Стожарова М.Ю., Михайлова Ю.А. Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством цифровых образовательных технологий
Скачать в формате PDF
DOI:
10.24412/2782-4519-2022-5113-56-65
Ключевые слова:
Для цитирования статьи:
Стожарова М.Ю., Михайлова Ю.А. Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством цифровых образовательных технологий // Современное дошкольное образование. – 2022. – №5(113). – С. 56-65. DOI: 10.24412/2782-4519-2022-5113-56-65
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная
Аннотация
Актуальность тематики статьи. Использование цифровых образовательных технологий в дошкольном образовании – одна из актуальных проблем современности. Ее актуальность определяется рядом факторов: потребностью современного общества в максимальном приближении образовательных организаций, в том числе и дошкольных, к современным цифровым технологиям, недостаточной разработанностью данной проблемы в психолого-педагогической литературе, отсутствием четко разработанных методик по использованию новых информационных технологий в дошкольных учреждениях, нехваткой оборудования для успешного обучения детей в цифровой образовательной среде. В статье рассматриваются возможности использования цифровой образовательной среды в образовательном процессе и ее влияние на формирование интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: разработать, экспериментально проверить и описать педагогические условия развития интеллектуальных способностей старших дошкольников в процессе использования цифровой образовательной среды в ДОО.
Описание хода исследования. Исследование проводилось на базе детского сада г. Ульяновска. В эксперименте участвовали 80 детей 5–6-летнего возраста. В процессе диагностики использовались следующие методики: «Дифференциация цвета и формы» (выборочно использовался тест способности к обучению Г. Витцлака), «Определение степени сформированности действий логического мышления» (Н.Б. Венгер), «Цветные числа» (использовались палочки Дж. Кюизенера), «Вычислительные машины I» (использовалась игра А.А. Столяра), «Преобразование слов» (использовалась игра А.А. Столяра), методика Белошистой А.В. Исследование заключалось в определении и экспериментальном подтверждении педагогических условий интеллектуального развития старших дошкольников в процессе использования цифровой образовательной среды, разработке и внедрении системы, направленной на обучение детей основам компьютерной грамотности, формировании у дошкольников устойчивого интереса и положительной мотивации к овладению цифровыми средствами обучения.
Результаты исследования. Выявлена эффективность работы по развитию интеллектуальных способностей детей 5–6 лет в процессе использования цифровой образовательной среды. После проведения формирующей работы высокий уровень развития интеллектуальных способностей выявлен у 12 детей (30%) экспериментальной группы, средний уровень наблюдается у 21 ребенка (52,5%) экспериментальной группы и низкий уровень показали 7 детей (17,5%) экспериментальной группы.
Выводы. Использование цифровой образовательной среды существенно влияет на активное познание мира ребенком, его кругозор, любознательность, мотивы учебной деятельности. Было доказано, что процесс развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста будет проходить более эффективно, если активно применять цифровые образовательные технологии, обеспечить эффективное взаимодействие образовательного учреждения и семьи.
Литература
1. Балдуева А.Н. Информационные технологии в дошкольном воспитании // Современная педагогика. – 2016. – №2 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/02/5316 (дата обращения: 07.02.2019).
2. Бревнова Ю.А., Ходакова Н.П. Компьютерные технологии в образовании детей дошкольного возраста // Детский сад от А до Я. – 2020. – №5 (53). – С. 64–67.
3. Венгер Л.А., Холмовская В.В., Венгер Н.Б. и др. Диагностика умственного развития дошкольников. – М.: Педагогика, 1978. – 248 с.
4. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» [Электронный ресурс] URL: https://docs.edu.gov.ru/document/3a928e13b4d292f8f71513a2c02086a3/download/1337/ (дата обращения: 07.07.2021).
5. Каджаспирова Г.М., Петров К.В. Использование технических средств в дошкольном образовании. – М.: Академия, 2001. – 256 с.
6. Коваль А.Н., Малыгина А.Н. Использование ИКТ-технологий в детском саду. – Арзамасский филиал Нижегородского государственного университета имени Н.И. Лобачевского // Международный научный журнал «Молодой ученый». – 2016. – №7(111).
7. Кротова Т.В., Дмитриев Ю.А., Калинина Т.В. Мультимедийные технологии в современном дошкольном образовании // Воспитание и обучение детей младшего возраста. – 2019. – №5. – С. 689–691.
8. Кузьмина Г.А., Гончарова О.В. Информационно-коммуникационные технологии как средство развития интереса к познанию у детей старшего дошкольного возраста // Ребенок и общество. – 2018. – №2. С. 38–51. Режим доступа на 07.03.2020: http://childandsociety.ru/ojs/index.php/cas/article/view/131/122)
9. Кушнир М.Э. Цифровая образовательная среда [Электронный ресурс] // Директория-онлайн. 2017. URL: https://medium.com/direktoria-online/the-digital-learning-environment-f1255d06942a (дата обращения: 06.07.2021).
10. Логика. Математика. Конструирование и ИЗО: сборник практических материалов для ДОУ к программе «Развитие» / Ред.-сост. О.Г. Жукова. – М.: АРКТИ. – 2019. – 176 с.
11. Миносянц Н.Г. Виртуальная информационная среда как современный ресурс повышения родительской компетентности // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – №3. URL: http://science-education. ru/ru/article/view?id=24824 (дата обращения: 07.07.2021).
12. Мокеева С.В., Кувалдина Е.А. Развитие познавательного интереса старших дошкольников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – Т. 28. – С. 209–211.
13. Смирнова Е.О., Смирнова С.Ю., Шеина Е.Г. Родительские стратегии в использовании детьми цифровых технологий [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. – 2019. – Т.8. – №4. – С. 79–87. URL: http://10.17759/jmfp.2019080408 (дата обращения: 07.07.2021).
