Технологии противодействия энтропии языковой личности
Скачать в формате PDF
Поступила:
15.02.2024
Принята к публикации:
06.05.2024
Дата публикации в журнале:
14.06.2024
DOI:
10.24412/2782-4519-2024-3123-16-27
Ключевые слова:
Для цитирования статьи:
Габдулхаков, В.Ф. (2024). Технологии противодействия энтропии языковой личности. Современное дошкольное образование, 18(3), 16–27. https://doi.org/10.24412/2782-4519-2024-3123-16-27
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная
Аннотация
Актуальность. Необходимость противодействовать энтропии языковой личности в билингвальной среде. Проблема заключается в том, что педагоги не всегда понимают, какие педагогические технологии могут противодействовать энтропии языковой личности ребенка дошкольного и младшего школьного возраста, на какие технологии можно ориентироваться в работе по развитию речи детей в двуязычной среде.
Цель. Показать результаты исследования по использованию технологий противодействия энтропии языковой личности детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях двуязычия. Энтропия языковой личности – это утрата ребенком-билингвом ранее сформированных вербально-семантических (билингвальных), когнитивных (национально-культурных), мотивационно-прагматических (функциональных – коммуникативных, креативных и др.) компетенций.
Методы. В качестве методов исследования были использованы: анкетирование, тестирование, педагогическое наблюдение, проверка выполнения грамматических и коммуникативных заданий с помощью традиционных методов анализа и нейросети (искусственного интеллекта), математическая обработка результатов.
Результаты. Тестовые и анкетные опросы педагогов – воспитателей детских садов (1348 респондентов) и учителей начальных классов (1368 респондентов) – показали преобладание в практике образовательной деятельности дошкольных учреждений и начальных школ трех групп технологий – интегрированных, дезинтегрированных (или параллельных), коммуникативных. Все эти технологии являются технологиями негэнтропии (противодействия) необратимым разрушительным явлениям в билингвальной коммуникативной деятельности детей: эти технологии поддерживают определенное равновесие и обеспечивают развитие билингвальной, этнической, функциональной компетентности детей. Было установлено, что на функциональную грамотность детей существенно влияет предметная, конечной целью которой является овладение связной речью (в форме текста или диалогического единства). Связная речь, сформированная в дошкольном возрасте, остается базовой основой для начальной школы и менее всего подвержена энтропии.
Выводы. Результаты исследования говорят о том, что в работе над предпосылками функциональной грамотности в детском саду и над функциональной грамотностью в начальной школе нельзя забывать о знаниях и представлениях детей в предметной области языка и коммуникаций: предметная грамотность является важным условием работы над функциональной грамотностью. Реализация этого условия способствует максимальной самореализации и развитию языковой личности в билингвальной, национально-культурной, функциональной сферах. Поэтому технологии формирования предметной грамотности должны учитывать требования функциональной грамотности. Сама же функциональная грамотность не должна рассматриваться в отрыве от предметной. Перспективными направлениями педагогического поиска могут стать парциальные программы, технологии, дидактические материалы формирования языковой личности ребенка в билингвальной среде.
Литература
Авдеенко, Н.А., Демидова, М.Ю., Ковалева, Г.С., Логинова, О.Б., Михайлова, А.М., Яковлева, С.Г. (2019). Основные подходы к оценке креативного мышления в рамках проекта «Мониторинг формирования функциональной грамотности». Отечественная и зарубежная педагогика, (4), 124–145.
Бершанская, О.Н., Еремина, Т.Ю., Кобелева, Г.А., Носова, Н.В., Окунева, С.А., Ряттель, А.В. (2022). Методические рекомендации функциональной грамотности обучающихся: Сборник методических рекомендаций. Киров: КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области».
