Павлова О.С. Анализ программ по развитию понимания дошкольниками эмоций
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная
Аннотация
Обоснование проводимого исследования. Актуальность исследуемой темы обоснована сензитивностью старшего дошкольного периода детства для развития понимания собственных эмоциональных переживаний. Ввиду этого разработано множество программ, направленных на формирование произвольного выражения эмоций детьми дошкольного возраста с помощью развития понимания эмоций. Однако в таких программах используются разнонаправленные средства развития понимания эмоций. Это позволяет предположить неполноту использования потенциала понимания ребенком эмоций для развития произвольного выражения эмоций в этих программах.
Цель исследования: теоретический анализ программ, направленных на развитие понимания ребенком эмоций.
Методы. Методом выступил сравнительный анализ. Предметом анализа стали задачи и содержание программ. Анализ задач проводился относительно их функций для формирования произвольного выражения эмоций. Анализ содержания проводился с позиции развития мотивационной составляющей и с позиции развития произвольного поведения.
Выборка. Для исследования были выбраны программы, направленные на развитие понимания эмоций. Исследуемые программы представлены в рецензируемых изданиях или соответствуют ФГОС ДО. В общей сложности было проанализировано 12 программ, из них 6 парциальных и 6 комплексных.
Результаты. В задачах, средствах и мотивационных составляющих анализируемых программ отражаются ценностные ориентиры программы, направленные или на развитие понимания ребенком собственных эмоций, или на развитие понимания эмоций окружающих. Оба представленных ценностных ориентира необходимы для формирования произвольного выражения эмоций. Тема понимания эмоций имеет широкий потенциал для формирования стремления ребенка к произвольному выражению эмоций через развитие внеситуативно-личностного общения. Основными средствами овладения произвольным выражением эмоций являются стратегии поведения и правила поведения. Стратегии поведения как средства формирования произвольного выражения эмоций характеризуются утилитарностью. Правила поведения характеризуются ориентированностью на осознание целостной ситуации.
Заключение. В статье разработаны рекомендации для формирования произвольного выражения эмоций с помощью развития понимания эмоций.
Литература
- Алиева Э.Ф., Радионова О.Р. Истории карапушек: как жить в мире с собой и другими? Педагогическая технология воспитания детей 5–8 лет в духе толерантного общения: методические рекомендации – М.: Национальное образование, 2015. – 144 с.
- Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. –1994. – Т. 15. – №1. – С. 3–19.
- Брунер Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации. – М.: Прогресс, 1977. – 413 с.
- Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – Воронеж: МОДЭК, 1997. – 352 с.
- Выготский Л.С. Проблемы развития психики // Собрание сочинений: В 6 т. Т. 3. / Под ред. А. М. Матюшкина. – М.: Педагогика, 1983. – 368 с.
- Гребенникова О.В. Роль сверстников в формировании произвольного поведения дошкольников специальность (диссертация). – М., 2006. – 133 с.
- Истоки: Комплексная образовательная программа дошкольного образования / Под науч. рук. Л.А. Парамоновой. – М.: Сфера, 2018. – 192 с.
- Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: Детство-Пресс, 2019. – 352 с.
- Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий» / Под общ. ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой. – М.: БИНОМ, 2019. – 352 с.
- Котырло В.К. Развитие произвольной регуляции деятельности у дошкольников // Воспитание, обучение и психическое развитие: Тезисы докладов к V Всесоюзному съезду психологов СССР, Москва, 27 июня – 2 июля 1977 г. / Под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца – М.: Общество психологов СССР, 1977. – Ч. II. – С. 38–39.
- Лебединский В.В., Никольская О.С. и др. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. – М.: Издательство МГУ, 1990. – 196 с.
- Лисина М.И., Капчеля Г.И. Общение со взрослым и психологическая подготовка детей к школе. – Кишинев: Штиница, 1987. – 136 с.
- Образовательная программа дошкольного образования «Развитие» / Под ред. А.И. Булычевой – М.: РАЗВИТИЕ, 2016. – 220 с.
- ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. – С. 336
- Прусакова О.А. Генезис понимания эмоций (диссертация). – М.: 2005. – 164 с.
- Радуга. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. С.Г. Якобсон, Т.И. Гризик, Т.Н. Дороновой. – М.: Просвещение, 2016. – 232 с.
- Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. Психологические исследования / Под ред. А.В. Запорожца, Я.З. Неверович. – М.: Педагогика. – 1986. – 172 с.
- Сергиенко Е.А., Уланова А.Ю., Лебедева Е.И. Модель психического: Структура и динамика. – М.: Институт психологии РАН, 2020. – 503 с.
- Смирнова Е.О. Условия и предпосылки развития произвольного поведения в раннем и дошкольном детстве (автореферат). – М.: 1992. – 40 с.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Владос, 1999. – 360 с.
- Эльконин Д.Б. Детская психология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Академия, 2007. – 384 с.
- Diamond, A., & Lee, K. (2011). Interventions Shown to Aid Executive Function Development in Children 4 to 12 Years Old. Science, 333(6045), 959–964. doi:10.1126/science.1204529
- Flook, L., Goldberg, S.B., Pinger, L., & Davidson, R.J. (2015). Promoting prosocial behavior and self-regulatory skills in preschool children through a mindfulness-based kindness curriculum. Developmental Psychology, 51(1), 44–51. doi: 10.1037/a0038256
- Kusche, C.A., & Greenberg, M.T. (2006) Brain development and social-emotional learning: An introduction for educators. The educator’s guide to emotional intelligence and academic achievement: Social emotional learning in the classroom. (pp. 15-34). Thousand Oaks CA: Corwin Press.
- Jackman M.М. (2022) Mindfulness for Preschool and Kindergarten: The OpenMind Program to Boost Social-Emotional Learning and Classroom Engagement. CA: New Harbinger Publications.
- Jackman, M.M., Nabors, L.A., McPherson, C.L., Quaid, J.D., & Singh, N.N. (2019). Feasibility, Acceptability, and Preliminary Effectiveness of the OpenMind (OM) Program for Pre-School Children. Journal of Child and Family Studies. 2910-2921. doi: 10.1007/s10826-019-01506-5
- Pons F., Harris P.L. (2019) Children’s Understanding of Emotions or The «Error» of Pascal // V. LoBue, K. Perez-Edgar, K. Buss (eds) Handbook of Emotional Development. Cham: Springer. P. 431–449. doi:10.1007/978-3-030-17332-6
- Pons F., Harris P.L., de Rosnay M. (2004) Emotion comprehension between 3 and 11 years: Developmental periods and hierarchical organization. European Journal of Developmental Psychology. 1 (2). P. 127–152. DOI: 10.1080/17405620344000022.
- Thompson, N. M., Uusberg, A., Gross, J. J., & Chakrabarti, B. (2019). Empathy and emotion regulation: An integrative account. Progress in Brain Research. doi: 10.1016/bs.pbr.2019.03.024 downloaded on 2019-07-31
- Upshur, C. C., Heyman, M., & Wenz-Gross, M. (2017). Efficacy trial of the Second Step Early Learning (SSEL) curriculum: Preliminary outcomes. Journal of Applied Developmental Psychology, 50, 15–25. doi: 10.1016/j.appdev.2017.03.004
- Комментарии