Журнал «Современное дошкольное образование»
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
ВКЛЮЧЕН В ПЕРЕЧЕНЬ ВАК ПРИ МИНОБРНАУКИ РФ
RU EN
ISSN 2782-4519 (Print) 16+
ISSN 2949-5962 (Online)
Войти
Поиск
О журнале
  • О журнале
  • История журнала
  • Индексирование
  • Открытый доступ
  • Редакционная этика и политика
  • Рецензирование
  • Подписка
  • Партнеры
Новости
Редакция
  • Главный редактор
  • Редакционный Совет
  • Редакция
  • Контакты
Авторам
  • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
  • Подача рукописи
  • Договор-оферта
  • Подать статью
Номера журнала
  • Все номера
  • Все статьи
  • Статьи по авторам
  • Рубрики
  • Подкасты
Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Меню  
    • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Редакция
      • Контакты
    • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Поиск
    Кабинет
    ISSN 2782-4519 (Print) 16+
    ISSN 2949-5962 (Online)
    Вход
    Регистрация
    • О журнале
      • Назад
      • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Назад
      • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Редакция
      • Контакты
    • Авторам
      • Назад
      • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Назад
      • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    • Мой кабинет
    Москва, Проспект Маршала Жукова, д.78, корп.2
    journal@msbook.ru
    ГЛАВНАЯ НОМЕРА ЖУРНАЛА МОИ СТАТЬИ КАБИНЕТ
    • Главная
    • Номера журнала
    • Все статьи журнала
    • Все статьи
    • Теоретик, экспериментатор, учитель: к 100-летию со дня рождения Л.А. Венгера

    Теоретик, экспериментатор, учитель: к 100-летию со дня рождения Л.А. Венгера

    Теоретик, экспериментатор, учитель: к 100-летию со дня рождения Л.А. Венгера
    Скачать в формате PDF
    Поступила: 14.05.2025
    Принята к публикации: 15.07.2025
    Дата публикации в журнале: 20.08.2025
    DOI: 10.24412/2782-4519-2025-4130-4-14
    Ключевые слова: Леонид Абрамович Венгер сенсорные эталоны наглядно-образные модели дошкольное образование одаренные дети
    Для цитирования статьи:
    Денисенкова, Н.С., Пороцкая, Е.Л. (2025). Теоретик, экспериментатор, учитель: к 100-летию со дня рождения Л.А. Венгера. Современ­ное дошкольное образование, 19(4), 4–14. https://doi.org/10.24412/2782-4519-2025-4130-4-14

    Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная

    СДО - 2025. - №4
    Денисенкова Наталья Сергеевна
    кандидат психологических наук, профессор кафедры социальной психологии развития факультета социальной психологии, Московский психолого-педагогический университет, Москва, Российская Федерация

    Пороцкая Евгения Леонидовна
    кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии факультета клинической психологии, Научно-образовательный институт социальных, гуманитарных и экономических наук им. А.П. Чехова, Российский университет медицины, Москва, Российская Федерация

    Аннотация

    Актуальность. Сохранение самоценности дошкольного детства, максимальное использование особенностей возраста для когнитивного и личностного развития ребенка является важной задачей современной психологии и педагогики. Именно сейчас, когда многие родители стремятся научить своих малышей читать и считать, начиная с трех лет, а то и раньше, когда гаджеты, интернет и искусственный интеллект становятся частью нашей жизни, актуализируется задача поиска методов и такой образовательной работы, которая обеспечивала бы познавательное развитие дошкольников при сохранении форм, специфичных для этого возраста.

    Цель. Научное осмысление трудов Л.А. Венгера, изучение взаимосвязи биографических событий с исследовательскими идеями, определение направлений творческого потенциала в актуальной ситуации развития психологии и педагогики.

    Методы. Ретроспективный анализ биографии и творчества Венгера в аспектах его вклада в развитие теории и практики дошкольного образования.

    Результаты. Изучение научного наследия Венгера позволило выявить специфику понимания им развития способностей в дошкольном детстве. Ученый рассматривал познавательное развитие дошкольника сквозь призму развития разного вида общих способностей. Так вслед за своим учителем А.В. Запорожцем Венгер рассматривал сенсорные способности как перцептивные дейст­вия, которые усваиваются ребенком в процессе овладения сенсорными эталонами. Развитие познавательных способностей происходит через овладение и использование наглядно-образных моделей (схем, чертежей, планов и др.). Развитие творческих способностей происходит на основе овладения действий с образами, при этом в старшем дошкольном возрасте присоединяются и речевые средства.

