Педагогические условия формирования осознанного отношения дошкольников старшего возраста к правилам выражения эмоций
Скачать в формате PDF
Поступила:
27.03.2025
Принята к публикации:
15.05.2025
Дата публикации в журнале:
10.06.2025
DOI:
10.24412/2782-4519-2025-3129-56-67
Ключевые слова:
Для цитирования статьи:
Павлова, О.С. (2025). Педагогические условия формирования осознанного отношения дошкольников старшего возраста к правилам выражения эмоций. Современное дошкольное образование, 19(3), 56–67. https://doi.org/10.24412/2782-4519-2025-3129-56-67
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная
Аннотация
Актуальность. Эмоциональное развитие дошкольников играет ключевую роль в их психическом здоровье и дальнейшей социальной адаптации. Несмотря на обширные исследования эмоционального развития и социального взаимодействия дошкольников, целенаправленное изучение правил выражения эмоций и разработка методов их эффективного внедрения в процесс воспитания остаются недостаточно изученными.
Цель. Выявить педагогические условия формирования осознанного отношения к правилам выражения эмоций ребенка старшего дошкольного возраста.
Выборка. В исследовании приняли участие 77 детей старшего дошкольного возраста (М = 73,77 мес., SD = 5,6) из двух детских садов Санкт-Петербурга.
Методы. Тест на понимание эмоций (Веракса и др., 2021), беседа о представлении детей о правилах выражения эмоций и наблюдение за эмоциональными реакциями детей с последующей беседой (Diaz et al., 2015).
Результаты. Сравнение результатов исследования до проведения формирующего эксперимента и после, по указанным методам, показали достаточную эффективность предлагаемых педагогических воздействий. Более 60% участников эксперимента после прохождения программы продемонстрировали высокий уровень понимания правил выражения эмоций и их применения. Средний уровень был зафиксирован у более чем 35% процентов детей. Низкий уровень представлений о правилах выражения эмоций и их использовании после проведенных занятий не был зафиксирован, тогда как до занятий составлял около 40%. Результаты контрольной группы подтвердили изменения, связанные с прохождением дошкольниками программы занятий.
Выводы. Для формирования осознанного отношения к правилам выражения эмоций у старших дошкольников необходимо: воспитание чувства, связанного с бережным отношением к эмоциям; формирование представлений об эмоциях и умение находить причины собственных эмоций; развитие осознания способов выражения эмоций как средств передачи эмоций другому.
Литература
Артемова, Л.В. (1964). Усвоение правил поведения в процессе игры у старших дошкольников: дисс. канд. пед. наук. Москва.
Асмолов, А.Г. (2012). Оптика просвещения: социокультурные перспективы. Москва: Изд-во «Просвещение».
Блощицина, Т.С. (1983). Формирование взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх. дисс. канд. пед. наук. Москва.
Большунова, Н.Я., Устинова, О.А. (2018). Особенности медиативного диалога с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Сибирский педагогический журнал, (6), 42–55.
Буре, Р.С. (2012). Социально-нравственное воспитание дошкольников: для работы с детьми 3–7 лет. Москва: Изд-во «МОЗАИКА-СИНТЕЗ».
Бухаленкова, Д.А., Веракса, А.Н., Гусева, У.Д., Ощепкова, Е.С. (2024). Взаимосвязь объема словарного запаса и понимания эмоций у детей в возрасте 5–7 лет. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, (4), 150–176. https://doi.org/10.11621/LPJ-24-44
Веракса, А.Н, Веракса, Н.Е., Гаврилова, М.Н., Бухаленкова, Д.А., Тарасова, К.С. (2021). Тест на понимание эмоций: адаптация русскоязычной версии на российской выборке детей дошкольного возраста. Психология. Журнал Высшей школы экономики, 18(1), 56–70. https://doi.org/10.17323|1813-8918-2021-1-56-70
Виноградова, A.M. (1974). Формирование этических представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Москва.
Выготский, Л.С. (1984). Детская психология. Собрание сочинений. Т.4. Москва: Изд-во «Педагогика».
Ерофеева, Т.И. (1986). Педагогические условия формирования доброжелательных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста: дисс. канд. пед. наук. Москва.
Запорожец, А.В., Неверович, Я.З. (1986). Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста: Психологические исследования. Москва: Изд-во «Педагогика».
Зорин, А.Л. (2016). Появление героя: из истории русской эмоциональной культуры конца XVIII — начала XIX века. Москва: Изд-во «Новое литературное обозрение».
Изотова, Е.И. (1994). Влияние эмоциональных представлений на психическое развитие детей дошкольного возраста: Автореф. дисс. канд. психол. наук. Москва.
Изотова, Е.И. (2015). Социальные и когнитивные детерминанты кодирования эмоций в реальном и виртуальном пространстве. Психологические исследования, 8(42), https://doi.org/8.10.54359/ps.v8i42.532
Карпинская, В.Ю., Мамина, Т.М., Романова-Африкантова, Н.И. (2022). Развитие социально-эмоционального интеллекта в группе сенсомоторной интеграции у детей 6–7 лет. Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, (203), 48–157.
Киянченко, Е.А. (1999). Воспитание осознанного отношения к правилам поведения у детей 5–6 лет: дисс. канд. пед. наук. Москва.
Корепанова, М.В., Харлампова, Е.В. (2020). Познаю себя: методические рекомендации по социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста (от двух месяцев до восьми лет). Развитие способности к распознаванию эмоций в старшем дошкольном возрасте. Москва: Изд-во «Баласс».
Кудрявцев, В.Т. (1997). Развитое детство и развивающее образование: культурно-исторический подход. Дубна: Управление дошкольного образования.
