кандидат психологических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии факультета психологии образования ФГБОУ ВО МГППУ (Москва, Россия)
Клопотова Екатерина Евгеньевна
СДО - 2017. - №8
с. 24–31
ПОДРОБНЕЕ
2186
В статье представлены результаты исследования, в котором предпринята попытка выявить особенности рисования дошкольников с помощью традиционных (бумага, карандаши, фломастеры и др.) и электронных (планшет) средств. В исследовании приняли участие дети старшего дошкольного возраста. Для оценки процесса рисования и продуктов изобразительной деятельности дошкольников, выполненных с помощью электронных и традиционных средств, были использованы метод включенного наблюдения и экспертной оценки. Для проведения включенного наблюдения использовалась Методика «Линия горизонта» А.А. Мелик-Пашаева. Для проведения экспертной оценки использовалась 5-балльная шкала, с помощью которой произведения детей оценивались с точки зрения их эстетической привлекательности. В ходе эксперимента оценивалось поведение детей в процессе рисования на бумаге и на планшете и сами рисунки. Был проведен качественный и количественный анализ 26 рисунков детей старшего дошкольного возраста, выполненных с помощью традиционных и электронных средств. Полученные в рамках экспериментального исследования результаты позволили сделать вывод, что при одинаковой заинтересованности детей в рисовании на планшете и на бумаге продолжительность времени рисования, эмоциональная вовлеченность и включенность в процесс выше у детей при рисовании на бумаге. Процесс рисования на бумаге приносит детям большее удовольствие и удовлетворение, чем процесс рисования на планшете. Действия детей в процессе рисования на планшете скорее напоминают экспериментирование, чем изобразительную деятельность. И количественная оценка рисунков по таким показателям, как наличие сюжета, детализованность и композиционная завершенность, и экспертная оценка показали более высокие результаты у рисунков, выполненных на бумаге, чем на планшете.
Ключевые слова: