
СДО - 2017. - №8
с. 4–11
ПОДРОБНЕЕ
2461
В статье рассматривается специфика сотрудничества с родителями как условие качества современного дошкольного образования. Показано, что в соответствии с нормативно-правовой базой родители являются заказчиками услуг и взаимодействие с ними должно определять эффективность деятельности образовательных организаций. На базе районного методического объединения педагогов-психологов отдела образования администрации Ленинского района г. Екатеринбурга в ДОУ и ДОО проводится регулярный мониторинг представлений педагогов о трансформации современных детско-родительских отношений. Результаты мониторинга показывают, что основной проблемой взаимодействия с семьей в последние годы является делегирование родителями собственной ответственности за ребенка и формирование «родительской беспомощности». Поэтому главным направлением работы многих дошкольных учреждений является повышение психолого-педагогической культуры молодых родителей. Целью работы в МБДОУ детский сад №26 Ленинского района г. Екатеринбурга стала подготовка педагогов к взаимодействию с семьей ребенка в соответствии с ECERS-R. На основании методов наблюдения, анкетирования, мониторинга и шкал ECERS-R «Родители и персонал» были определены условия сотрудничества учреждения с семьями воспитанников. Работа проводилась в несколько этапов и включала в себя ознакомление с понятием качества образовательной деятельности, выработку единых критериев работы с семьей и создание современных механизмов взаимодействия с родителями. В результате была разработана система сотрудничества с родителями, которая создает условия разнообразного участия семьи в жизни ребенка в детском саду и включает регулярный обмен информацией о детях между родителями и сотрудниками для позитивизации детско-родительских отношений. Представлен конкретный практический опыт сотрудничества педагогического коллектива с родителями и рассмотрены проблемы совместной реализации общеобразовательной программы в детском саду.
Ключевые слова:
СДО - 2017. - №8
с. 12–23
ПОДРОБНЕЕ
2093
В статье представлены результаты теоретического исследования проблемы изучения воспитателем ребенка на примере применения психолого-педагогической характеристики как стратегии его познания. Цель исследования – выявление специфики использования этой стратегии, сравнение ее со стратегией наблюдения. Методологической основой исследования выступили системно-деятельностный и компетентностный подходы, а методом исследования – теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме. Результатом исследования явилось представление указанной стратегии в совокупности ее целей, принципов, этапов, результатов. Показано, что психолого-педагогическая характеристика как стратегия познания ребенка подчиняется общей логике научного исследования в последовательности его этапов (проектировочный, содержательно-организационный, аналитико-результативный и прогностический) и реализуется с помощью специальных диагностических компетенций. Функцию руководства стратегией выполняет схема характеристики, структура которой отражает совокупность целей и этапы изучения ребенка. Общая часть схемы содержит описание важнейших показателей и направлений психического развития (уровень освоения различных видов детской деятельности, познавательное, речевое, социальное и двигательное развитие, особенности личности и индивидуальности ребенка), как основы психологического портрета ребенка. Результирующая часть схемы включает выводы, сделанные при соотнесении и обобщении всех полученных фактов в соответствии с принципами научного исследования, и условно-вероятностный прогноз дальнейшего развития ребенка. Важным направлением совершенствования рассматриваемой стратегии является совершенствование алгоритма оценки текста характеристики в соответствии с целями и принципами ее написания по таким критериям, как целостность психологического портрета ребенка, «язык описания» портрета, качество выводов и разработанных педагогических рекомендаций, позиция воспитателя во взаимодействии с ребенком на этапе сбора информации.
Ключевые слова:
СДО - 2017. - №8
с. 24–31
ПОДРОБНЕЕ
2234
В статье представлены результаты исследования, в котором предпринята попытка выявить особенности рисования дошкольников с помощью традиционных (бумага, карандаши, фломастеры и др.) и электронных (планшет) средств. В исследовании приняли участие дети старшего дошкольного возраста. Для оценки процесса рисования и продуктов изобразительной деятельности дошкольников, выполненных с помощью электронных и традиционных средств, были использованы метод включенного наблюдения и экспертной оценки. Для проведения включенного наблюдения использовалась Методика «Линия горизонта» А.А. Мелик-Пашаева. Для проведения экспертной оценки использовалась 5-балльная шкала, с помощью которой произведения детей оценивались с точки зрения их эстетической привлекательности. В ходе эксперимента оценивалось поведение детей в процессе рисования на бумаге и на планшете и сами рисунки. Был проведен качественный и количественный анализ 26 рисунков детей старшего дошкольного возраста, выполненных с помощью традиционных и электронных средств. Полученные в рамках экспериментального исследования результаты позволили сделать вывод, что при одинаковой заинтересованности детей в рисовании на планшете и на бумаге продолжительность времени рисования, эмоциональная вовлеченность и включенность в процесс выше у детей при рисовании на бумаге. Процесс рисования на бумаге приносит детям большее удовольствие и удовлетворение, чем процесс рисования на планшете. Действия детей в процессе рисования на планшете скорее напоминают экспериментирование, чем изобразительную деятельность. И количественная оценка рисунков по таким показателям, как наличие сюжета, детализованность и композиционная завершенность, и экспертная оценка показали более высокие результаты у рисунков, выполненных на бумаге, чем на планшете.
Ключевые слова:
СДО - 2017. - №8
с. 32–41
ПОДРОБНЕЕ
1695
В статье рассматривается проблема формирования педагогической культуры воспитателя сельской дошкольной образовательной организации, освещаются базовые противоречия, возникшие в сельских детских садах в условиях стандартизации дошкольного образования. Исследуются особенности социокультурной среды села, которая более консервативна, традиционна и постоянна, для нее характерна целостность национального самосознания, внутреннее духовное богатство. В ходе исследования были выявлены специфические особенности и проблемы сельских дошкольных образовательных организаций Орловской области в условиях стандартизации системы. К ним относятся: малокомплектность, отсутствие в штате специалистов коррекционной направленности, низкий уровень материально-технического, финансового обеспечения и развивающей предметно-пространственной среды. Также был выявлен низкий уровень педагогической культуры сельских воспитателей. В статье проанализированы различные подходы к определению современными учеными понятия «педагогическая культура», что позволило обозначить ее структурные компоненты. В качестве структурных компонентов педагогической культуры воспитателя сельской дошкольной образовательной организации выделены: ценностный, когнитивный, инновационно-технологический и личностно-творческий. Для исследования уровня сформированности педагогической культуры сельских воспитателей в соответствии с заданным критериями были использованы диагностические методики: тест-опросник для измерения потребности в достижениях Ю.М. Орлова; методика измерения эмпатийности педагога И.М. Юсупова; оценка способностей к саморазвитию и самообразованию Н.В. Немовой, тест «Креативность» Н.Ф. Вишняковой. Структурные компоненты педагогической культуры рассматриваются в статье в качестве интегративных свойств личности сельского воспитателя. Автором описаны методика и результаты исследования уровня показателей компонентов педагогической культуры сельских воспитателей, представлено их обсуждение, проанализированы результаты, намечены дальнейшие перспективы работы.
Ключевые слова:
Мировой опыт
СДО - 2017. - №8
с. 42–49
ПОДРОБНЕЕ
1683
Стэфани Олмор – старший директор глобального взаимодействия Национальной ассоциации по обучению детей младшего возраста (NAEYC). NAEYC является профессиональной членской организацией США, которая содействует развитию образования детей от рождения до восьми лет, объединяя практики, стратегии и исследования. Одним из важных направлений деятельности ассоциации является аккредитация ДОО. Получение аккредитации NAEYC означает, что детский сад соответствует эталонам качества дошкольного образования, разработанным NAEYC. Родители детей, которые посещают детские сады, получившие аккредитацию, уверены, что эти ДОО гарантируют максимально высокое качество. Также ассоциация занимается развитием и продвижением профессий в сфере дошкольного образования и поддерживает тех, кто заботится, обучает и работает на благо детей. Стефани Олмор была одним из ключевых спикеров VI Международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста».
СДО - 2017. - №8
с. 50–57
ПОДРОБНЕЕ
4507
Феномену воображаемых друзей (ВД) в психологии развития уделяется недостаточно внимания, несмотря на то, что его можно наблюдать примерно у 25% детей дошкольного возраста. Только в нескольких исследованиях изучалось влияние ВД на теорию сознания и понимание эмоций детьми, а результаты были неполными или противоречивыми. В данном исследовании использовались комплексные инструменты для оценки понимания эмоций и теории сознания у детей в возрасте от четырех до шести лет, которые имели ВД (N = 24), и сравнивали их с показателями детей без ВД (N = 24). Результаты исследования подтвердили, что дети с ВД, независимо от возраста и пола, имеют лучшие показатели по теории сознания и пониманию эмоций, чем дети без ВД. Результаты рассматриваются в контексте гендерных различий.
Ключевые слова:
Практическое приложение к журналу "СДО"
СДО - 2017. - №8
с. 58–65
ПОДРОБНЕЕ
1783
СДО - 2017. - №8
с. 74–79
ПОДРОБНЕЕ
1866
- Комментарии
Загрузка комментариев...