Тарунтаев П.И. Использование цифровых устройств старшими дошкольниками и уровень развития умственных способностей
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная
Аннотация
Актуальность. Старшие дошкольники – активные пользователи современных цифровых устройств, в связи с чем их медиаактивность все чаще становится предметом пристального внимания. Ученые расходятся во мнении, позитивно или негативно гаджеты влияют на развитие психики ребенка, и какие виды медиаактивности положительно сказываются на успешности дошкольников.
Цель исследования: выявить различия в уровне развития умственных способностей старших дошкольников двух групп: использующих цифровые устройства преимущественно для просмотра мультфильмов и видео и использующих цифровые устройства преимущественно для видеоигр и приложений.
Описание хода исследования. В исследовании приняли участие 267 детей старшего дошкольного возраста и их родители. Родители заполняли опросник (Борцова, Некрасов, 2020), направленный на изучение преимущественного способа использования цифровых устройств ребенком и показателей экранного времени. Дети 5–7 лет были разделены на две группы: преимущественно просматривающих видео и мультфильмы (пассивное экранное время), и предпочитающих видеоигры и приложения (активное экранное время). Уровень развития умственных способностей детей изучался с помощью батареи методик, созданных под руководством Л.А. Венгера. По уровню развития воображения дети делились на три группы на основании результатов проведения методики «Дорисовывание» (Дьяченко, 2007). Результаты развития интеллектуальных и творческих способностей двух групп детей сравнивались при помощи t-критерия Стьюдента и однофакторного дисперсионного анализа.
Результаты исследования. Дети, использующие цифровые устройства преимущественно для видеоигр и приложений, имели более высокий уровень развития умственных способностей по сравнению с группой детей, использующих цифровые устройства преимущественно для просмотра мультфильмов и видео. Дети с низким уровнем развития невербального воображения проводили больше времени перед экранами цифровых устройств, чем дети со средним и высоким уровнем.
Выводы. Современные компьютерные игры и приложения обладают потенциалом для развития интеллектуальных способностей старших дошкольников. При этом взаимодействие с цифровыми устройствами отрицательно сказывается на развитии воображения.
Литература
- Бардина Р.И., Булычева А.И., Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В., Холмовская В.В. Диагностика умственного развития детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 6 лет). – М.: Серия «Психологическая диагностика». – 1996. – 113 с.
- Богачева Н.В., Войскунский А.Е. Компьютерные игры и креативность: позитивные аспекты и негативные тенденции [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. – 2017. – Т. 6. – №4. – С. 29–40. DOI: 10.17759/jmfp.2017060403
- Борцова М.В., Некрасов С.Д. Ребенок и гаджеты: практикум. Краснодар: Кубанский гос. ун-т. – 2020. – 30 с.
- Бухаленкова Д.А., Чичинина Е.А., Чурсина А.В., Веракса А.Н. Обзор исследований, посвященных изучению взаимосвязи использования цифровых устройств и развития когнитивной сферы у дошкольников // Science for Education Today. – 2021. – №3. – С. 7–25. DOI: 10.15293/2658-6762.2103.01
- Выготский Л.С. История развития высших психических функций. – М.: Юрайт, 2019. – 336 с.
- Денисенкова Н.С., Тарунтаев П.И. Роль взрослого в использовании ребенком цифровых устройств [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. – 2022. – Т. 11. – № 2. – С. 59–67. DOI: 10.17759/jmfp.2022110205
- Денисенкова Н.С., Федоров В.В. Сравнительный анализ уровня развития умственных способностей современных старших дошкольников и их сверстников, посещавших детские сады в последней трети ХХ века // Психологическая наука и образование. – 2021. – Т. 26. – № 3. – C 40–53 DOI: 1017759/pse2021260302
- Диагностика умственного развития дошкольников / Под. ред. Л.А. Венгера и В.В. Холмовской. – М.: Педагогика. – 1978. – 296 с.
- Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. Методическое пособие для воспитателей и родителей: практическое пособие. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2007. – 128 с.
- Индивидуальные особенности познавательного развития детей дошкольного возраста / Под ред. О.М. Дьяченко и Н.Е. Вераксы. – М.: Per Se, 2003. – 144 с.
- Клопотова Е.Е. Влияние компьютерных игр на развитие воображения у старших дошкольников // Педагогика способностей. К 70-летию О.М. Дьяченко. Материалы Всероссийского научно-практического семинара. – М.: МГППУ. – 2018. – 106 с.
- Красило Т.А. Взаимосвязь между частотой использования электронных гаджетов, включенностью в игровое взаимодействие и креативностью у дошкольников // Социальная психология и общество. – 2020. – Т. 11. – №1. – С. 144–158. DOI:10.17759/sps.2020110109
- Обухова Л.Ф., Ткаченко С.Б. Возможности использования компьютерных игр для развития перцептивных действий // Психологическая наука и образование. – 2008. – Т. 13. – №3. – С. 49–61.
- Психолог в дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т.В. Лаврентьевой. – М.: ГНОМ и Д, – 2002. – 144 с.
- Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред. Л.А. Венгера. – М.: Педагогика, 1986. – 224 с.
- Рекомендации по выявлению умственно одаренных детей дошкольного возраста / Под ред. О.М. Дьяченко, А.И. Булычевой. – М.: ПЭБ, 2007. – 120 с.
