Журнал «Современное дошкольное образование»
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
ВКЛЮЧЕН В ПЕРЕЧЕНЬ ВАК ПРИ МИНОБРНАУКИ РФ
RU EN
ISSN 2782-4519 (Print) 16+
ISSN 2949-5962 (Online)
Войти
Поиск
О журнале
  • О журнале
  • История журнала
  • Индексирование
  • Открытый доступ
  • Редакционная этика и политика
  • Рецензирование
  • Подписка
  • Партнеры
Новости
Редакция
  • Главный редактор
  • Редакционный Совет
  • Редакция
  • Контакты
Авторам
  • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
  • Подача рукописи
  • Договор-оферта
  • Подать статью
Номера журнала
  • Все номера
  • Все статьи
  • Статьи по авторам
  • Рубрики
  • Подкасты
Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Меню  
    • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Редакция
      • Контакты
    • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Поиск
    Кабинет
    ISSN 2782-4519 (Print) 16+
    ISSN 2949-5962 (Online)
    Вход
    Регистрация
    • О журнале
      • Назад
      • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Назад
      • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Редакция
      • Контакты
    • Авторам
      • Назад
      • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Назад
      • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    • Мой кабинет
    Москва, Проспект Маршала Жукова, д.78, корп.2
    journal@msbook.ru
    ГЛАВНАЯ НОМЕРА ЖУРНАЛА МОИ СТАТЬИ КАБИНЕТ
    • Главная
    • Номера журнала
    • Все статьи журнала
    • Все статьи
    • Соловьева Т.А., Николаева Т.В., Болдинова О.Г. и др. Внедрение федеральных адаптированных образовательных программ дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью: проблемы и решения

    Соловьева Т.А., Николаева Т.В., Болдинова О.Г. и др. Внедрение федеральных адаптированных образовательных программ дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью: проблемы и решения

    Соловьева Т.А., Николаева Т.В., Болдинова О.Г. и др.  Внедрение федеральных адаптированных образовательных программ дошкольного образования для обучающихся  с ограниченными возможностями здоровья,  с инвалидностью: проблемы и решения
    Скачать в формате PDF
    Поступила: 12.05.2023
    DOI: 10.24412/2782-4519-2023-4118-56-63
    Ключевые слова: ранний и дошкольный возраст особые образовательные потребности адаптированная образовательная программа коррекционно-развивающее обучение и воспитание рекомендации
    Для цитирования статьи:
    Соловьева Т.А., Николаева Т.В., Болдинова О.Г. и др. Внедрение федеральных адаптированных образовательных программ дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью: проблемы и решения // Современ­ное дошкольное образование. – 2023. – №4(118). – С. 56–63. DOI: 10.24412/2782-4519-2023-4118-56-63

    Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная

    СДО - 2023. - №4
    Соловьева Татьяна Александровна
    доктор педагогических наук, директор ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики», Москва, Россия

    Николаева Татьяна Вячеславовна
    доктор педагогических наук, заведующая лабораторией образования и комплексной абилитации и реабилитации детей с нарушениями слуха ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики», Москва, Россия

    Болдинова Ольга Геннадьевна
    и.о. заведующего лабораторией образования и комплексной абилитации детей с нарушениями зрения ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики», Москва, Россия

    Иванова Екатерина Александровна
    кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации детей с нарушениями зрения ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики», Москва, Россия

    Ворошилова Елена Леонидовна
    кандидат педагогических наук, заведующая лабораторией образования и комплексной абилитации детей с нарушениями речи ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики», Москва, Россия

    Кошечкина Татьяна Вячеславовна
    кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации детей с нарушениями речи ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики», Москва, Россия

    Крутякова Евгения Никитична
    кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата и множественными нарушениями развития ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики», Москва, Россия

    Вечканова Ирина Геннадьевна
    кандидат педагогических наук, доцент, начальник отдела проектной деятельности Федерального ресурсного (информационно-методического) центра по формированию доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения ФГБУ ДПО «Санкт-Петербургский институт усовершенствования врачей-экспертов» (СПбИУВЭК) Минтруда России, Санкт-Петербург, Россия

