Соловьева Ю., Кинтанар Рохас Л., Бальтасар Рамос А.М., Эскотто Кордова Э.А. Культурно-историческая теория Л.С. Выготского не является конструктивистской
Скачать в формате PDF
Ключевые слова:
Для цитирования статьи:
Соловьева Ю., Кинтанар Рохас Л., Бальтасар Рамос А.М., Эскотто Кордова Э.А. Культурно-историческая теория Л.С. Выготского не является конструктивистской. – 2023. – №5(119). – С. 68–80.
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная
Подкасты
СМОТРЕТЬ
Соловьева Ю., Кинтанар Рохас Л., Бальтасар Рамос А.М., Эскотто Кордова Э.А. Культурно-историческая теория Л.С. Выготского не является конструктивистской
Аннотация
С теоретической и методологической точки зрения мы проводим анализ культурно-исторической психологии, чтобы выявить ее отличия от конструктивизма, а также происхождение психологического развития и использование «культурных» и «социальных» терминов. В статье рассматривается метод, используемый в культурно-историческом психологическом подходе, и его значение для организации учебно-воспитательного процесса. Авторы приходят к выводу о необходимости разграничения подхода Выготского и постмодернистского конструктивизма по концептуальному, методологическому и эпистемологическому признакам.
Литература
- Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. / Гл. ред. А.В. Запорожец. – М.: Педагогика, 1982–1984. – Т. 4: Детская психология / Под ред. Д.Б. Эль- конина. – 1984. – 433 с.
- Выготский Л.С. Полное собрание сочинений: [в 16 т.] / Ред., сост., авт. вступ. ст., коммент. и примеч. В.С. Собкин. – М.: Левъ, 2015. – Т. 1: Драматургия и театр. – 2015. – 750 с.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. / Гл. ред. А.В. Запорожец. – М.: Педагогика, 1982–1984. – Т. 1: Вопросы теории и истории психологии. Т. 1. – 1982. – 487 с.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. / Гл. ред. А.В. Запорожец. – М.: Педагогика, 1982–1984. – Т. 2: Проблемы общей психологии / Под ред. В.В. Давыдова. – 1982. – 504 с.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. / Гл. ред. А.В. Запорожец. – М.: Педагогика, 1982–1984. – Т. 3: Проблемы развития психики / Под ред. А.М. Матюшкина. – М.: Педагогика, 1983. – 368 с.
- Гальперин П.Ю. Психология: 4 лекции: учебное пособие для студентов вузов. – М.: Университет; Юрайт, 2000. – 111 с.
- Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении: Логико-психологические проблемы построения учебных предметов. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 478 с.
- Давыдов В.В. Лекции по общей психологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2008. – 176 с.
- Ильенков Е.В. Проблема идеального: история и контекст // Вопросы философии. – 1979. – №6. – С. 128–140.
- Ильенков Е.В. Школа должна учить мыслить: учебно-методическое пособие. – М.: Московский психолого-социальный ин-т; Воронеж: МОДЭК, 2009. – 108 с.
- Леонтьев А.Н. О творческом пути Л.С. Выготского: вступительная статья // Собрание сочинений: в 6 т. / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1982. – Т. 1: Вопросы теории и истории психологии. – С. 9–41.
- Лободанов А.П. Семиотика искусства: история и онтология: учебное пособие для студентов. – М.: Изд-во Московского ун-та, 2013. – 678 с.
- Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник для бакалавров; учебник по дисциплине «Возрастная психология» для студентов высших учебных заведений. – М.: Юрайт, 2013. – 460 с.
- Обухова Л.Ф. Неоконченные споры: П.Я. Гальперин и Ж. Пиаже // Психологическая наука и образование. – 1996. – Т. 1. – № 1. – С. 31–41.
- Ярошевский М.Г. Л.С. Выготский: в поисках новой психологии. – СПб.: Международный фонд истории науки, 1993. – 301 с.
