Солнцева О.В., Езопова С.А., Каганец С.В. Феноменология читательской компетентности детей старшего дошкольного возраста
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная
Аннотация
Актуальность статьи определяется вниманием к роли чтения подрастающего поколения со стороны государства, значимостью чтения в передаче культуры от поколения к поколению. Становление читательской компетентности ребенка дошкольного возраста предопределено задачами по развитию интереса к чтению в Федеральной образовательной программе дошкольного образования; является результатом инфраструктуры детского чтения, создаваемой в дошкольной образовательной организации и семье. Читательская компетентность ребенка на разных ступенях образования активно изучается на протяжении ХХI века. Структура читательской компетентности ребенка дошкольного возраста, особенности ее проявления остаются практически неизученными, тогда как ее становление начинается именно в дошкольном возрасте.
Цель статьи: представить результаты эмпирического изучения особенностей читательской компетентности детей дошкольного возраста в контексте гуманитарной методологии исследования, дать характеристику феномена читательской компетентности старших дошкольников на основе ее рабочей модели.
Описание хода исследования. На предварительном этапе исследования в группах детей старшего дошкольного возраста была создана инфраструктура детского чтения в соответствии с положениями, которые представлены в нашей предыдущей работе*. На начальном этапе исследования на основе теоретического анализа была создана рабочая модель читательской компетентности детей дошкольного возраста. Далее была разработана методика исследования читательской компетентности старших дошкольников, в которой использованы включенное наблюдение и игровые экспериментальные ситуации. Изучение читательской компетентности проводилось в группах детей в возрасте от 5 до 6,5 лет, в эксперименте приняли участие 52 ребенка и 4 педагога. В ходе исследования изучался феномен читательской компетентности детей старшего дошкольного возраста и фиксировались его проявления (на основе изучения читательской деятельности как чтения-слушания). Особенности читательской компетентности интерпретировались с позиции гуманитарной методологии исследования как феномен, обладающий рядом характеристик. Описание построено вокруг поиска ответов на вопросы: в чем особенности проявления мотивации к чтению-слушанию у детей старшего дошкольного возраста; существует ли у дошкольников первичная ориентация в мире книг и т.д. При интерпретации результатов исследования анализировались проявления детей, зафиксированные во время наблюдения и экспериментальных ситуаций на основе разработанных индикаторов проявления читательской компетентности.
Выводы. В старшем дошкольном возрасте фиксируется внутренняя мотивация к чтению, которая обусловлена отношением взрослых к данной деятельности, созданием в группах читательской среды. Дети старшего дошкольного возраста имеют первичную ориентацию в мире книг, появляются предпочтения в выборе содержания книг, любимые авторы. Предпочтения в выборе содержания книг связаны с увлечением определенной тематикой, любимые авторы появляются на основе интереса к 2–3 книгам конкретного писателя. В условиях чтения-общения дети свободно высказывают эмоционально-оценочные суждения по поводу читаемого или прочитанного, задают вопросы о том, что им непонятно, оценивают поступки персонажей и рассуждают об их причинах, пытаются формулировать выводы «для жизни» – о том, как надо поступать, об отношениях между людьми. У детей преобладает наивно-реалистическая интерпретация смысла книги, намечается переход к пониманию внутренних смыслов. Зафиксировано появление нового вида детской деятельности – читательской коммуникации.
Литература
- Акулова О.В., Гурович Л.М. Образовательная область «Чтение художественной литературы». Как работать по программе “Детство”». – СПб.: Детство-Пресс, 2012.
- Бакшеева Э.П. К вопросу о формировании читательской компетентности детей младшего школьного возраста // Современное педагогическое образование. – 2020. – №7. – С. 79–84.
- Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. – Ростов-н/Д.: Учитель, 1999. – 560 с.
- Волкова О.В. и др. Диагностика читательской грамотности школьников в контексте международного исследования PISA, 2020.
