аспирант кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Москва, Российская Федерация
Павлова Ольга Сергеевна
Актуальность. Эмоциональное развитие дошкольников играет ключевую роль в их психическом здоровье и дальнейшей социальной адаптации. Несмотря на обширные исследования эмоционального развития и социального взаимодействия дошкольников, целенаправленное изучение правил выражения эмоций и разработка методов их эффективного внедрения в процесс воспитания остаются недостаточно изученными.
Цель. Выявить педагогические условия формирования осознанного отношения к правилам выражения эмоций ребенка старшего дошкольного возраста.
Выборка. В исследовании приняли участие 77 детей старшего дошкольного возраста (М = 73,77 мес., SD = 5,6) из двух детских садов Санкт-Петербурга.
Методы. Тест на понимание эмоций (Веракса и др., 2021), беседа о представлении детей о правилах выражения эмоций и наблюдение за эмоциональными реакциями детей с последующей беседой (Diaz et al., 2015).
Результаты. Сравнение результатов исследования до проведения формирующего эксперимента и после, по указанным методам, показали достаточную эффективность предлагаемых педагогических воздействий. Более 60% участников эксперимента после прохождения программы продемонстрировали высокий уровень понимания правил выражения эмоций и их применения. Средний уровень был зафиксирован у более чем 35% процентов детей. Низкий уровень представлений о правилах выражения эмоций и их использовании после проведенных занятий не был зафиксирован, тогда как до занятий составлял около 40%. Результаты контрольной группы подтвердили изменения, связанные с прохождением дошкольниками программы занятий.
Выводы. Для формирования осознанного отношения к правилам выражения эмоций у старших дошкольников необходимо: воспитание чувства, связанного с бережным отношением к эмоциям; формирование представлений об эмоциях и умение находить причины собственных эмоций; развитие осознания способов выражения эмоций как средств передачи эмоций другому.
Обоснование проводимого исследования. Актуальность исследуемой темы обоснована сензитивностью старшего дошкольного периода детства для развития понимания собственных эмоциональных переживаний. Ввиду этого разработано множество программ, направленных на формирование произвольного выражения эмоций детьми дошкольного возраста с помощью развития понимания эмоций. Однако в таких программах используются разнонаправленные средства развития понимания эмоций. Это позволяет предположить неполноту использования потенциала понимания ребенком эмоций для развития произвольного выражения эмоций в этих программах.
Цель исследования: теоретический анализ программ, направленных на развитие понимания ребенком эмоций.
Методы. Методом выступил сравнительный анализ. Предметом анализа стали задачи и содержание программ. Анализ задач проводился относительно их функций для формирования произвольного выражения эмоций. Анализ содержания проводился с позиции развития мотивационной составляющей и с позиции развития произвольного поведения.
Выборка. Для исследования были выбраны программы, направленные на развитие понимания эмоций. Исследуемые программы представлены в рецензируемых изданиях или соответствуют ФГОС ДО. В общей сложности было проанализировано 12 программ, из них 6 парциальных и 6 комплексных.
Результаты. В задачах, средствах и мотивационных составляющих анализируемых программ отражаются ценностные ориентиры программы, направленные или на развитие понимания ребенком собственных эмоций, или на развитие понимания эмоций окружающих. Оба представленных ценностных ориентира необходимы для формирования произвольного выражения эмоций. Тема понимания эмоций имеет широкий потенциал для формирования стремления ребенка к произвольному выражению эмоций через развитие внеситуативно-личностного общения. Основными средствами овладения произвольным выражением эмоций являются стратегии поведения и правила поведения. Стратегии поведения как средства формирования произвольного выражения эмоций характеризуются утилитарностью. Правила поведения характеризуются ориентированностью на осознание целостной ситуации.
Заключение. В статье разработаны рекомендации для формирования произвольного выражения эмоций с помощью развития понимания эмоций.