Степанова О.Н. Проект «Одаренный ребенок» в Якутии
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная
Аннотация
Статья посвящена проблеме развития одаренности детей младшего возраста. Дошкольный возраст, рассматриваемый сквозь призму одаренности, является одним из приоритетных для мировой педагогической и психологической науки, тогда как в России большинство Концепций одаренности ориентировано на другие уровни образования, в том числе и ныне действующая «Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов». Работа по развитию детской и юношеской одаренности всегда была в центре внимания Правительства Республики Саха (Якутия). Новый вектор ее – раннее развитие детской одаренности, начиная с дошкольного возраста. В пилотном проекте участвуют 107 дошкольных учреждений и 14 начальных школ республики. В сопровождении одаренных детей участвуют все субъекты образовательной модели: родители, воспитатели, помощники воспитателя, специалисты и администрация ДОО, дети, социальные партнеры. Работа с детской одаренностью основывается на идее, что основой воспитания таланта человека должны стать пять китов образования – музыка, шахматы, рисование, языки и спорт. В дошкольных организациях создаются условия для массового проявления детских способностей в разных сферах деятельности, что позволяет рассчитывать на проявление скрытой или потенциальной одаренности в результате определенных волевых качеств и пробудившегося интереса к какому-либо виду деятельности. Каждая образовательная организация строит свою образовательную модель работы согласно этой концепции.
Автор статьи анализирует проведенную работу, которая строится на принципах системности, открытости, культуросообразности. Реализация этих принципов позволяет ребенку развить интеллектуально-творческий потенциал.
Литература
2. Бандура А. Теория социального научения. – СПб: Евразия, 2000. – 320 с.
3. Веракса Н.Е. Роль противоречивых ситуаций в развитии мышления детей // Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника / Под ред. Н.Н. Поддьякова, А.Ф. Говорковой. – М., 1985.
4. Веракса Н.Е. Развитие предпосылок диалектического мышления в дошкольном возрасте // Вопросы психологии. – 1987. – №4.
5. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 64 с.
6. Волков О.Г. Карта диагностики и развития способностей дошкольника / Лидерский проект «Создание эффективной системы выявления задатков и развития способностей детей в ДОО и школе». – Чебоксары, 2012. – 36 с.
7. Волков О.Г. Образовательная технология эффективного поиска, выявления, сопровождения и развития задатков и наклонностей одаренных детей и талантливой молодежи, начиная с дошкольного возраста: методическое пособие. – Чебоксары, 2012. – 12 с.
8. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т. 1. – М., 1982.
9. Леонтьев А.Н. Психологические основы развития ребенка и обучения. – М.: Смысл, 2009. – С. 63.
10. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (утв. Президентом РФ 3 апреля 2012 г. N Пр-827).
11. Комплекс мер по реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов РФ на 2015-2020 гг., утв. 27 мая 2015 г. №3274п-П8 зам. Председателя Правительства РФ.
12. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 368 с.
13. Практическое руководство по работе с детской одаренностью в раннем и младшем возрасте: [Коллективная монография] / Н.Е. Веракса, И.В. Каракчиева, И.И. Комарова, О.Н. Степанова, Ю.И. Семенов, М.Л. Прокопьева и др. – Москва – Якутск, 2019. – 282 с.
14. Рабочая концепция одаренности… 2-е изд., расш. и перераб. – М., 2003. [Источник: http://psychlib.ru/mgppu/rko/rko-001-.htm]
15. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе. – М., 2000. – С. 231.
16. Савенков А.И. Развитие детской одаренности в образовательной среде // Развитие личности. – 2002. – № 3. – С. 113–146.
17. Сухин И.Г., Егоров В.А. Методические рекомендации по введению учебного курса «Шахматы – школе» в начальные школы и детские сады Республики Саха (Якутия). – Якутск: Физико-математический форум «Ленский край». – 56 с.
18. Теплов Б.М. Способности и одаренность. – В кн.: Проблемы индивидуальных различий.– М., 1961. – С. 9–38.
19. Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 22.11.2018 г. № 190 «О стратегических направлениях развития образования в Республике Саха (Якутия)».
20. Шумакова Н.Б. Специфика и проблемы развития одаренных детей в младшем школьном возрасте [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. – 2018. – Том 10. – № 1. – C. 1–7 doi: 10.17759/psyedu.2018100101
- Комментарии