    Несомненной заслугой Венгера является то, что для развития каждого вида способностей были детально прописаны механизмы, описаны не только средства, но и выявлен онтогенез соответствующих действий. Опирающиеся на эти механизмы образовательные системы получили признание в педагогическом сообществе, а диагностические системы — в психологическом. При этом важное значение для дальнейшего изучения имеет вопрос развития способностей дошкольника на современном этапе, в условиях детства, протекающего зачастую с избыточным присутствием гаджетов, но недостаточно насыщенного игрой и специфическими детскими продуктивными видами деятельности.

    Выводы. Представленная в исследованиях Венгера концепция развития способностей способствует решению таких фундаментальных задач психологии, как соотношение обучения и развития; сохранение самоценности дошкольного детства в условиях адекватной образовательной работы; развитие воображения и творчества ребенка. Идеи Венгера, несомненно, сохраняют свою актуальность, а его дело продолжается его последователями и учениками.

    Current View
    Current View

    Enter the password to open this PDF file:

    File name:

    -

    File size:

    -

    Title:

    -

    Author:

    -

    Subject:

    -

    Keywords:

    -

    Creation Date:

    -

    Modification Date:

    -

    Creator:

    -

    PDF Producer:

    -

    PDF Version:

    -

    Page Count:

    -

    Preparing document for printing...
    0%

    Литература

    Аванесова, В.Н., Венгер, Л.А., Запорожец, А.В. (1965). Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. Под ред. А.П. Усовой, Н.П. Сакулиной. Москва: Изд-во «Просвещение».

    Венгер, Л.А., Дьяченко, О.М., Говорова, Р.И., Цеханская, Л.И. (1994). Угадай, как нас зовут: Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Книга для воспитателей детского сада и родителей. 2-е изд. Москва: Изд-во «Просвещение». URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01001695024 (дата обращения: 10.02.2025).

    Венгер, А.Л., Венгер, Л.А. (2010). Домашняя школа мышления. Москва: Изд-во «Дрофа». URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01004576406 (дата обращения: 10.02.2025).

    Венгер, Л.А., Дьяченко, О.М., Агаева, Е.Л., Булычева, А.И., Говорова, Р.И. и др. (1995). Программа «Одаренный ребенок»: основные положения. Москва: Изд-во «Новая школа». URL: http://elib.edurm.ru/lib/document/EK/C7C03E95-0D58-471F-B3CB-6DCEDEA5EEAB (дата обращения: 09.02.2025).

    Венгер, Л.А., Дьяченко, О.М., Агаева, Е.Л., Бурлакова, И.А., Булычева, А.И. и др. (1994). Программа «Развитие» (основные положения). Москва: Изд-во «Новая школа». URL: http://elib.edurm.ru/lib/document/EK/1EB68401-DCE4-49AB-BD26-80557EAA9943 (дата обращения: 09.02.2025).

    Венгер, Л.А., Мухина, В.С. (1988). Психология. Москва: Изд-во «Просвещение». URL: https://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=19330 (дата обращения: 08.02.2025).

    Венгер, Л.А., Пилюгина, Э.Г., Венгер, Н.Б. (1988). Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Книга для воспитателя дет. сада. Под ред. Л.А. Венгера. Москва: Изд-во «Просвещение». URL: http://elib.old.gnpbu.ru/text/vygotsky_ss-v-6tt_t3_1983https://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=9846 (дата обращения: 10.02.2025).

    Венгер, Л.А. (1969). Восприятие и обучение (дошкольный возраст). Москва: Изд-во «Просвещение». URL: https://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=19783 (дата обращения: 10.02.2025).

    Венгер, Л.А. (1973). Педагогика способностей. Москва: Изд-во «Знание». URL: https://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=67574 (дата обращения: 10.02.2025).

    Венгер, Л.А. (2010). Вот и вышел человечек… Москва: Изд-во «Карапуз». URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01004915998 (дата обращения: 10.02.2025).

    Выготский, Л.С. (2025). История развития высших психических функций. Москва: Изд-во «Юрайт». URL: https://urait.ru/bcode/562587 (дата обращения: 08.02.2025).

    Выготский, Л.С. (1983). Собрание сочинений: в 6 томах. Т. 3. Проблемы развития психики. Москва: Изд-во «Педагогика». URL: http://elib.old.gnpbu.ru/text/vygotsky_ss-v-6tt_t3_1983 (дата обращения: 10.02.2025).

    Генезис сенсорных способностей (1976). Под ред. Л.А. Венгера. Москва: Изд-во «Педагогика». URL: https://psychlib.ru/mgppu/vgs-001/vgs-001.htm#$p1 (дата обращения: 10.02.2025).

