От экранов к системам: почему качественный контент все еще важен в эпоху ИИ?

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная
Аннотация
Актуальность. По мере того, как ИИ становится неотъемлемой частью жизни детей — от развлечений до обучения, — роль контента трансформируется: от пассивного потребления к активному диалогу, встроенному в систему.
Методы. В этой статье использован опыт разработки контента в Mako Kids и исследования в области дизайна KidsAI. Она объединяет глобальные исследования, полевые работы с совместным проектированием и интервью с экспертами, чтобы проанализировать, как дети воспринимают инструменты ИИ и как дизайн влияет на их развитие.
Результаты. Исследования показывают, что дети антропоморфизируют ИИ-агентов, а поведение системы часто преподает неожиданные уроки. Ключевые принципы качественного контента — соответствие возрасту, целостное мышление, инклюзивность, безопасность, обучение через игру и культурная релевантность — остаются критически важными в среде с ИИ. Структурированные подсказки, этичный дизайн голосовых интерфейсов и поэтапные взаимодействия являются ключевыми элементами в работе KidsAI, включая разработку Olly, детского ассистента от KidsAI.
Выводы. Сегодня контент должен функционировать как этическая инфраструктура в социотехнических системах. Дизайнерам следует избегать симуляции эмоций и сосредоточиться на поддержке автономии, рефлексии и когнитивной безопасности. ИИ должен направлять — а не имитировать — человеческие отношения, сохраняя ясность и уважение.
Литература
American Academy of Pediatrics. (2016). Media and Young Minds. Pediatrics, 138(5), e20162591. Retrieved May 17, 2025, from https://doi.org/10.1542/peds.2016-2591
Culver, K. (Ed.). (2024). The Quality Question: Children’s Media and the Public Interest in a Platform Era. Center for Media and Information Literacy.
Druga, S., Vu, S. T., Likhith, E., Qiu, T. (2019). Inclusive AI Literacy for Kids Around the World. In Proceedings of the 2019 ACM FabLearn Conference (pp. 104–111). ACM. Retrieved May 17, 2025. https://doi.org/10.1145/3311890.3311904
Fisch, S.M. (2004). Children’s Learning from Educational Television: Sesame Street and Beyond. Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum Associates.
Fisch, S.M. (2008). What’s on the Plotline? The Role of Narrative in Children’s Learning from Educational Television. Journal of Children and Media, 2(1), 1–8.
Fisch, S.M. (2017). Programming for Preschoolers: What Makes for Effective Educational Television. Retrieved May 17, 2025. URL: https://www.researchgate.net/publication/315519392_Programming_for_Preschoolers_What_Makes_for_Effec...
Global Ties for Children. (2023). Ahlan Simsim Findings. Retrieved May 21, 2023. URL: https://globaltiesforchildren.nyu.edu/as-findings
Kolucki, B., Lemish, D. (2011). Communicating with Children: Principles and Practices to Nurture, Inspire, Excite, Educate and Heal. UNICEF.
Lemish, D. (2007). Children and Television: A Global Perspective. Oxford: Blackwell Publishing.
Miao, F. (2024). AI Competency Framework for Students: A Tool to Promote Digital Literacy, Responsibility, and Inclusion in AI Education. Paris: UNESCO.
Project Zero & Pedagogy of Play (Harvard Graduate School of Education). (2021). Pedagogy of Play: Supporting Playful Learning in Classrooms and Schools. Cambridge, MA: Harvard University.
Valkenburg, P.M., Piotrowski, J.T. (2017). Plugged In: How Media Attract and Affect Youth. Yale University Press.
Vygotsky, L.S. (1978). Mind in Society: The Development of Higher Psychological Processes. Cambridge, MA: Harvard University Press.
Yiğit, E., Tiwari, S. (2024). KidsAI Interview Series: Integrating AI into Early Childhood Learning. KidsAI Journal. URL: https://kidsai.io/journal
Yiğit, E., Cerioli, M. (2024). KidsAI Interview Series: Prioritizing Children’s Well-being and AI. KidsAI Journal. URL: https://kidsai.io/journal
Yiğit, E., Kunter, Y. (2024). KidsAI Interview Series: On the Future of Play and AI. KidsAI Journal. URL: https://kidsai.io/journal
- Комментарии

