Полякова М.Н. Предметная среда развития ребенка дошкольного возраста. От детских садов ПИДО до наших дней
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная
Аннотация
В статье отражены взгляды педагогов петербургской школы на место и роль предметной среды в развитии ребенка дошкольного возраста от момента основания ПИДО и до сегодняшнего времени.
Цель исследования – изучение тенденций в развитии идеи обустройства детского сада на протяжении века на основе сопоставления идей известных научных деятелей, стоявших у истоков кафедры дошкольной педагогики, и преподавателей кафедры – представителей современной дошкольной педагогической науки.
Основным методом исследования является сравнительный анализ научных исследований педагогов петербуржской школы в ретроспективе времени. Предмет анализа – феномен предметно-пространственной среды, оценка понимания ее значимости и содержания для развития детей раннего и дошкольного возраста в разные исторические периоды.
В результате исследования определены тенденции изменений в понимании предметно-пространственной среды как условия и средства развития детей до школы, выявлены преемственные подходы в организации предметно-развивающей среды в разные исторические периоды, установлены взаимосвязи между доминирующим в исторический период методом преобразования педагогической действительности и характером создаваемой предметно-пространственной среды в детском саду.
Литература
2. Вербенец А.М., Базикало С.В., Игнатенко Е.Е. Создание предметно-пространственной среды художественно-эстетической направленности в детском саду // Детский сад: теория и практика. – 2015. – №10 (58). – С. 38–55.
3. Вершинина Н.А. Вклад ученых ХХ века в изучение проблем изобразительной деятельности детей дошкольного возраста. Гносеологическая модель развития. – СПб.: Лема, 2008. – 153 с.
4. Гребенщикова Е.А. Вопросы методики сенсорного воспитания детей дошкольного возраста / Кафедра дошкольной педагогики. Ученые записки. Т.56. – Л.: ЛГПИ им. Герцена, 1947. – С. 158.
5. Жихарева Д.А., Полякова М.Н. Сравнительный анализ развития количественных представлений у детей раннего возраста поколения 70-х и второго десятилетия 21 века / Территория детства: образовательные практики и манипулятивные технологии: сборник научных трудов. – СПб., 2015. – С. 413–420.
6. Золотые имена кафедры дошкольной педагогики Герценовского университета. Биографический сборник. Часть 1 / Под ред. А.Г. Гогоберидзе. – СПб.: Издательство РГПУ им.А.И. Герцена, 2015. – 79 с.
7. Кафедра дошкольной педагогики Герценовского университета: 85 лет подготовки педагога – традиции и инновации. Коллективная монография. Ч.1, глава 2 / Научный редактор А.Г. Гогоберидзе. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена. 2010. – С. 25–54.
8. Крулехт М.В. Кафедра дошкольной педагогики Герценовского университета в контексте мирового опыта развития теории и практики дошкольного образования / Развитие идей научной школы кафедры дошкольной педагогики Герценовского университета. Сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции. – СПб., 2010. – С. 24–30.
9. Леушина А.М. Занятия по счету в детском саду. – М.: Просвещение. – 1965. – 192 с.
10. Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1974. – 368 с.
11. Михайлова З.А. Игровые задачи для дошкольников. – СПб.: Детство-Пресс, 2015. – 96 с.
12. Морозова М., Тихеева Е. Счет в жизни маленьких детей. 2-е изд., перераб. –
М., Л.: Государственное издательство, 1927. – С. 68.
13. Никонова Н.О., Ивченко Т.А. Развитие идей экологического образования дошкольников в учебно-методических пособиях кафедры дошкольной педагогики / Развитие идей научной школы кафедры дошкольной педагогики Герценовского университета. Сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции. – СПб., 2010. – С. 77–89.
14. Перечень оборудования, учебно-методических и игровых материалов для оснащения различных помещений дошкольного учреждения с учетом их функционального назначения, возраста детей и видового разнообразия дошкольных образовательных учреждений. Научные редакторы: А.Г. Гогоберидзе, М.Н. Полякова. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2006. – 250 с.
15. Полякова М.Н. Историко-ретроспективный анализ предмета педагогической диагностики в научных исследованиях кафедры дошкольной педагогики Герценовского университета // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. – 2013. – №155. – С. 119–127.
16. Полякова М.Н. Как сделать среду группы развивающей: советы воспитателю // Детский сад: теория и практика. – 2015. – №10. – С. 6–19.
17. Полякова М.Н. Создание моделей предметно-развивающей среды в ДОУ. Методические рекомендации / Научный редактор: А.Г. Гогоберидзе. – СПб.: Центр педагогического образования. – 2008. – 96 с.
18. Тихеева Е.И. Обстановка в жизни маленьких детей /Дошкольное дело. Сборник статей по вопросам дошкольного воспитания под ред. Н. Альмединген-Тумим, Е. Тихеевой и Ю. Фаусек. – Петроград: Культурно-просветительное кооперативное товарищество «Начатки знаний». – 1922(а). – С. 117–127.
19. Тихеева Е.И. По какой системе должен строиться современный детский сад? /Дошкольное дело. Сборник статей по вопросам дошкольного воспитания под ред. Н. Альмединген-Тумим, Е. Тихеевой и Ю. Фаусек. – Петроград: Культурно-просветительное кооперативное товарищество «Начатки знаний», 1922(б). – С. 71–77.
20. Тихеева Е.И. Наш счетно-строительный материал. – Ленинград: Издание Кооперативного товарищества наглядных учебных пособий имени А.М. Калмыковой, 1929. – 23 с.
- Комментарии