Виноградова, Н.Ф., Кузнецова, М.И., Рожкова, М.В., Рыдзе, О.А. (2023). Система оценки предметных результатов обучения в начальной школе. Русский язык. Литературное чтение. Математика. Окружающий мир: методические рекомендации для учителя. Под ред. Н.Ф. Виноградовой. Москва: Институт стратегии развития образования.
Волосовец, Т.В. (2019). STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста. Парциальная модульная программа развития интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество: учебная программа. 2-е изд., стереотип. Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний.
Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Управление развитием функциональной грамотности». Казань, Казанский (Приволжский) федеральный университет. 27–28.11.2023. URL: https://fmc.hse.ru/mirror/pubs/share/873288105.pdf (дата обращения: 5.01.2024).
Габдулхаков, В.Ф. (2023). Русский национально-культурный код и его трансформация в условиях государственного двуязычия. В: Университет в эпоху педагогических новаций: сборник статей по итогам Второго профессорского педагогического форума (1–4 июня, 2023 г.), (С. 86–91). Москва: Российское профессорское собрание.
Габдулхаков, В.Ф. (2024). Энтропия функциональной и предметной грамотности в условиях преемственности дошкольного и начального образования. Современное дошкольное образование, (1), 32–43. https://doi.org/10.24412/2782-4519-2024-6114-42-53
Гафиятова, Э.В. (2014). Билингвальная профессиональная компетенция как условие успешной межкультурной коммуникации. Интеграция образования, (2), 82–88. https://doi.org/10.15507/Inted.075.018.201402.082
Гленсдорф, Я., Пригожин, Я. (1973). Термодинамическая теория структуры, устойчивости и флуктуации. Москва: Мир.
Даггэн, С. (2020). Искусственный интеллект в образовании: Изменение темпов обучения. Аналитическая записка ИИТО ЮНЕСКО. Ред. С.Ю. Князева. Москва: Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании.
Журавлева, В.В., Чуприна, А.А., Шубина, Л.Н. (2023). Формирование предпосылок функциональной грамотности дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО: учебно-методическое пособие. Ставрополь: СКИРО ПК и ПРО.
Забродина, Н.П. (2021). Читательская грамотность: пособие по развитию функциональной грамотности. Москва: Министерство просвещения РФ.
Зарипов, Р.Г. (2005). Новые меры и методы в теории информации. Казань: Изд-во Казан. гос. техн. ун-та.
Каплунов, В. Что такое социальная энтропия? URL: https://root.elima.ru/texts/?id=469 (дата обращения: 5.01.2024).
Карасик, В.И. (2002). Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград: Перемена.
Караулов, Ю.Н. (2019). Русский язык и языковая личность. Москва: ДИБРОКОМ.
Князева, Е.Н., Курдюмов, С.П. (2002). Основания синергетики. Режимы с обострением, самоорганизация, темпомиры. Санкт-Петербург: Алетейя.
Колмогоров, А.Н. (1987). Теория информации и теория алгоритмов. Москва: Наука.
Колмогоров, А.Н., Журбенко, И.Г., Прохоров, А.В. (2015). Введение в теорию вероятностей. Библиотечка КВАНТ, (4). Москва: МЦНМО.
Кондратенко, Е. (2022). Функциональная грамотность по ФГОС-2021: Что изменить в работе? Справочник заместителя директора школы, (5), 96–105.
Логинова, О.Б. (2021). Особенности заданий для формирования и оценки креативного мышления. Отечественная и зарубежная педагогика, 2(5), 160–174.
Лoтмaн, Ю.M. (1970). Структура художественного текста. Москва: Наука.
Методика педагогического измерения грамотности школьника в предметных областях научных знаний (2015). Часть 1. Учебно-методическое описание. Под общ. ред. С.А. Бояшовой. Санкт-Петербург: ГБОУ ДППО ЦПКС «Информационно-методический центр» Приморского района Санкт-Петербурга.
Некипелова, И.М. (2013). Признаки энтропии и негэнтропии в языковой системе. Современные исследования социальных проблем, (9), 12–20.
