Журнал «Современное дошкольное образование»
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
ВКЛЮЧЕН В ПЕРЕЧЕНЬ ВАК ПРИ МИНОБРНАУКИ РФ
RU EN
ISSN 2782-4519 (Print) 16+
ISSN 2949-5962 (Online)
Войти
Поиск
О журнале
  • О журнале
  • История журнала
  • Индексирование
  • Открытый доступ
  • Редакционная этика и политика
  • Рецензирование
  • Подписка
  • Партнеры
Новости
Редакция
  • Главный редактор
  • Редакционный Совет
  • Редакция
  • Контакты
Авторам
  • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
  • Подача рукописи
  • Договор-оферта
  • Подать статью
Номера журнала
  • Все номера
  • Все статьи
  • Статьи по авторам
  • Рубрики
  • Подкасты
Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Меню  
    • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Редакция
      • Контакты
    • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Поиск
    Кабинет
    ISSN 2782-4519 (Print) 16+
    ISSN 2949-5962 (Online)
    Вход
    Регистрация
    • О журнале
      • Назад
      • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Назад
      • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Редакция
      • Контакты
    • Авторам
      • Назад
      • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Назад
      • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    • Мой кабинет
    Москва, Проспект Маршала Жукова, д.78, корп.2
    journal@msbook.ru
    ГЛАВНАЯ НОМЕРА ЖУРНАЛА МОИ СТАТЬИ КАБИНЕТ
    • Главная
    • Номера журнала
    • Все статьи журнала
    • Все статьи
    • Логичность русской речи детей старшего дошкольного возраста в условиях многоязычия

    Логичность русской речи детей старшего дошкольного возраста в условиях многоязычия

    Логичность русской речи детей старшего дошкольного возраста в условиях многоязычия
    Скачать в формате PDF
    Поступила: 03.01.2025
    Принята к публикации: 31.01.2025
    Дата публикации в журнале: 15.02.2025
    DOI: 10.24412/2782-4519-2025-1127-16-27
    Ключевые слова: логичность речи дети дошкольного возраста пресуппозиция логическая аномалия логическая связь пересказ русский язык татарский язык английский язык китайский язык
    Для цитирования статьи:
    Габдулхаков, В.Ф., Зиннурова, А.Ф., Линьцзюань, М., Тана, Г., Ваньчжэнь, В. (2025). Логичность русской речи детей старшего дошкольного возраста в условиях многоязычия. Современ­ное дошкольное образование, 19(1), 16–27. https://doi.org/10.24412/2782-4519-2025-1127-16-27

    Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная

    СДО - 2025. - №1
    Габдулхаков Валерьян Фаритович
    доктор педагогических наук, профессор Института психологии и образования ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», руководитель НОЦ педагогических исследований, заведующий Центром прикладной педагогики Академии наук Республики Татарстан, Заслуженный деятель науки, Заслуженный учитель Республики Татарстан, Казань, Россия

    Зиннурова Альфия Фидаиловна
    кандидат педагогических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Казанский государственный архитектурно-строительный университет», Российская Федерация

    Линьцзюань Ма
    аспирант, ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», Казань, Российская Федерация

    Ваньчжэнь Ван
    аспирант, ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», Казань, Российская Федерация

    Тана Гэгэнь
    аспирант, ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», Казань, Российская Федерация

    Аннотация

    Актуальность. Актуальность статьи связана с ростом количества нарушений логичности русской речи детей старшего дошкольного возраста в многоязычной среде, с неразработанностью методических приемов выявления этих нарушений и исправления в процессе знакомства с произведениями детской литературы на разных языках.

    Цели. Продемонстрировать лингвометодические приемы анализа пресуппозиции, определяющей логичность речи (правильность порядка слов, их сочетаемость, последовательность в предложении), а также приемы определения степени логической связи слов в русских текстах, полученных в результате перевода их детьми старшего дошкольного возраста с татарского, английского и китайского; разработать методические рекомендации по работе над логичностью русской речи детей в многоязычной среде.

    Выборка. В исследовании (2020–2024 гг.) было проанализировано 333 детских текста: на русском языке — 84, на английском — 82, на татарском — 84, на китайском — 83.

    Методы. В качестве методов использовались лингвистические и психолингвистические методы анализа текста, выявления пресуппозиции, определения степени логической связи слов в предложении, математической обработки результатов исследования; педагогические эксперименты, перевод и сравнительный анализ текстов.