Листик, Е.М. (2003). Развитие способности к распознаванию эмоций в старшем дошкольном возрасте: Автореф. дисс. канд. псих. наук. Москва.
Маланов, С.В. (2015). Развитие у детей в раннем детстве и дошкольном возрасте ориентировки в эмоциональных состояниях на основе овладения способами использования языковых средств. Культурно-историческая психология, 11(2), 57–67. https://doi.org/10.17759/chp.2015110206
Маралов, В.Г. (2004). Основы самопознания и саморазвития: Учебное пособие. Москва: Изд-во «Академия».
Микляева, Н.В., Семенака, С.И. (2022). Уроки добра: комплексная программа социально-коммуникативного развития ребенка средствами эмоционального и социального интеллекта. Москва: Изд-во «АРКТИ».
Поддьяков, Н.Н. (2021). Психическое развитие и саморазвитие ребенка-дошкольника. Ближние и дальние горизонты. Москва: Изд-во «Образовательные проекты».
Рочев, С.Г. (2005). Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений об относительной значимости моральных норм: дисс. канд. пед. наук. Москва.
Смирнова, Е.О. (1977). Влияние общения ребенка со взрослым на эффективность обучения дошкольников: Автореф. дисс. канд. психол. наук. Москва.
Стрелкова Л.П. (1995). Войди в Тридесятое царство. Москва: Изд-во «Новая школа».
Стрелкова, Л.П. (1987). Психологические особенности развития эмпатии у дошкольников: дисс. канд. психол. наук. Москва.
Февр, Л. (1991). Бои за историю. Москва: Наука.
Хузеева, Г. (2017). Изучение процессов социализации и индивидуализации детей старшего дошкольного возраста. Психологические исследования, 10(54). https://doi.org/10.54359/ps.v10i54.365
Хухлаева, О.В., Хухлаев, О.Е., Первушина, И.М. (2022). Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. Москва: Изд-во «Генезис».
Черная, А.В., Маргунова, Ю.А. (2022). Стратегии реагирования родителей на негативные эмоции и эмпатические реакции детей дошкольного возраста. Российский психологический журнал, 19(2), 161–173. https://doi.org/10.21702/rpj.2022.2.12
Чернокова, Т.Е., Северьянова, Т.В. (2016). Формирование коммуникативных способностей у детей 5–6 лет посредством игр-драматизаций. Современное дошкольное образование, (8), 44–51.
Шипицына, Л.М., Защиринская, О.В., Воронова, А.П., Нилова, Т.А. (2010). Азбука общения: развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками (дети от 3 до 6 лет). Санкт-Петербург: Изд-во «Детство-Пресс».
Щетинина, А.М. (1984). Восприятие и понимание детьми эмоционального состояния человека: дисс. канд. психол. наук. Москва.
Якобсон, С.Г. (2003). Моральное воспитание в детском саду: пособие для воспитателей детских садов. Москва: Изд-во «Воспитание дошкольника».
Bindman, S., Hindman, A., Bowels, R., Morrison, F. (2013). The contribution of parental management language to executive function in preschool children. Early Childhood Research Quarterly, (28), 529–539. https://doi.org/10.1016/j.ecresq.2013.03.003
Cao, Y., Wang, H., Lv, Y., Xie, D. (2023). The influence of children’s emotional comprehension on peer conflict resolution strategies. Front Psychol, (14). https://doi.org/10.3389/fpsyg.2023.1142373
Denham, S. (2007). Dealing with feelings: How children negotiate the worlds of emotions and social relationships. Cognition, Brain, and Behavior, (1), 1–48.
Diaz, A., Eisenberg, N., Valiente, C., VanSchyndel, S., Spinrad, T., Berger, R., Hernandez, M., Silva, K., Southworth, J. (2015). Relations of positive and negative expressivity and effortful control to kindergarteners’ student–teacher relationship, academic engagement, and externalizing problems at school. Journal of Research in Personality, (67), 3–14. https://doi.org/10.1016/j.jrp.2015.11.002
Ekman, P. (1971). Universals and cultural differences in facial expressions of emotion. Nebraska Symposium on Motivation.
Holodynski, M., Seeger, D. (2019). Expressions as signs and their significance for emotional development. Developmental Psychology, (55), 1812–1829. https://doi.org/10.1037/dev0000698
Jackman, M. (2022). Mindfulness for Preschool and Kindergarten: The OpenMind Program to boost social-emotional learning and classroom engagement. CA: New Harbinger Publications.
Lin, M.L., Faldowski, R.A. (2022). The Relationship of Parent Support and Child Emotional Regulation to School Readiness. International Journal of Environmental Research and Public Health, 20(6), 4867–2023. https://doi.org/10.3390/ijerph20064867
Matsumoto, D., Yoo, S.H., Hirayama, S., Petrova, G. (2005). Development and Validation of a Measure of Display Rule Knowledge: The Display Rule Assessment Inventory. Emotion, 5(1), 23–40. https://doi.org/10.1037/1528-3542.5.1.23
Pons, F., Harris, P. (2000). Test of emotion comprehension: TEC. University of Oxford.
Stearns, P., Stearns, C. (1985). Emotionology: clarifying the history of emotions and emotional standards. Am Hist Rev.
Thierry, K., Vincent, R., Norris, K.A (2022). Mindfulness-Based Curriculum Improves Young Children’s Relationship Skills and Social Awareness. Mindfulness, (13), 1–12. https://doi.org/10.1007/s12671-022-01830-w
Tuncdemir, T., Burroughs, M., Moore, G. (2022). Effects of philosophical ethics in early childhood on preschool children’s social–emotional competence and theory of mind. International Journal of Child Care and Education Policy, (16). https://doi.org/10.1186/s40723-022-00098-w
- Комментарии
Загрузка комментариев...