- Рубцова О.В. Цифровые технологии как новое средство опосредования (Ч. 1) // Культурно-историческая психология. – 2019. – Т. 15. – №3. – С. 117–124. DOI: 10.17759/chp.2019150312
- Слово и образ в решении познавательных задач дошкольниками / Под ред. Л.А. Венгера. – М.: ИНТОР, 1996. – 128 с.
- Смирнова Е.О., Матушкина Н.Ю., Смирнова С.Ю. Виртуальная реальность в раннем и дошкольном детстве // Психологическая наука и образование. – 2018. – Т. 23. – №3. – C. 42–53. DOI: 10.17759/pse.2018230304
- Солдатова Г.У. Цифровая социализация в культурно-исторической парадигме: изменяющийся ребенок в изменяющемся мире // Социальная психология и общество. – 2018. – Т. 9. – № 3. – С. 71–80. DOI: 10.17759/sps.2018090308
- Aladé, F., Lauricella, A.R., Beaudoin-Ryan, L., & Wartella, E. (2016). Measuring with Murray: Touchscreen technology and preschoolers’ STEM learning. Computers in Human Behavior, 62, 433-441. DOI: 10.1016/j.chb.2016.03.080
- Anderson, D.R., & Kirkorian, H.L. (2015). Media and cognitive development. In L.S. Liben, U. Muller, & R.H. Lerner (Eds.), Handbook of child psychology and developmental science: Cognitive processes: Vol. 2 (7th ed., pp. 949–994). Hoboken, NJ: JohnWiley & Sons Inc.
- Bulck, J. (Ed.). (2020). The International Encyclopedia of Media Psychology. DOI: /10.1002/9781119011071
- Fikkers, K.M., Piotrowski, J.T. & Valkenburg, P.M. (2019). Child’s Play? Assessing the Bidirectional Longitudinal Relationship between Gaming and Intelligence in Early Childhood. Journal of Communication, 69(2), pp.124–143. DOI: 10.1093/joc/jqz003.
- Fisch, S.M. (2004). Children’s learning from educational television. Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum Associates.
- Fleer, M. (2018). Examining the psychological content of digital play through Hedegaard’s model of child development. Learning, Culture and Social Interaction. 26. DOI: 10.1016/j.lcsi.2018.04.006.
- Genner, S., & Süss, D. (2017). Socialization as Media Effect. The International Encyclopedia of Media Effects, pp. 1–15. DOI:10.1002/9781118783764.wbieme0138
- Hu, B.Y., Johnson, G.K., Teo, T., & Wu, Z. (2020). Relationship Between Screen Time and Chinese Children’s Cognitive and Social Development. Journal of Research in Childhood Education, 34(2), 183–207. DOI:10.1080/02568543.2019.1702600
- Huber, B., Tarasuik, J., Antoniou, M.N., Garrett, C., Bowe, S.J., Kaufman, J., et al. (2016). Young children’s transfer of learning from a touchscreen device. Comput. Hum. Behav. 56, 56–64. DOI: 10.1016/j.chb.2015.11.010
- Jackson, L.A., & Games, A.I. (2015). Video Games and Creativity. Video Games and Creativity, 3–38. DOI: 10.1016/b978-0-12-801462-2.00001-1
- Mares, M., & Stephenson, L.J. (2017). Prosocial Media Use and Effects. The International Encyclopedia of Media Effects, 1–13. DOI:10.1002/9781118783764.wbieme0153
- Marsh, J., Plowman, L., Yamada-Rice, D., Bishop, J., Lahmar, J. and Scott, F. (2018). Play and creativity in young children’s use of apps. Br J Educ Technol, 49: 870-882. DOI: 10.1111/bjet.12622
- McNeill, J., Howard, S.J., Vella, S.A., & Cliff, D.P. (2019). Longitudinal Associations of Electronic Application Use and Media Program Viewing with Cognitive and Psychosocial Development in Preschoolers. Academic Pediatrics, 19(5), 520–528. DOI: 10.1016/j.acap.2019.02.010
- Piotrowski, J.T. (2017). Content Effects: Educational Media for Children. The International Encyclopedia of Media Effects, 1–13. DOI: 10.1002/9781118783764.wbieme0130
- Rueda, M.R., Rothbart, M.K., McCandliss, B.D., Saccomanno, L., & Posner, M.I. (2005). From The Cover: Training, maturation, and genetic influences on the development of executive attention. Proceedings of the National Academy of Sciences, 102(41), 14931–14936. DOI: 10.1073/pnas.0506897102
- Tarasuik, J., Demaria, A., & Kaufman, J. (2017). Transfer of Problem Solving Skills from Touchscreen to 3D Model by 3– to 6-Year-Olds. Frontiers in Psychology, 8. DOI: 10.3389/fpsyg.2017.01586
- Trick, L.M., Jaspers-Fayer, F., & Sethi, N. (2005). Multiple-object tracking in children: The “Catch the Spies” task. Cognitive Development, 20(3), 373–387. DOI: 10.1016/j.cogdev.2005.05.009
- Yeh, C. S.-H. (2015). Exploring the effects of videogame play on creativity performance and emotional responses. Computers in Human Behavior, 53, 396–407. DOI: 10.1016/j.chb.2015.07.024
- Комментарии