    Результаты. Результатами исследования стали: методическая интерпретация особенностей пресуппозиции на русском, татарском, английском, китайском языках; адаптированные под задачи дошкольного образования методические процедуры анализа логичности русской речи детей в условиях многоязычия (анализа пресуппозиции, степени логической связи) в русской речи детей; лингводидактическая интерпретация полученных данных; методические рекомендации работы над логичностью русской речи в многоязычной среде.

    Выводы. В исследовании сделаны выводы о том, что для формирования логичности русской речи детей, преодоления в ней логических аномалий, повышения степени логической связи нужны разнообразные лингвометодические приемы, позволяющие преодолевать интерферентное (отрицательное) влияние второго или третьего языка на русскую речь; перспективными направлениями педагогического поиска в условиях развивающегося многоязычия могут стать технологии развития речи детей средствами цифрового содержания.

    Current View
    Current View

    Enter the password to open this PDF file:

    File name:

    -

    File size:

    -

    Title:

    -

    Author:

    -

    Subject:

    -

    Keywords:

    -

    Creation Date:

    -

    Modification Date:

    -

    Creator:

    -

    PDF Producer:

    -

    PDF Version:

    -

    Page Count:

    -

    Preparing document for printing...
    0%

    Литература

    Алиева, М.А. (2020). Средства развития связной русской речи у детей-билингвов на уроках русского языка. Педагогический журнал, 10(1А), 602–608.

    Арутюнова, Н.Д. (1973). Понятие пресуппозиции в лингвистике. Известия АН СССР. Серия литературы и языка, 32(1), 84–89.

    Березина, А.В., Колосова, Е.А. (2021). Роль чтения в развитии личности ребенка: материалы межвузовского круглого стола студентов, аспирантов и молодых ученых. Москва: Российская государственная детская библиотека.

    Богомолова, Е.Н. (2011). Способы обеспечения связности текста в структурно-динамическом рассмотрении (на материале китайских публицистических текстов): дисс. канд. филол. наук. Москва.

    Бодрова, Е.В. (2014). Основополагающие принципы современных методов освоения английского языка детьми дошкольного возраста (3–7 лет). Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика, 2, 217–219.

    Валгина, Н.С. (2004). Теория текста. Москва: Изд-во «Логос».

    Веракса, Н.Е., Веракса, А.Н. (2012). Познавательное развитие в дошкольном детстве: Учебное пособие. Москва: Изд-во «МОЗАИКА-СИНТЕЗ».

    Веракса, Н.Е., Айрапетян, З.В., Бухаленкова, Д.А., Гаврилова, М.Н., Тарасова, К.С. (2022). Понимание смешанных эмоций в дошкольном возрасте: роль когнитивного развития ребенка. Экспериментальная психология, 15(1), 122–138. https://doi.org/10.17759/exppsy.2022150108

    Ган, Б. (2020). Культурологическая пресуппозиция в рекламных текстах на русском и китайском языках. Мир лингвистики и коммуникации: научный журнал, 3, 160–169.

    Головенко, Ю.А. (1975). О лингвистическом статусе пресуппозиции. В сб.: Проблемы семанти­ческого синтаксиса (Лингвистическая пресуппозиция) (С. 53–64). Пятигорск.

    Головкина С.Х., Смольников С.Н. (2006). Лингвистический анализ текста. Вологда: Изд-во ВИРО.

    Гонзина, Н.М. (1983). Семантические и коммуникативно-стилистические характеристики обособленной конструкции. Автореф. дисс. канд. филол. наук. Ленинград.

    Гринфилд, П.М. (1984). Информативность, пресуппозиция и семантический выбор в однословных высказываниях. В кн.: Психолингвистика. Под. ред. А.М. Шахнаровича. (С. 208–220). Москва.

    Гришечкина, Г.Ю. (2013). Языковые средства передачи логико-смысловых отношений в русских, английских и французских научно-популярных книгах. Вопросы когнитивной лингвистики, 4(37), 82–91.

    Дмитриева, Т.П. (2010). Система смысловых отношений в предложении. Полилингвиальность и транскультурные практики, 3, 33–35.

    Замалетдинов, Р.Р. (2017). Сопоставительная грамматика русского и татарского языков. Морфология. Казань: Изд-во Казанского университета.

    Зимняя, И.А. (2010). Лингвопсихология речевой деятельности. Воронеж: Изд-во «МОДЭК».

