Соловьева Т.А., Николаева Т.В., Болдинова О.Г. и др. Внедрение федеральных адаптированных образовательных программ дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью: проблемы и решения
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная
Аннотация
Обоснование проводимого исследования. Статья представляет обобщенный взгляд на проблему применения единых требований к организации обучения и воспитания дошкольников с нарушениями в развитии. Авторы обращают внимание на широкую дифференциацию особых образовательных потребностей внутри категории «дети раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья», связанную с психофизическими особенностями и социальной ситуацией развития каждого ребенка.
Цель. На основе сравнительного анализа проиллюстрировать специфику структурного наполнения федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования (ФАОП ДО) и условий ее реализации.
Методы. Проведен сравнительный анализ федеральных и региональных нормативных, методических документов по организации дошкольного образования, теоретический анализ методологии определения содержания и механизмов адаптации образовательных программ, анализ данных деятельности дошкольных образовательных организаций по адаптированным образовательным программам для детей с ограниченными возможностями здоровья с 2015 по 2022 гг. по результатам научных и просветительских мероприятий для педагогического сообщества.
Ход исследования. Авторами анализируются типовые профессиональные трудности и запросы специалистов, участвующих в разработке программ обучения и воспитания детей с ОВЗ на основе многолетних исследований, в том числе по теме «Клинико-психолого-педагогическое исследование современного ребенка с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью». В данном исследовании приняли участие 836 специалистов из 51 субъекта Российской Федерации.
Результаты. Систематизированы разные методологические подходы к разработке АОП. Обсуждается динамика освоения перечня возможных результатов, которая определяется качеством и системностью в организации специальных образовательных условий.
Выводы. В статье предпринята попытка иллюстрировать специфику структурного наполнения федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования (ФАОП ДО) и условий ее реализации. Рассмотрены методологические основы разработки адресных адаптированных программ воспитания и обучения, а также целевые ориентиры, отражающие искомые результаты личностного развития разных нозологических групп детей. В качестве рекомендаций предлагается обратить внимание на содержание и формы реализации дополнительных профессиональных образовательных программ педагогических и непедагогических работников единой мультидисциплинарной команды. Впервые проведен анализ вариативной структуры ФАОП на основе общности принципов включения в образовательную среду разных нозологических групп детей дошкольного возраста.
Литература
- Болдинова О.Г. Социализация дошкольников с ОВЗ в условиях инклюзии. – Ростов-на-Дону: Южный федеральный университет, 2018. – 252 с.
- Венгер А.Л., Лазуренко С.Б. Психолого-педагогические технологии в комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья // Альманах Института коррекционной педагогики. – 2020. – №40.
- Головчиц Л.А., Переверзева М.В. Организация психолого-педагогического сопровождения дошкольников с нарушениями слуха в структуре комплексных нарушений // К 95-летию со дня рождения Е.А. Горбуновой / Материалы научно-практической конференции. Под общ. ред. К.Б. Вовненко. – М., 2022а. – С. 40–45.
- Головчиц Л.А., Переверзева М.В. Проектирование индивидуальной программы коррекционной работы в процессе психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста со сложными сенсорными нарушениями // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2022б. – №3. – С. 56–67.
- Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И. Реабилитация средствами образования: особые образовательные потребности детей с выраженными нарушениями в развитии // Альманах Института коррекционной педагогики. – 2000. – №1.
- Денискина В.З. Особые образовательные потребности, обусловленные нарушениями зрения и их вторичными последствиями // Дефектология. – 2012. – №5. – С. 3–12.
- Дружинина Л.А., Осипова Л.Б., Плаксина Л.И. Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с нарушениями зрения в условиях инклюзивного образования: учебно-методическое пособие. – Челябинск: Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2017. – 253 с.
- Концепция развития в Российской Федерации системы комплексной реабилитации и абилитации лиц с инвалидностью, в том числе детей с инвалидностью, на период до 2025 года. [Электронный ресурс] URL: https://mintrud.gov.ru/ministry/programms/25/kontcepsia
- Корсунская Б.Д. Воспитание глухого дошкольника в семье. – М., 1971. – 179 с.
- Лазуренко С.Б., Соловьева Т.А., Павлова Н.Н. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья раннего и дошкольного возраста: от удовлетворения особых образовательных потребностей к социальной интеграции // В сб.: Перспективы развития исследований в сфере наук об образовании. Материалы международной научно-практической конференции. – М., 2022. – С. 302–306.
- Левченко И.Ю., Гусейнова А.А., Сатари В.В., Петровичева Ю.Ю. Технологии определения особых образовательных потребностей детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата: учебно-методическое пособие. – М.: МГПУ, 2022. – 100 с.
- Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г. Развитие речи детей с нарушенным слухом в семье. – М., 1991. – 319 с.
- Николаева Т.В., Шматко Н.Д., Разенкова Ю.А., Маркович М.М. Современные вызовы и актуальные задачи совершенствования комплексной аудиолого-педагогической помощи детям раннего и дошкольного возраста с нарушенным слухом // Дефектология. – 2022. – № 4. – С. 69–78.
- Никольская О.С. Психологическая классификация детского аутизма. // Альманах Института коррекционной педагогики. – 2014. – №18.
- Подколзина Е.Н. Тифлопедагогическая диагностика дошкольника с нарушением зрения: методическое пособие. – М.: Обруч, 2014. – 71 с.
- Стребелева Е.А. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями: учебник для студентов вузов. – М.: Парадигма, 2021. – 322 с.
- Фомичева Л.Ф. Клинико-педагогические основы обучения и воспитания детей с нарушением зрения: офтальмологические и гигиенические аспекты охраны и развития зрения: учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 540600 (050700) «Педагогика». – СПб.: КАРО, 2007. – 249 с.
- Шматко Н.Д. Группы комбинированной направленности для дошкольников с нарушенным слухом: успехи и проблемы // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2022. – №7. – С. 29–38.
- Шматко Н.Д. Ранняя коррекционная помощь детям с нарушенным слухом: взгляд через 30 лет // Дефектология. – 2018. – №6. – С. 43–52.
- Комментарии