    Денисенкова, Н.С., Федоров, В.В. (2024). Современная стандартизация методик Л.А. Венгера, направленных на диагностику развития умственных способностей и произвольности детей старшего дошкольного возраста. Вестник практической психологии образования, 21(4), 200–218. https://doi: 10.17759/bppe.2024210418

    Диагностика умственного развития дошкольников. (1978). Под ред. Л.А. Венгера, В.В. Холмов­ской. Москва: Изд-во «Педагогика». URL: https://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=9904 (дата обращения: 08.02.2025).

    Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников (пособие для воспитателя детского сада) (1973). Под ред. Л.А. Венгера. Москва: Изд-во «Просвещение». URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01007622196 (дата обращения: 08.02.2025).

    Дьяченко, О.М. (2008) Развитие воображения дошкольника. Москва: Изд-во «МОЗАИКА-СИНТЕЗ». URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01003501509 (дата обращения: 10.02.2025).

    Запорожец, А.В. (1986). Избранные психологические труды. В 2 томах. Том 1. Психическое развитие ребенка. Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. Москва: Изд-во «Педагогика». URL: https://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=26481 (дата обращения: 10.02.2025).

    Запорожец, А.В., Венгер, Л.А., Зинченко, В.П., Рузская, А.Г. (1967). Восприятие и действие. Под ред. А.В. Запорожца. Москва: Изд-во «Просвещение». URL: https://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=12435 (дата обращения: 10.02.2025).

    Знакомимся с программой «Развитие»: Пособие для воспитателей и родителей (2001). Под ред. О.М. Дьяченко, Н.С. Денисенковой. Москва: Изд-во «Гном и Д». URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01000751435 (дата обращения: 10.02.2025).

    Индивидуальные особенности познавательного развития детей дошкольного возраста (2003). Под ред. Н.Е. Вераксы, О.М. Дьяченко. Москва: Изд-во «Per Se». URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01002380155 (дата обращения: 10.02.2025).

    Леонтьев, А.Н. (1977). Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. Москва: Изд-во «Политиздат». URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01007661707 (дата обращения: 08.02.2025).

    Одаренный ребенок (1997). Под ред. О.М. Дьяченко. Москва: Изд-во «МОиПК». URL: http://lib.mgppu.ru/opacunicode/app/index.php?url=/notices/index/IdNotice:18312/Source:default (дата обращения: 08.02.2025).

    Проблемы формирования познавательных способностей в дошкольном возрасте (на материале овладения действиями пространственного моделирования): Сборник научных трудов (1980). Под ред. Л.А. Венгера. Москва: Изд-во НИИОП. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01001017877 (дата обращения: 08.02.2025).

    Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов (1964). Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. Москва: Изд-во «Просвещение». URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01006063679 (дата обращения: 10.02.2025).

    Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания (1986). Под ред. Л.А. Венгера. Москва: Изд-во «Педагогика». URL: https://psychlib.ru/mgppu/vrp-1986/rpv-001.htm#$p1 (дата обращения: 10.02.2025).

    Развитие: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. (2015). Под ред. А.И. Булычевой. Москва: НОУ «УЦ им. Л.А. Венгера «Развитие», URL:http://www.venger-center.ru/программа%20развитие.htm (дата обращения: 10.02.2025).

    Рекомендации по выявлению умственно одаренных детей дошкольного возраста (2002). Под ред. О.М. Дьяченко, А.И. Булычева. Москва: Изд-во МГППИ. URL: http://lib.mgppu.ru/opacunicode/index.php?url=/notices/index/IdNotice:18318/Source:default (дата обращения: 10.02.2025).

    Слово и образ в решении познавательных задач дошкольниками: Сборник статей. (1996). Под ред. Л.А. Венгера. Москва: Изд-во ИНТОР. URL: http://lib.mgppu.ru/opacunicode/index.php?url=/notices/index/IdNotice:10614/Source:default (дата обращения: 11.02.2025).

    Формирование восприятия у дошкольника. (1968). Под ред. А.В. Запорожца и Л.А. Венгера. Москва: Изд-во «Просвещение». URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01006492784 (дата обращения: 11.02.2025).

    Памяти Александры Абрамовны Катаевой-Венгер. URL: https://jennyferd.livejournal.com/44147.html (дата обращения: 11.02.2025).

    Выберите один из подарков
    Выберите один из товаров, чтобы получить подарок
    • Комментарии
    Загрузка комментариев...
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    © 2007 - 2024. Активная ссылка на sdo-journal.ru обязательна.
    Политика конфиденциальности

    О ЖУРНАЛЕ
    О ЖУРНАЛЕ
    О журнале
    Редакция
    Новости
    Контакты
    СТАТЬИ
    СТАТЬИ
    Все статьи
    Номера
    Статьи по авторам
    Статьи по рубрикам
    АВТОРАМ
    АВТОРАМ
    Информация для авторов
    Подать статью