- Ausubel, D. (1963). The psychology of meaningful verbal learning. New York: Grune & Stratton.
- Ausubel, D. (1968). Educational psychology: A cognitive view. New York: Holt, Rinehart & Kwinston.
- Baltazar Ramos, A.M. (2019). Estimulacion del desarrollo psicologico infantil. Mexico: UNAM, FES-Zaragoza. Disponible en https://www.zaragoza.unam.mx/area-ciencias-sociales/
- Baltazar Ramos, A.M. y Escotto Cordova, E.A. (2020). Efectos del programa de estimulacion del desarrollo en un nino diagnosticado con TDAH, en Baltazar Ramos, A. M. (ed.), Intervenciones psicologicas Estrategia e intervenciones (pp. 27-48). Mexico: UNAM, FES– Zaragoza. Disponible en www.zaragoza.unam.mx/area-ciencias-sociales/
- Berger, P.L. y Luckmann, T. (2011). La construccion social de la realidad. Argentina: Amorrortu.
- Bloom, B. (1973). La inocencia en educacion: la educacion a traves de 25 anos de investigacion. Santiago: Ministerio de Educacion.
- Bruner, J. (1984). Accion, pensamiento y lenguaje. Madrid: Alianza.
- Bruner, J. (1988). Realidad mental y mundos posibles. Barcelona: Gedisa.
- Bruner, J. (2000). La educacion puerta de la cultura. Barcelona: Gedisa.
- Daniels, H., Cole, M., Wertsch, J. (2007). The Cambridge Companion to Vygotsky. New York: Cambridge University Press.
- Escotto-Cordova, E.A. (2001). Posmodernidad: ni parteaguas historico ni teoria de la historia. Cuadernos de Ciencias de la Salud y del Comportamiento: Posmodernidad, 1, 19-58. Universidad Nacional Autonoma de Mexico.
- Escotto-Cordova, E.A. (2012). La paradoja de las paradojas o el fin del constructivismo, en E. A. Escotto Cordova. Ensayos sobre psicologia materialista. Psicologia, Historia y Neurociencias (segunda edicion) (pp.131-150). Universidad Nacional Autonoma de Mexico.
- Liaudis, V.Ya. (1981). Las funciones especificas y la genesis de la memoria del hombre, en I. I. Iliasov y V. Ya. Liaudis, Antologia de la psicologia pedagogica y del desarrollo por edades (pp. 256-262). Moscu: Universidad Estatal de Moscu.
- Piaget, J. (1952). The origins of intelligence in the child. New York: Norton.
- Piaget, J. (1954). The construction of reality in the child. New York: Norton.
- Piaget, J. (1961). La formacion del simbolo en el nino. Mexico: Fondo de Cultura Economica.
- Piaget, J. (1969). Biologia y conocimiento. Madrid: Siglo XXI.
- Piaget, J. (1972). Psicologia y epistemologia. Argentina: Emece.
- Piaget, J. (1975). El mecanismo del desarrollo mental. Espana: Editorial Nacional.
- Piaget, J. (1976). El lenguaje y el pensamiento en el nino. Estudio sobre la logica del nino (1). Buenos Aires: Guadalupe.
- Piaget, J. (1977). El comportamiento, el motor de la evaluacion. Buenos Aires: Ediciones Nueva Vision.
- Piaget, J. (1979). Autobiografia. El nacimiento de la inteligencia. Argentina: Tierra Firme.
- Piaget, J. (1980). La psicologia del nino. Madrid: Morata.
- Piaget, J. (1981). La representacion del mundo en el nino. Madrid: Morata.
- Piaget, J., Inhelder, B. (2015). Psicologia del nino. Madrid: Ediciones Morata.
- Quintanar, L., Solovieva, Y. (2020). Importancia de la teoria de la actividad, en V. Covarrubias Salvatori, Bases para la introduccion y el desarrollo del pensamiento cientifico en la ninez y la pre adolescencia (pp. 111-172). Puebla: CONCYTEP.