- Воюшина М.П. Динамика мотивации читательской деятельности младших школьников за двадцать лет // Открытая методика. Трансформация смыслов школьного литературного и языкового образования. Поиски ориентиров: сборник научных докладов и статей по итогам I Всероссийской научно-практической конференции / Под ред. Е.Р. Ядровской. – СПб.: АНО «ЦДО–«АЛЬФА-ДИАЛОГ», 2017. – 251 с.
- Герасимова О.И., Гончарова-Тверская О.Н., Кряжевских Е.Г. Читательская компетентность детей дошкольного возраста // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. – 2022. – №12. – С. 16–27.
- Гогоберидзе А.Г. Проблема исследования и познания ребенка дошкольного возраста как субъекта деятельности и поведения // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2009. – №100. – С. 29–37.
- Гончарова Е.Л. Ранние этапы читательского развития. К теории вопроса // Дефектология. – 2007. – №1. – С. 4–11.
- Гриценко З.А. Литературное образование дошкольников. – М.: Академия, 2014 – 347 с.
- Гурович Л.М.Понимание образа литературного героя детьми старшего дошкольного возраста, 6–7 лет: Дисс... канд.пед. наук: 13.00.01. – Ленинград, 1972. – 262 с.
- Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И., Пирадова В.И. Ребенок и книга: пособие для воспитателей детского сада. – СПб.: Детство-Пресс, 2000. 128 с.
- Езопова С.А., Солнцева О.В. Проектирование инфраструктуры детского чтения в дошкольной образовательной организации: постановка проблемы // Современное дошкольное образование. – 2022. – №6(114). – С. 54–68. DOI: 10.24412/2782-4519-2022-6114-54-68
- Запорожец А.В. Психология восприятия сказки ребенком дошкольником // Дошкольное воспитание. – 1948. – №9. – С. 56–67.
- Каребина О.П., Радченко М.С. О содействии развитию читательской компетенции младших школьников в европейских педагогических исследованиях // Общество: социология, психология, педагогика. – 2019. – №9. – С. 96–101.
- Киркина Е.Н., Ошкина Е.С., Хрюкина Н.А. Формирование предпосылок читательской компетентности в дошкольном возрасте // Современное педагогическое образование. – 2023. – №2. – С. 212–215.
- Колганова Н.Е. Педагогическая модель формирования основ читательской компетентности младших школьников // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2013. – №2 (118). – С. 67–71.
- Колганова Н.Е. Читательская компетентность младших школьников: сущность, структура, показатели // Гаудеамус. – 2017. – Т.16. – №1. – С. 27–37.
- Мосунова Л.А. Смысловое чтение как деятельность: ее содержание и структура // Вестник Вятского государственного университета. – 2011. – №2–1. – С. 151–157.
- Самыкина С.В. Оценка уровней развития читательской компетентности младших школьников // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2018. – Т.13. – №2–4. – С. 831–836.
- Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. – М.: Логос, 1999. – 272 с.
- Скрипова Ю.Ю. Структура читательской компетентности младших школьников // Инновационные процессы в начальном общем образовании: проблемы реализации Федерального государственного образовательного стандарта. – 2012. – №1. – С. 330.
- Сметанникова Н.Н. Чтение, грамотность, читательская компетентность: стратегия развития // Библиотековедение. – 2017. – Т. 66. – №1. – С. 41–48.
- Сомкова О.Н. Проблемы литературного развития детей в современной науке и практике дошкольного образования // Детский сад: теория и практика. – 2013. – №6. – С. 14–23.
- Трифонова Е.В. Режиссерская игра: ее особенности и значение для развития ребенка-дошкольника (статья первая) Статья к циклу статей // Pandia.RU: [электронная версия], 2014. URL: https://pandia.ru/text/78/336/1154.php-/ (дата обращения 27.07.2023) – Режим доступа: открытый доступ.
- Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим дошкольников с литературой. – М.: Сфера, 1998. – 224 с.
- Ушакова О.С. Ознакомление детей с литературой и развитие речи. – М.: Сфера, 2019. – 288 с.
- Комментарии