Роль семейных факторов в цифровых практиках дошкольников

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная
Аннотация
Актуальность. Современные исследования подтверждают, что дошкольники проводят в цифровой среде все больше времени, а доля ежедневно пользующихся цифровыми устройствами детей растет. Однако данные о воздействии технологий на дошкольников остаются противоречивыми. Роль семьи в этом вопросе двойственна: родители могут создать для ребенка безопасную цифровую среду, но могут и увеличить потенциальные риски.
Цель. Изучение влияния семейных факторов на цифровые практики детей дошкольного возраста и их связи с развитием исполнительных функций.
Выборка. В исследовании приняли участие две группы респондентов: 135 детей дошкольного возраста, посещающих детский сады (средний возраст — 6,21 ± 0,73), и их родители — 135 человек.
Методы. Исследование проводилось с использованием комплекса методов: полустандартизированное интервью, анкетирование родителей, наблюдение за взаимодействием ребенка с цифровым устройством для фиксации реального поведения в цифровой среде. Для проверки гипотезы о влиянии изучаемых факторов на развитие исполнительных функций детей были применены следующие методики: оценка механизмов рабочей памяти — методика О.М. Разумниковой, тормозной контроль с помощью рефлексометрической методики Вергунова Е.Г. Для установления статистических связей применен регрессионный анализ.
Результаты. Исследование показало, что уровень образования родителей влияет на модерацию использования цифровых устройств детьми и цели использования цифровых устройств, на наличие семейных правил и осведомленность детей об этих правилах и некоторые отличия в мотивации обучения использованию цифровых устройств. Отличия в особенностях использования цифровых устройств детьми дошкольного возраста удалось проследить и в зависимости от наличия старших сиблингов в семье.
Выводы. Установлено влияние уровня образования родителей и наличия сиблингов на цифровые практики дошкольников. Показано, что наличие семейных правил по использованию цифровых устройств положительно связано с развитием рабочей памяти.
Литература
Борцова, М.В., Некрасов, С.Д. (2017). Личностные особенности дошкольников, относящиеся к использованию электронных гаджетов. Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета, (133), 134–150. https://doi.org/10.21515/1990-4665-133-013
Веракса, Н.Е., Бухаленкова, Д.А., Веракса, А.Н., Чичинина, Е.А. (2022). Взаимосвязь использования цифровых устройств и развития регуляторных функций у дошкольников. Психологический журнал, 43(1), 51–59. https://doi.org/10.17759/pse.2021260101
Веракса, А.Н., Бухаленкова, Д.А., Чичинина, Е.А., Алмазова, О.В. (2020). Особенности использования цифровых устройств современными дошкольниками. Социологические исследования, (6), 82–92. https://doi.org/10.31857/S013216250009455-3
Веракса, А.Н., Родова, С.Д. (2025). Связь использования цифровых устройств и регуляторных функций у дошкольников: родительское участие. Современное дошкольное образование, 19(2), 4–13. https://doi.org/10.24412/2782-4519-2025-2128-4-13
Вергунов, Е.Г., Николаева, Е.И., Балиоз, Н.В., Кривощеков, С.Г. (2018). Латеральные предпочтения как возможные фенотипические предикторы резервов сердечно-сосудистой системы и особенности сенсомоторной интеграции у альпинистов. Физиология человека, 44(3), 1–12. https://doi.org/10.7868/S0131164618030116
Калабина, И.А., Никитина, Е.А., Николаева, Е.И. (2024). Исследование специфики действий ребенка дошкольного возраста с гаджетом и опосредование этого поведения родителями. Science for Education Today, 14(3), 7–23. http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2403.01
Калабина, И.А., Прогацкая, Т.К. (2022). Формирование цифровой компетентности детей старшего дошкольного возраста. Современное дошкольное образование, (2), 58–69. https://doi.org/10.24412/1997-9657-2022-2110-58-69.
Николаева, Е.И. (2019). Исполнительные функции в раннем детстве. Обзор иностранных источников. Комплексные исследования детства, 1(4), 330–337. https://doi.org/10.33910/2687-0223-2019-1-4-330-337
Пивоварова, А.М., Шабельникова, Е.И., Горчханова, З.К. (2021). Влияние цифровых технологий на здоровье детей. Практика педиатра, (4). URL: https://medi.ru/pp/2021/04/26930/ (Дата обращения: 25.05.2025).