- Rogoff, B. (1993). Aprendices del pensamiento. El desarrollo cognitivo en el contexto social. Barcelona: Paidos.
- Solovieva Y., Quintanar L. (2020). La metodologia formativa en la psicologia historico cultural (pp. 75-90). Madrid: Guinter-EOS.
- Solovieva, Y. (2014). La actividad intelectual en el paradigma historico-cultural. Mexico: CEIDE.
- Solovieva, Y. (2019). Las aportaciones de la teoria de la actividad para la ensenanza. Educando para educar, 37(1), 13-25.
- Solovieva, Y., Quintanar, L. (2018). Teoria de Galperin: orientacion para psicologia y neuropsicologia, en I. Beltran Nunez y B. Leite Ramalho, (orgs.), Galperin e a teoria de la formacao planejada por etapas das acoes mentais e dos conceitos. Pesquisas e experiencias para um ensino inovador. Campinas: Mercado de Letras.
- Solovieva, Y., Quintanar, L. (2019). La metodologia formativa en la psicologia historico cultural. Madrid: GIUNTI-EOS.
- Solovieva, Y., Quintanar, L. (2020a). Las acciones mentales y el problema de las etapas de su formacion: siguiendo a Galperin y Talizina. Obutchenie. Revista de Didatica e Psicologia Pedagogica, 4(1), 59-85.
- Solovieva, Y., Quintanar, L. (2020b). Revision of conception of gradual formation of actions for education and psychological development. Frontiers in Psychology, 11(1887), 1-9.
- Solovieva, Y., Gonzales-Moreno, C., Rosas, Y., Mata, A., Morales, A. (2020). Resultados de investigacion educativa desde el modelo historico-cultural y la teoria de la actividad en la Universidad Iberoamericana de Puebla. Ensino em Revista, 27, 1256-1274.
- Talizina, N.F. (2019). La teoria de la actividad aplicada a la ensenanza. Mexico: Universidad Autonoma de Puebla.
- Vigotsky, L.S. (1991). El significado historico de la crisis de la psicologia, en A. Alvarez & P. del Rio (trads.), Obras Escogidas T. I. Problemas teoricos y metodologicos de la psicologia (pp. 259-416). Madrid: Aprendizaje-Visor.
- Vigotsky, L.S. (1996). El desarrollo del pensamiento del adolescente y la formacion de conceptos, A. Alvarez y P. del Rio (eds.), Obras Escogidas T. IV. Psicologia infantil (pp. 47-116). Madrid: Aprendizaje-Visor.
- Vigotsky, L.S. (1997). El metodo instrumental en psicologia, en A. Alvarez & P. del Rio (trads.), Obras Escogidas T. I. Problemas teoricos y metodologicos de la psicologia. (pp. 65-70). Madrid: Aprendizaje-Visor.
- Vigotsky, L.S. (1993). Pensamiento y lenguaje, en Amalia Alvarez y Pablo del Rio (ed.), Liev Semionovich Vygotski. Obras escogidas. Tomo II. Problemas de la psicologia general (pp. 9-248). Espana: Aprendizaje-Visor.
- Vigotsky, L.S. (2009). El desarrollo de los procesos psicologicos superiores. Buenos Aires, Argentina: Critica.
- Watzlawick, P. (2000). La realidad inventada. Espana: Gedisa.
- Wertsch, J. (1988). Vygotsky y la formacion social de la mente. Barcelona: Paidos.
- Wood, D., Bruner, J., Ross, G. (1976). The role of tutoring in problem solving. Journal of Child Psychology and Psychiatry, 17, 89-100.
- Zambrano, A.L. (2016). Pedagogia y didactica: esbozo de las diferencias, tensiones y relaciones de dos campos. Praxis & Saber, 7(13), 45-61.
- Комментарии
Загрузка комментариев...