Развитие дивергентного мышления у детей 5–6 лет посредством кляксографии

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная
Аннотация
Актуальность. Дивергентное мышление — способность генерировать множество разных оригинальных идей, является важным компонентом творческого потенциала человека. Дошкольный возраст — сензитивный период для развития дивергентного мышления у детей. Специальных научных исследований, в которых изучается роль кляксографии в развитии дивергентного мышления у детей дошкольного возраста, не выявлено.
Цель. Оценить эффективность использования кляксографии как средства развития дивергентного мышления у детей 5–6 лет.
Выборка. В исследовании принимали участие 20 детей 5–6 лет (10 мальчиков и 10 девочек).
Методы. Исследование проводилось в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. Для диагностики дивергентного мышления у детей применялись тесты «Эскизы» и «Использование предметов» в модификации Е.Е. Туник.
Результаты. Анализ результатов констатирующего этапа показал, что у 45% обследованных детей дивергентное мышление на низком уровне. Они способны генерировать несколько идей, но показатели гибкости мышления низкие, оригинальных ответов не выявлено. Эти дети были включены в экспериментальную группу. Результаты контрольного эксперимента свидетельствуют об эффективности экспериментальной методики: высокий уровень дивергентного мышления по тесту «Эскизы» показали 75% детей, по тесту «Использование предметов» — 12,5%. Особенно явно выражена динамика показателей беглости и гибкости мышления.
Выводы. Кляксография доказала свою эффективность как средство развития дивергентного мышления у детей 5–6 лет, особенно в улучшении беглости и гибкости мыслительных процессов. Однако для развития оригинальности мышления, вероятно, требуются дополнительные условия или более продолжительная работа. Таким образом, программа занятий должна быть целенаправленной, системной и включать поэтапное обучение, разнообразные темы и специальные приемы для стимуляции воображения.
Литература
Алмазова, О.В., Бухаленкова, Д.А., Чичинина, Е.А. (2023). Особенности развития воображения у детей 5–6 лет. Теоретическая и экспериментальная психология, (3), 108–128. https://doi.org/10.11621/TEP-23-22
Арефьева, С.М., Горячева, О.Н. (2025). Педагогические приемы развития дивергентного мышления. Kant, 1(54), 397–402.
Белолуцкая, А.К. (2021). Анализ зарубежных и отечественных подходов к развитию творческого мышления детей дошкольного возраста в образовательном процессе. Современное дошкольное образование, 1(103), 28–42. https://doi.org/10.24411/1997-9657-2021-10093
Берсенева, Н.В. (2010). Динамика развития творческого мышления в онтогенезе. Культурно-историческая психология, 6(3),60–66.
Богоявленская, Д.Б. (2023). Проблемы методологии развития творчества в практике образования (Об одном из примеров противоречий в современной системе образования). Культурно-историческая психология, 19(3), 56–63. https://doi.org/10.17759/chp.2023190307
Богоявленская, Д.Б. (2024). О доминирующих факторах процесса образования. Теоретическая и экспериментальная психология, 17(2), 172–180. https://doi.org/10.11621/TEP-24-19
Бухаленкова, Д.А., Алмазова, О.В., Гаврилова, М.Н. (2023). Оценка особенностей воображения старших дошкольников воспитателями. Национальный психологический журнал, 18(4), 148–164. https://doi.org/10.11621/npj.2023.0413
Выготский, Л.С. (2020). Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. Москва: Изд-во «Перспектива».
Гордеева, В.В., Лисина, А.Д., Целовальникова, О.С. (2025). Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в условиях современного образовательного пространства. Современный ученый, (1), 350–356. https://doi.org/10.58224/2541-8459-2025-1-350-356
Дорфман, Л.Я., Балева, М.В., Гасимова, В.А., Кабанов, В.С. (2015). Поле дивергентного и конвергентного мышления: сравнительный анализ. В сб.: Современные исследования интеллекта и творчества. Ответственные редакторы: А.Л. Журавлев, Д.В. Ушаков, М.А. Холодная. (С. 189–210). Москва: Институт психологии РАН.
Дьяченко, О.М. (2008). Развитие воображения дошкольника. Методическое пособие для воспитателей и родителей. Москва: Изд-во «МОЗАИКА-СИНТЕЗ».
Ершова, Д.Е. (2025). Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности в контексте развития детской творческой самостоятельности. Ученые записки Забайкальского государственного университета, 20(2), 16–24. https://doi.org/10.21209/2658-7114-2025-20-2-16-24
Ильина, А. (2004). Рисование нетрадиционными способами. Дошкольное воспитание, (2), 48–50.
Кочукова, О.Н. (2023) Философские основания дивергентного мышления. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки, 28(6), 1400–1411. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-6-1400-1411
Кусова, М.Л., Куприна, Н.Г., Ахьямова, И.А., Зуев, П.В. (2024). Потенциал изобразительной деятельности в творческом развитии обучающихся. Педагогическое образование в России, (3), 362–367.