    Никольская Ольга Сергеевна
    доктор психологических наук, профессор, главный научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации детей с аутизмом ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики», Москва, Россия

    Закрепина Алла Васильевна
    доктор педагогических наук, член-корреспондент Российской академии образования, заведующая лабораторией психолого-педагогических исследований и технологий специального образования лиц с интеллектуальными нарушениями ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики», Москва, Россия

    Кинаш Елена Александровна
    кандидат педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник лаборатории психолого-педагогических исследований и технологий специального образования лиц с интеллектуальными нарушениями ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики», Москва, Россия

    Переверзева Марина Викторовна
    кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата и множественными нарушениями развития ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики», Москва, Россия

    Горохова Марьяна Сергеевна
    младший научный сотрудник лаборатории технологий и средств психолого-педагогической абилитации ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики», Москва, Россия

    Аннотация

    Обоснование проводимого исследования. Статья представляет обобщенный взгляд на проблему применения единых требований к организации обучения и воспитания дошкольников с нарушениями в развитии. Авторы обращают внимание на широкую дифференциацию особых образовательных потребностей внутри категории «дети раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья», связанную с психофизическими особенностями и социальной ситуацией развития каждого ребенка.

    Цель. На основе сравнительного анализа проиллюстрировать специфику структурного наполнения федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования (ФАОП ДО) и условий ее реализации.

    Методы. Проведен сравнительный анализ федеральных и региональных нормативных, методических документов по организации дошкольного образования, теоретический анализ методологии определения содержания и механизмов адаптации образовательных программ, анализ данных деятельности дошкольных образовательных организаций по адаптированным образовательным программам для детей с ограниченными возможностями здоровья с 2015 по 2022 гг. по результатам научных и просветительских мероприятий для педагогического сообщества.

    Ход исследования. Авторами анализируются типовые профессиональные трудности и запросы специалистов, участвующих в разработке программ обучения и воспитания детей с ОВЗ на основе многолетних исследований, в том числе по теме «Клинико-психолого-педагогическое исследование современного ребенка с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью». В данном исследовании приняли участие 836 специалистов из 51 субъекта Российской Федерации.

    Результаты. Систематизированы разные методологические подходы к разработке АОП. Обсуждается динамика освоения перечня возможных результатов, которая определяется качеством и системностью в организации специальных образовательных условий.

    Выводы. В статье предпринята попытка иллюстрировать специфику структурного наполнения федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования (ФАОП ДО) и условий ее реализации. Рассмотрены методологические основы разработки адресных адаптированных программ воспитания и обучения, а также целевые ориентиры, отражающие искомые результаты личностного развития разных нозологических групп детей. В качестве рекомендаций предлагается обратить внимание на содержание и формы реализации дополнительных профессиональных образовательных программ педагогических и непедагогических работников единой мультидисциплинарной команды. Впервые проведен анализ вариативной структуры ФАОП на основе общности принципов включения в образовательную среду разных нозологических групп детей дошкольного возраста.

    Current View
    Current View

    Enter the password to open this PDF file:

    File name:

    -

    File size:

    -

    Title:

    -

    Author:

    -

    Subject:

    -

    Keywords:

    -

    Creation Date:

    -

    Modification Date:

    -

    Creator:

    -

    PDF Producer:

    -

    PDF Version:

    -

    Page Count:

