Мониторинг рынка труда в сфере дошкольного образования как инструмент прогнозирования и совершенствования кадровой политики
Скачать в формате PDF
Поступила:
27.09.2024
Принята к публикации:
05.11.2024
Дата публикации в журнале:
15.12.2024
DOI:
10.24412/2782-4519-2024-6126-34-47
Ключевые слова:
Для цитирования статьи:
Духанина, Л.Н. (2024). Мониторинг рынка труда в сфере дошкольного образования как инструмент прогнозирования и совершенствования кадровой политики. Современное дошкольное образование, 18(6), 34–47. https://doi.org/10.24412/2782-4519-2024-6126-34-47
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная
Аннотация
Актуальность. Мониторинг рынка труда в сфере образования позволяет своевременно выявлять потребности работодателей в педагогических и управленческих кадрах, анализировать востребованность профессий, функциональную загруженность работников, выявлять зоны дефицита и неэффективного использования кадров, исследовать влияние различных экономических и социальных факторов на изменение содержания труда. Анализ результатов мониторинга способствует подготовке концептуальных решений в рамках реализации стратегические задач развития дошкольного образования.
Цель. Проанализировать итоги мониторинга рынка труда в дошкольном образовании и предложить рекомендации по оптимизации профессиональной деятельности и совершенствованию механизмов профессионального развития работников дошкольного образования.
Выборка. В исследовании приняли участие 46 766 работников системы дошкольного образования из 81 субъекта Российской Федерации.
Методы. В рамках исследования использовались следующие методы: онлайн-опрос, расчет описательных статистик, факторный (эксплораторный) анализ, корреляционный анализ по Ч. Спирмену, U-критерий Манна-Уитни.
Результаты. Определена степень удовлетворенности работников дошкольного образования условиями труда, в результате анализа функциональной нагрузки воспитателей, установлена частота выполнения ими определенных трудовых функций, определены дополнительные, избыточные и дублирующие трудовые функции воспитателей, уточнена потребность системы дошкольного образования в новых квалификациях, выделены факторы, влияющие на прохождение воспитателями повышения квалификации.
Выводы. Результаты проведенного анализа имеют ключевое значения для прогнозирования потребности рынка труда в сфере дошкольного образования в новых квалификациях и своевременного решения выявленных системных проблем данной сферы — устранения избыточной функциональной нагрузки специалистов и дублирования трудовых функций.
Литература
Абанкина, И.В., Козьмина, Я.Я., Филатова, Л.М. (2016). Мотивация педагогических кадров, оплата труда, ожидания педагогов в дошкольном образовании. Мониторинг экономики образования. Информационно-аналитические материалы по результатам социологических обследований, 19. URL: https://www.hse.ru/data/2016/03/02/ 1125240904/19 (дата обращения: 08.10.2020).
Анализ рынка дошкольного образования в России в 2019–2023 гг., прогноз на 2024–2028 гг. (2024). Москва: Изд-во «BusinesStat».
Аналитический отчет Discovery Research Group. Анализ рынка дошкольного образования в г. Москве и Московской области. URL: https://drgroup.ru/components/com_jshopping/files/demo_products/Demo._392-rinok-doshkolnogo-obrazova...
Беляева, М.А. (2014). Риск как предмет научного анализа в педагогике и образовании. Педагогическое образование в России, 1, 16–23.
Васильева, Е.В. (2021). Возрастная дифференциация в заработной плате на российском рынке труда: выявление причин. Пространственная экономика, 3, 103–132.
Доклад об итогах работы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в 2022 году и задачах на 2023 год. URL: https://mintrud.gov.ru/ministry/about/structure/advisory_coordinating/board/meetings
Духанина, Л.Н. (2020). Зачем нужна Отраслевая рамка квалификаций работников образования? Бизнес России, 2(190), 56–59.
Духанина, Л.Н. (2021). Разработка профессиональных квалификаций в сфере образования. Национальная система квалификаций России, 1, 14–24. URL: https://journal.nark.ru/upload/iblock/54c/NSofQR_compressed_No1.pdf (дата обращения: 27.09.2024).
Заболотняя, Е.А., Серегина, В.В., Середина, М. Н. (2020). Требования рынка труда к человеческому капиталу молодежи. Современная экономика: проблемы и решения, 10, 64–76. https://doi.org/10.17308/meps.2020.10/2449
Кашуркина, С.С., Лукишина, Т.А. (2019). Престиж профессии «педагог дошкольного образования»: оценки педагогов и позиция родителей. Современное дошкольное образование, 6, 36–49. https://doi.org/10.24411/1997-9657-2019-10057
Комарова, И.И., Новикова, С.Е., Тищенко, А.С. (2020). Состояние системы дошкольного образования в России: социологические аспекты. Москва: Изд-во «Дело».
Комарова, И.И., Тищенко, А.С. (2023). Мир дошкольного образования в XXI веке. Современное дошкольное образование, 2, 16–33. https://doi.org/10.24412/2782-4519-2023-2116-16-33
Концептуальная записка о Всемирном докладе по мониторингу образования 2023 года в области технологий и образования. URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000378950_rus (дата обращения: 16.03.2024).
Лутовкина, К.В. (2017). Почему выпускники вузов не работают по специальности. Молодой ученый, 36(170), 69–72. URL: https://moluch.ru/article/170/45594/ (дата обращения: 12.01.2020).
Методические рекомендации по разработке отраслевых рамок квалификаций, пакетной разработке профессиональных стандартов, квалификаций и спецификаций оценочных средств (сборник информационных статей и рекомендаций) (2020). Москва: Изд-во «Национальное агентство развития квалификаций».
Мониторинг качества дошкольного образования Российской Федерации (2023). URL: https://do2023.niko.institute/research
Мониторинг рынка труда в сфере общего и среднего профессионального образования (жизненный цикл квалификаций). URL: https://spkobr.ru/upload/docs/Мониторинг%20рынка%20труда%202023%20-%20СПК%20в%20сфере%20образования.... (дата обращения: 30.09.2024).
Назарова, У.А., Деревяшкина, Н.С. (2019). Аномалии регионального рынка труда. Уровень жизни населения регионов России, 3, 89–97.
Новик, Н.Н., Твардовская, А.А. (2020). Профессиональное образование педагогов дошкольных организаций: ожидания и реальность. Профессиональное образование и рынок труда, 4(43), 49–55. https://doi.org/10.24411/2307-4264-2020-10406
Нормативно-правовые основы мониторинга качества дошкольного образования в Российской Федерации. URL: https://do2023.niko.institute/research
Определение востребованных профессий для отдельных категорий работников: методология и результаты. ВНИИ Труда. URL: https://vcot.info/blog/opredelenie-vostrebovannyh-professij-dla-otdel-nyh-kategorij-rabotnikov-metod...
Петрановская, Л. Мы готовим детей к позавчерашнему миру. БизнесOnline. URL: https:// m.businessgazeta.ru/article/378959 (дата обращения: 12.10.2020).
Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». URL: https://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professionalnyk... (дата обращения: 30.09.2024).
Руководство по анализу рынка труда в сфере здравоохранения (2022). [Health labour market analysis guidebook]. Всемирная организация здравоохранения. URL: https://natmedlib.uz/fm/?sitemap/file/923s_TmA&view=RU/9789240051386-rus.pdf
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 30.09.2024).
Abidin, R.R., Greene, R.W., Konold, T.R. (2004). Index of teaching stress: Professional manual. Lutz, FL: Psychological Assessment Resources.
- Комментарии
Загрузка комментариев...