Мазанюк, Е.Ф. (2022). Теоретико-методологические аспекты исследования креативности и личностных характеристик детей старшего дошкольного возраста. Проблемы современного педагогического образования, (75-2), 207–210.
Макарова, Л.Н., Кочукова, О.Н. (2022). Дивергентное мышление обучающихся: категориально-понятийный анализ. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки, 27(4), 847–861.
Мелик-Пашаев, А.А. (2023). О пластической составляющей творчества. Национальный психологический журнал, 18(3), 46–54. https://doi.org/10.11621/npj.2023.0306
Обухова, Л.Ф., Чурбанова, С.М. (1994). Развитие дивергентного мышления в детском возрасте: Учебное пособие. Москва: Изд-во МГУ.
Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (ред. от 08.11.2022) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/ (дата обращения: 21.04.2025).
Семенова, Л.Э., Королева, О.О. (2024). Воображение современных дошкольников: новые тенденции и актуальные проблемы. Мир науки. Педагогика и психология, 12(4). https://doi.org/10.15862/69PSMN424
Терещенко, М.Н., Иванова, И.Ю., Евтушенко, И.Н., Пикулева, Л.К., Пермякова, Н.Е. (2022). Развитие креативности у детей старшего дошкольного возраста средствами техники нетрадиционного рисования. Обзор педагогических исследований, 4(7), 50–54.
Туник, Е.Е. (2002). Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. Санкт-Петербург: Изд-во «Дидактика плюс».
Холодная, М.А. (2002). Психология интеллекта: Парадоксы исследования. Санкт-Петербург: Изд-во «Питер».
Чернокова, Т.Е., Сидорова, Л.В. (2018). Соотношение дивергентного и диалектического мышления в дошкольном возрасте. В сб.: Личность, интеллект, метакогниции: исследовательские подходы и образовательные практики. Материалы III Международной научно-практической конференции 19–21 апреля 2018 г., Калуга, Россия. (С. 368–377). Калуга: Изд-во ИП А.В. Якунин.
Чурбанова, С.М., Леонтьева, А.А. (2019). Развитие воображения и креативности у дошкольников: теоретический анализ современных исследований. Современное дошкольное образование, 6(96), 70–78. https://doi.org/10.24411/1997-9657-2019-10060
Шафажинская, Н.Е., Положенцева, И.В., Юлина, Г.Н. (2025). Педагогические технологии художественно-эстетической деятельности как образовательный ресурс воспитания и развития детей дошкольного возраста. Вестник Московского государственного университета технологий и управления. Серия общественных наук, (1), 75–90. https://doi.org/10.69540/2949-3846.2025.86.31.007
Шиян, О.А. (2021). Культурно-историческая традиция в исследовании и развитии творческих способностей дошкольников: детство как обещание. Современное дошкольное образование, 3(105), 4–23. https://doi.org/10.24412/1997-9657-2021-3105-4-23
Bai, H., Mulder, H., Moerbeek, M., Leseman, P.P.M., Kroesbergen, E.H. (2023). The development of divergent thinking in 4- to 6-year-old children. Creativity Research Journal, 36(4), 1–19. https://doi.org/10.1080/10400419.2023.2182492
Fung, W.K., Chung, K.K.H. (2024). Playfulness and kindergarten children’s academic skills: executive functions and creative thinking processes as mediators? The Journal of Creative Behavior, 58(3), 342–355. https://doi.org/10.1002/jocb.654
Larsen, J.A. (2022). Measuring child-level originality through the strategic use of incubation periods during divergent thinking assessment. Thinking Skills and Creativity, 46(1), 101147. https://doi.org/10.1016/j.tsc.2022.101147
Marufova, M.E., Zayniddinova, Z.I. (2025). Role of the educator’s creativity in developing artistic and creative abilities in preschool children. European International Journal of Pedagogics, 5(4), 215–219. https://doi.org/10.55640/eijp-05-04-52
Nurjanah, N.E., Yett,i E., Sumantri, M.S. (2024). Developing creative thinking in preschool children: a comprehensive review of innovative. European Journal of Educational Research, 13(3), 1303–1319. https://doi.org/10.12973/eu-jer.13.3.1303
Rawlings, B. S., Chetwynd-Talbot, D., Husband, E., Nuttall, A., Quinn, E., Taggart, R., Roome, H.E. (2025). Divergent thinking is linked with convergent thinking; implications for models of creativity. Thinking and Reasoning, 1–23. https://doi.org/10.1080/13546783.2025.2485059
Runco, M.A., Alabbasi, A.M. (2024). Interactions among dimensions of divergent thinking as predictors of creative activity and accomplishment. Thinking Skills and Creativity, 2024-09-01. https://doi.org/10.1016/j.tsc.2024.101583
- Комментарии