    Иванов, Н.В. (2009). Актуальное членение предложения: на пути к новой парадигме теории. В кн.: Проблемы и перспективы развития лингвистики, межкультурной коммуникации и лингводидактики. Вып. 3. Сборник научных статей по материалам Международной конференции «История и теория языка. Принципы преподавания иностранных языков». (С. 12–34). Москва: Изд-во «Резонанс».

    Иванова, М.К., Дедюкина, М.И. (2021). Развитие когнитивных способностей и регуляции поведения детей старшего дошкольного возраста: монография. Киров: Изд-во МЦИТО.

    Кормилицына, М.А. (2003). Семантически осложненное (полипропозитивное) простое предложение в устной речи. Москва: Изд-во «Едиториал УРСС».

    Лосева, Л.М. (1980). Как строится текст. Москва: Изд-во «Просвещение».

    Лурия, А.Р. (1979). Язык и сознание. Москва: Изд-во МГУ.

    Микк, Я.А. (1975). Методика измерения трудности текста. Вопросы психологии, 3, 147–155.

    Микк, Я.А. (1981). Оптимизация сложности учебного текста: в помощь авторам и редакторам. Москва: Изд-во «Просвещение».

    Нечаева, О.А. (1975). Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение). Дисс. д-ра филол. наук. Москва.

    Пирс, Ч.С. (2001). Элементы логики. Grammatica speculativa. Семиотика. Антология. Москва.

    Савенко, А.С. (2023). Синтаксис словосочетания и простого предложения: учебно-методическое пособие. Томск: Изд-во ТГПУ.

    Ситдикова, Ф.Б. (2007). Способы передачи имплицитной информации в татарском литературном языке. Дисс. канд. филол. наук. Казань.

    Третьякова, Е.А. (2012). Аномалии в оригинальном и переводном художественном тексте. Вестник СПбГУ. Сер. 9, 3, 172–177.

    Улзытуева, А.И. (2011). Билингвальное образовательное пространство как социокультурный феномен. Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия «Профессиональное образование, теория и методика обучения», 6, 127–132.

    Фатхулова, Д.Р. (2007). Характеристика внутритекстовых связей. Вестник Челябинского государственного университета, 20, 148–152.

    Чао, С. (2023). Математическая логика: применение метода формализации [Математическая логика: приложения метода формализации] (на китайском языке). Пекин: Препринт.

    Чжун, Ц. (2010). О народной литературе. Пекин: Изд-во «Гаоцзи Цзяоюй».

    Шелестюк, Е.В. (2019). Проблемы двуязычия и трехъязычия (на примере языковой ситуации в Индии). Вестник Челябинского государственного университета, 10(432), 205–215. https://doi.org/10.24411/1994-2796-2019-11029

    Щетинина, В.В. (2018). Психолого-педагогические условия формирования у детей старшего дошкольного возраста познавательной активности. Научное отражение, 3(13), 31–36.

    Ян, Цюли. (2013). Обращение к итогу исследований в течение последних 30 лет в области китайских народных сказаний (на примере работ в области публицистики). Сянтань: Изд-во Сянтаньского университета. URL: https://www.docin.com/p-1122319066.html (дата обращения: 18.12.2024).

    Fillmore, Ch. (1969). Types of Lexical Information. Studies in Syntax and Semantics. Dordrecht, (Holland), Reidel.

    Informationen zu Schulbuchfragen. (1974). Berlin.

    Miller, S.A. (2009). Children’s understanding of second-order mental states. Psychological Bulletin, 135, 749–773.

    Viana, K.M., Zambrana, I.M., Karevold, E.B., Pons, F. (2019). Emotions in motion: impact of emotion understanding on children’s peer action coordination. Cognition & Emotion, 6, 1–8.


    Выберите один из подарков
    Выберите один из товаров, чтобы получить подарок
    • Комментарии
    Загрузка комментариев...
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    © 2007 - 2024. Активная ссылка на sdo-journal.ru обязательна.
    Политика конфиденциальности

    О ЖУРНАЛЕ
    О ЖУРНАЛЕ
    О журнале
    Редакция
    Новости
    Контакты
    СТАТЬИ
    СТАТЬИ
    Все статьи
    Номера
    Статьи по авторам
    Статьи по рубрикам
    АВТОРАМ
    АВТОРАМ
    Информация для авторов
    Подать статью