Клопотова Е.Е., Газанчян Е.Б. Особенности рисования дошкольников с помощью традиционных и электронных средств
Скачать в формате PDF
Ключевые слова:
Для цитирования статьи:
Клопотова Е.Е., Газанчян Е.Б. Особенности рисования дошкольников с помощью традиционных и электронных средств // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2017. – №8. – С.24–31.
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная
Аннотация
В статье представлены результаты исследования, в котором предпринята попытка выявить особенности рисования дошкольников с помощью традиционных (бумага, карандаши, фломастеры и др.) и электронных (планшет) средств. В исследовании приняли участие дети старшего дошкольного возраста. Для оценки процесса рисования и продуктов изобразительной деятельности дошкольников, выполненных с помощью электронных и традиционных средств, были использованы метод включенного наблюдения и экспертной оценки. Для проведения включенного наблюдения использовалась Методика «Линия горизонта» А.А. Мелик-Пашаева. Для проведения экспертной оценки использовалась 5-балльная шкала, с помощью которой произведения детей оценивались с точки зрения их эстетической привлекательности. В ходе эксперимента оценивалось поведение детей в процессе рисования на бумаге и на планшете и сами рисунки. Был проведен качественный и количественный анализ 26 рисунков детей старшего дошкольного возраста, выполненных с помощью традиционных и электронных средств. Полученные в рамках экспериментального исследования результаты позволили сделать вывод, что при одинаковой заинтересованности детей в рисовании на планшете и на бумаге продолжительность времени рисования, эмоциональная вовлеченность и включенность в процесс выше у детей при рисовании на бумаге. Процесс рисования на бумаге приносит детям большее удовольствие и удовлетворение, чем процесс рисования на планшете. Действия детей в процессе рисования на планшете скорее напоминают экспериментирование, чем изобразительную деятельность. И количественная оценка рисунков по таким показателям, как наличие сюжета, детализованность и композиционная завершенность, и экспертная оценка показали более высокие результаты у рисунков, выполненных на бумаге, чем на планшете.
Литература
1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб.: СОЮЗ, 1997. – 96 с.
2. Гезелл А. Рисование как показатель развития / Психология аномального развития ребенка: Хрестоматия в 2 т. / Под ред. В.В. Лебединского и М.К. Бардышевской. – Т.1. – М.: ЧеРо: МПСИ: Изд-во МГУ, 2007. – С. 488–497.
3. Горячев А.В., Островская Е.М. Графический редактор TuxPaint для школьников. Справочник-практикум. – Баласс, 2007. – 80 с.
4. Дилео Дж. Детский рисунок. Диагностика и интерпретация. – М.: Апрель-Пресс, Психотерапия, 2007. – 256 с.
5. Дремова М.С. 100 секретов работы на планшетах Android, о которых должен знать каждый. – М.: Эксмо-Пресс, 2016. – 224 с.
6. Зазо Р. Эволюция графической способности и речи ребенка // Развитие ребенка. –
М.: Просвещение, 1968. – С. 145–153.
7. Зелинский С.Э., Андрейченко А.Н. Компьютер, ноутбук, планшет, смартфон для всех. Самоучитель в вопросах и ответах – М.: Клуб семейного досуга, 2016. – 480 с.
8. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. – М.: Педагогика, 1983. – 112 с.
9. Клопотова Е.Е., Романова Ю.А. Компьютерные игры в жизни современных дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2014. – №7. – С. 7–14.
10. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008. – 160 с.
11. Комарова Т.С. Значение изобразительной деятельности детей для их всестороннего развития // Педагогическое образование и наука. – 2014. – №3 – С. 6–14.
12. Мелик-Пашаев А.А. Диагностика намерений // Музыкальное искусство и образование. – 2015. – №3 – С. 44–53.
13. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству. – 2-е изд., испр. и
доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 159 с.
14. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. – М.: Педагогика, 1981. – 240 с.
15. Погодина С.В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества. Учебное пособие. – 3-е издание. – М.: Академия, 2012. – 352 с.
16. Погодина С.В. Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста. – М.: Академия, 2015. – 256 с.
17. Смирнова Е.О. Современная детская субкультура // Консультативная психология и психотерапия. – 2015. – Т. 23. – №4. – С. 25–35.
18. Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. – М.: Сфера,
2007. – 256 с.
2. Гезелл А. Рисование как показатель развития / Психология аномального развития ребенка: Хрестоматия в 2 т. / Под ред. В.В. Лебединского и М.К. Бардышевской. – Т.1. – М.: ЧеРо: МПСИ: Изд-во МГУ, 2007. – С. 488–497.
3. Горячев А.В., Островская Е.М. Графический редактор TuxPaint для школьников. Справочник-практикум. – Баласс, 2007. – 80 с.
4. Дилео Дж. Детский рисунок. Диагностика и интерпретация. – М.: Апрель-Пресс, Психотерапия, 2007. – 256 с.
5. Дремова М.С. 100 секретов работы на планшетах Android, о которых должен знать каждый. – М.: Эксмо-Пресс, 2016. – 224 с.
6. Зазо Р. Эволюция графической способности и речи ребенка // Развитие ребенка. –
М.: Просвещение, 1968. – С. 145–153.
7. Зелинский С.Э., Андрейченко А.Н. Компьютер, ноутбук, планшет, смартфон для всех. Самоучитель в вопросах и ответах – М.: Клуб семейного досуга, 2016. – 480 с.
8. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. – М.: Педагогика, 1983. – 112 с.
9. Клопотова Е.Е., Романова Ю.А. Компьютерные игры в жизни современных дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2014. – №7. – С. 7–14.
10. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008. – 160 с.
11. Комарова Т.С. Значение изобразительной деятельности детей для их всестороннего развития // Педагогическое образование и наука. – 2014. – №3 – С. 6–14.
12. Мелик-Пашаев А.А. Диагностика намерений // Музыкальное искусство и образование. – 2015. – №3 – С. 44–53.
13. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству. – 2-е изд., испр. и
доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 159 с.
14. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. – М.: Педагогика, 1981. – 240 с.
15. Погодина С.В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества. Учебное пособие. – 3-е издание. – М.: Академия, 2012. – 352 с.
16. Погодина С.В. Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста. – М.: Академия, 2015. – 256 с.
17. Смирнова Е.О. Современная детская субкультура // Консультативная психология и психотерапия. – 2015. – Т. 23. – №4. – С. 25–35.
18. Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. – М.: Сфера,
2007. – 256 с.
- Комментарии
Загрузка комментариев...