    -

    Preparing document for printing...
    0%

    Литература

    1. Болдинова О.Г. Социализация дошкольников с ОВЗ в условиях инклюзии. – Ростов-на-Дону: Южный федеральный университет, 2018. – 252 с.
    2. Венгер А.Л., Лазуренко С.Б. Психолого-педагогические технологии в комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья // Альманах Института коррекционной педагогики. – 2020. – №40.
    3. Головчиц Л.А., Переверзева М.В. Организация психолого-педагогического сопровождения дошкольников с нарушениями слуха в структуре комплексных нарушений // К 95-летию со дня рождения Е.А. Горбуновой / Материалы научно-практической конференции. Под общ. ред. К.Б. Вовненко. – М., 2022а. – С. 40–45.
    4. Головчиц Л.А., Переверзева М.В. Проекти­рование индивидуальной программы коррекционной работы в процессе психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста со сложными сенсорными нарушениями // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2022б. – №3. – С. 56–67.
    5. Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И. Реабилитация средствами образования: особые образовательные потребности детей с выраженными нарушениями в развитии // Альманах Института коррекционной педагогики. – 2000. – №1.
    6. Денискина В.З. Особые образовательные потребности, обусловленные нарушениями зрения и их вторичными последствиями // Дефектология. – 2012. – №5. – С. 3–12.
    7. Дружинина Л.А., Осипова Л.Б., Плаксина Л.И. Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с нарушениями зрения в условиях инклюзивного образования: учебно-методическое пособие. – Челябинск: Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2017. – 253 с.
    8. Концепция развития в Российской Федерации системы комплексной реабилитации и абилитации лиц с инвалидностью, в том числе детей с инвалидностью, на период до 2025 года. [Электронный ресурс] URL: https://mintrud.gov.ru/ministry/programms/25/kontcepsia
    9. Корсунская Б.Д. Воспитание глухого дошкольника в семье. – М., 1971. – 179 с.
    10. Лазуренко С.Б., Соловьева Т.А., Павлова Н.Н. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья раннего и дошкольного возраста: от удовлетворения особых образовательных потребностей к социальной интеграции // В сб.: Перспективы развития исследований в сфере наук об образовании. Материалы международной научно-практической конференции. – М., 2022. – С. 302–306.
    11. Левченко И.Ю., Гусейнова А.А., Сатари В.В., Петровичева Ю.Ю. Технологии определения особых образовательных потребностей детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата: учебно-методическое пособие. – М.: МГПУ, 2022. – 100 с.
    12. Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г. Развитие речи детей с нарушенным слухом в семье. – М., 1991. – 319 с.
    13. Николаева Т.В., Шматко Н.Д., Разенкова Ю.А., Маркович М.М. Современные вызовы и актуальные задачи совершенствования комплексной аудиолого-педагогической помощи детям раннего и дошкольного возраста с нарушенным слухом // Дефектология. – 2022. – № 4. – С. 69–78.
    14. Никольская О.С. Психологическая классификация детского аутизма. // Альманах Института коррекционной педагогики. – 2014. – №18.
    15. Подколзина Е.Н. Тифлопедагогическая диагностика дошкольника с нарушением зрения: методическое пособие. – М.: Обруч, 2014. – 71 с.
    16. Стребелева Е.А. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями: учебник для студентов вузов. – М.: Парадигма, 2021. – 322 с.
    17. Фомичева Л.Ф. Клинико-педагогические основы обучения и воспитания детей с нарушением зрения: офтальмологические и гигиенические аспекты охраны и развития зрения: учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 540600 (050700) «Педагогика». – СПб.: КАРО, 2007. – 249 с.
    18. Шматко Н.Д. Группы комбинированной направленности для дошкольников с нарушенным слухом: успехи и проблемы // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2022. – №7. – С. 29–38.
    19. Шматко Н.Д. Ранняя коррекционная помощь детям с нарушенным слухом: взгляд через 30 лет // Дефектология. – 2018. – №6. – С. 43–52.
    Выберите один из подарков
    Выберите один из товаров, чтобы получить подарок
    • Комментарии
    Загрузка комментариев...
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    © 2007 - 2024. Активная ссылка на sdo-journal.ru обязательна.
    Политика конфиденциальности

    О ЖУРНАЛЕ
    О ЖУРНАЛЕ
    О журнале
    Редакция
    Новости
    Контакты
    СТАТЬИ
    СТАТЬИ
    Все статьи
    Номера
    Статьи по авторам
    Статьи по рубрикам
    АВТОРАМ
    АВТОРАМ
    Информация для авторов
    Подать статью