14. Солдатова Г.В. Особенности развития когнитивной сферы у детей с разной онлайн-активностью: есть ли золотая середина? // Консультативная психология и психотерапия. – 2019. – Т.27. – №3. – С. 97–118.
15. Стожарова М.Ю., Забродина Н.А. Использование возможностей цифровой образовательной среды в формировании мыслительных операций детей старшего дошкольного возраста // Перспективы науки и образования. – 2021. – №5 (53). – С. 289–305.
16. Ташкинова Л.В. Программа дополнительного образования «Робототехника в детском саду» // Инновационные педагогические технологии: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). – Казань: Бук, 2016. – С. 230–232.
17. Уваров А.Ю. Образование в мире цифровых технологий: на пути к цифровой трансформации. – М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2018. – 168 с.
18. Ширяева Н.Н. Влияние конструирования на развитие умственных способностей детей // Дошкольное воспитание. – 2009.
19. Hoffman B. Computer as a Threat or an Opportunity for Development of Children// Procedia – Social and Behavioral Sciences 146, 2021. С. 15–21.
20. Liu X., Toki EI., Pange J. (2014). The use of ICT in preschool education in Greece and China: a comparative study. ProcediaSocial and Behavioral Sciences. 112. 1167–1176.
21. Vernadakis N., Avgerinos A., Tsitskari E., Zachopoulou E. The use of computer assisted instruction in preschool education: making teaching meaningful. Early Childhood Education Journal. 2005. Vol. 33. №2. pp. 99–104.
2. Бревнова Ю.А., Ходакова Н.П. Компьютерные технологии в образовании детей дошкольного возраста // Детский сад от А до Я. – 2020. – №5 (53). – С. 64–67.
3. Венгер Л.А., Холмовская В.В., Венгер Н.Б. и др. Диагностика умственного развития дошкольников. – М.: Педагогика, 1978. – 248 с.
4. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» [Электронный ресурс] URL: https://docs.edu.gov.ru/document/3a928e13b4d292f8f71513a2c02086a3/download/1337/ (дата обращения: 07.07.2021).
5. Каджаспирова Г.М., Петров К.В. Использование технических средств в дошкольном образовании. – М.: Академия, 2001. – 256 с.
6. Коваль А.Н., Малыгина А.Н. Использование ИКТ-технологий в детском саду. – Арзамасский филиал Нижегородского государственного университета имени Н.И. Лобачевского // Международный научный журнал «Молодой ученый». – 2016. – №7(111).
7. Кротова Т.В., Дмитриев Ю.А., Калинина Т.В. Мультимедийные технологии в современном дошкольном образовании // Воспитание и обучение детей младшего возраста. – 2019. – №5. – С. 689–691.
8. Кузьмина Г.А., Гончарова О.В. Информационно-коммуникационные технологии как средство развития интереса к познанию у детей старшего дошкольного возраста // Ребенок и общество. – 2018. – №2. С. 38–51. Режим доступа на 07.03.2020: http://childandsociety.ru/ojs/index.php/cas/article/view/131/122)
9. Кушнир М.Э. Цифровая образовательная среда [Электронный ресурс] // Директория-онлайн. 2017. URL: https://medium.com/direktoria-online/the-digital-learning-environment-f1255d06942a (дата обращения: 06.07.2021).
10. Логика. Математика. Конструирование и ИЗО: сборник практических материалов для ДОУ к программе «Развитие» / Ред.-сост. О.Г. Жукова. – М.: АРКТИ. – 2019. – 176 с.
11. Миносянц Н.Г. Виртуальная информационная среда как современный ресурс повышения родительской компетентности // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – №3. URL: http://science-education. ru/ru/article/view?id=24824 (дата обращения: 07.07.2021).
12. Мокеева С.В., Кувалдина Е.А. Развитие познавательного интереса старших дошкольников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – Т. 28. – С. 209–211.
13. Смирнова Е.О., Смирнова С.Ю., Шеина Е.Г. Родительские стратегии в использовании детьми цифровых технологий [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. – 2019. – Т.8. – №4. – С. 79–87. URL: http://10.17759/jmfp.2019080408 (дата обращения: 07.07.2021).
14. Солдатова Г.В. Особенности развития когнитивной сферы у детей с разной онлайн-активностью: есть ли золотая середина? // Консультативная психология и психотерапия. – 2019. – Т.27. – №3. – С. 97–118.
15. Стожарова М.Ю., Забродина Н.А. Использование возможностей цифровой образовательной среды в формировании мыслительных операций детей старшего дошкольного возраста // Перспективы науки и образования. – 2021. – №5 (53). – С. 289–305.
16. Ташкинова Л.В. Программа дополнительного образования «Робототехника в детском саду» // Инновационные педагогические технологии: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). – Казань: Бук, 2016. – С. 230–232.
17. Уваров А.Ю. Образование в мире цифровых технологий: на пути к цифровой трансформации. – М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2018. – 168 с.
18. Ширяева Н.Н. Влияние конструирования на развитие умственных способностей детей // Дошкольное воспитание. – 2009.
19. Hoffman B. Computer as a Threat or an Opportunity for Development of Children// Procedia – Social and Behavioral Sciences 146, 2021. С. 15–21.
20. Liu X., Toki EI., Pange J. (2014). The use of ICT in preschool education in Greece and China: a comparative study. ProcediaSocial and Behavioral Sciences. 112. 1167–1176.
21. Vernadakis N., Avgerinos A., Tsitskari E., Zachopoulou E. The use of computer assisted instruction in preschool education: making teaching meaningful. Early Childhood Education Journal. 2005. Vol. 33. №2. pp. 99–104.
- Комментарии
Загрузка комментариев...