Пригожин, И., Стенгерс, И. (1986). Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. Под. ред. В.И. Аршинова, Ю.Л. Климонтовича и Ю.В. Сачкова. Москва: Прогресс.
Открытый банк заданий для оценки читательской грамотности (V–IX классы). ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений». URL: https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadani-chitatelskoi-gramotnosti (дата обращения: 5.01.2024).
Саночкина, Ю.В. (2020). Совершенствование методов управления инновационными процессами в экономических системах. Санкт-Петербург: ПЕТРОПОЛИС.
Тишков, В.А. (2019). Языковая ситуация и языковая политика в России (ревизия категорий и практик). Политические исследования, (3), 127–144.
Универсальные компетентности и новая грамотность: от лозунгов к реальности (2020). Под ред. М.С. Добряковой, И.Д. Фрумина. Москва: Изд. дом Высшей школы экономики.
Федеральная образовательная программа дошкольного образования (2023). ФОП ДО. Москва: ГНОМ.
Цыпкин, Я.З. (1995). Информационная теория идентификации. Москва: Наука. Физматлит.
Читательская грамотность (2022). Сборник эталонных заданий: учебное пособие. Под ред. Г.С. Ковалевой, Л.А. Рябининой. Москва; Санкт-Петербург: Просвещение.
Языковая личность: аспекты изучения (2017). В: Сборник научных статей памяти члена-корреспондента РАН Ю.Н. Караулова. Под ред. И.В. Ружицкого и Е.В. Потемкиной. Москва: МАКС Пресс.
Airaksinen T., Halinen I., Linturi H. (2017). Futuribles of learning 2030 – Delphi supports the reform of the core curricula in Finland. The European Journal of Futures Research, (5). https://doi.org/10.1007/s40309-016-0096-y
Coughlan S. (2017). How Canada became an education superpower. BBC. URL: http://www.bbc.com/news/business-40708421
Cousin, S. (2019). System leadership: policy and practice in the English Schools System. London: Bloomsbury.
EC Report (2018). Report on a literature review of reforms related to the 2006 European Framework of Key Competences for lifelong learning and the role of the Framework in these reforms. Publications Office of the European Union. URL: https://op.europa.eu/en/publication-detail/-/publication/bf6739aa-04a8-11e8-b8f5-01aa75ed71a1/langua...
EU Parliament (2018). What if technologies challenged our ethical norms? Scientific Foresight: What is? European Parliament. URL: http://www.europarl.europa.eu/RegData/etudes/ATAG/2018/624246/EPRS_ATA(2018)624246_EN.pdf
Edge Foundation (2017). Our Plan for 14-19 Education: Coherent, Unifi ed, Holistic. URL: http://www.edge.co.uk/sites/default/files/documents/our_plan_for_14-19_education_fi nal.pdf (access date: 21.08.2023).
Gress, D.R., Shin, J. (2016). Potential for knowledge in action? An analysis of Korean green energy related K3–12 curriculum and texts. Environmental Education Research, 23(6), 874–885. https://doi.org/10.1080/13504622.2016.1204987
Spours, K., Hodgson, A., Rogers, L. (2017). Education and training in England: The concept of an extended upper secondary education phase revisited. http://www.ucl.ac.uk/ioe/research/featured-research/14-19-education-training-england/pdf/14-19_educa... (access date: 21.08.2017).
Weili, Z. (2019). Epistemological flashpoint in China’s classroom reform: (How) can a “Confucian do-after-me pedagogy” cultivate critical thinking? Journal of Curriculum Studies. https://doi.org/10.1080/00220272.2019.1641844
You, J., Lee, H., Craig, C.J. (2019). Remaking textbook policy: analysis of national curriculum alignment in Korean school textbooks. Asia Pacific Journal of Education, 39(1), 14–30. https://doi.org/10.1080/02188791.2019.1572591
- Комментарии
Загрузка комментариев...