Погожина, И.Н., Сергеева, М.В., Егорова, В.А. (2019). Цифровая компетентность и детство — уникальный вызов 21 века (анализ современных исследований). Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, (4), 80–106. https://doi.org/10.11621/vsp.2019.04.80
Разумникова, О. М., Николаева, Е. И. (2019). Возрастные особенности тормозного контроля и проактивная интерференция при запоминании зрительной информации. Вопросы психологии, (2), 124–132.
Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи (2020). СанПиН 2.4.3648-20.
Смирнова, С.Ю., Клопотова, Е.Е. (2023). Взаимодействие детей с цифровыми устройствами: обзор исследований и рекомендаций. Современная зарубежная психология, 12(4), 91–100. https://doi.org/10.17759/jmfp.2023120408
Солдатова, Г.У., Чигарькова, С.В., Илюхина, С.Н. (2025). Цифровые предикторы психологического благополучия молодежи в реальном и виртуальном мирах. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 48(1), 78-100. https://doi.org/10.11621/LPJ-25-04
Тарунтаев, П.И. (2023). Использование цифровых устройств старшими дошкольниками и уровень развития умственных способностей. Современное дошкольное образование, (5), 56–67. https://doi.org/10.24412/2782-4519-2023-5119-56-67
Canadian Pediatric Society Digital Health Task Force on Okanagan. (2017). Screen time and young children: Promoting health and development in a digital world. Pediatrics & Child Health, 22(8), 461–477.
Diamond, A. (2013). Executive functions. Annual Review of Psychology, (64), 135–168. https://doi.org/10.1146/annurev-psych-113011-143750
Gralczyk, A. (2019). Smartphone and tablet in the everyday life of preschool children: impact and educational options in the opinion of parents and teachers of kindergarten. Social Communication, 5(2) 85–102. https://doi.org/10.2478/sc-2019-0012
Hu, B. Y., Johnson, G. K., Teo, T., Wu, Z. (2020). Relationship between screen time and Chinese children’s cognitive and social development. Journal of Research in Childhood Education, 34(2), 183–207. https://doi.org/10.1080/02568543.2019.1702600
Huber, B., Yeates, M., Meyer, D., Fleckhammer, L., Kaufman, J. (2018). The effects of screen media content on young children’s executive functioning. Journal of Experimental Child Psychology, (170), 72–85. https://doi.org/10.1016/j.jecp.2018.01.006
Islam, M.I., Biswas, R.K., Khanam, R. (2020). Effect of internet use and electronic game-play on academic performance of Australian children. Scientific Reports, (10). https://doi.org/10.1038/s41598-020-78916-9
Kalabina, I.A., Progackaya, T.K. (2021). Defining digital competence for older preschool children. Psychology in Russia: State of the Art, 14(4), 169–185. https://doi.org/10.11621/pir.2021.0411
Linebarger, D.L., Barr, R., Lapierre, M.A., Piotrowski, J.T. (2014). Associations between parenting, media use, cumulative risk, and children’s executive functioning. Journal of Developmental & Behavioral Pediatrics, 35(6), 367–377. https://doi.org/10.1097/DBP.0000000000000069
Ljubomirović, N., Grujicic, R. (2019). The modern era: Danger to children, challenge for parents. Psihijatrija Danas, (51), 59–67. https://doi.org/10.5937/psihdan1901059l
McNeill, J., Howard, S.J., Vella, S.A., Cliff, D.P. (2019). Longitudinal associations of electronic application use and media program viewing with cognitive and psychosocial development in preschoolers. Academic Pediatrics, 19(5), 520–528. https://doi.org/10.1016/j.acap.2019.02.010
Nikolaeva, E.I., Kalabina, I.A., Progackaya, T.K., Ivanova, E.V. (2023). Ground rules for preschooler exposure to the digital environment: A review of studies. Psychology in Russia: State of the Art, 16(4), 37–54. https://doi.org/10.11621/pir.2023.0403
Papadakis, S., Alexandraki, F., Zaranis, N. (2022). Mobile device use among preschool-aged children in Greece. Education and Information Technologies, (27), 2717–2750. https://doi.org/10.1007/s10639-021-10718-6
Vaiopoulou, J., Papadakis, S., Sifaki, E., Kalogiannakis, M., Stamovlasis, D. (2022). Classification and evaluation of educational apps for early childhood: Security matters. Education and Information Technologies, 28(3), 2547–2578. https://doi.org/10.1007/s10639-022-11289-w
World Health Organization. (2019). Guidelines on physical activity, sedentary behaviour and sleep for children under 5 years of age. Geneva.
Ziemer, C.J., Snyder, M. (2016) A picture you can handle: Infants treat touch-screen images more like photographs than objects. Frontiers in Psychology, (7), 01253. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2016.01253
- Комментарии

