Теоретик, экспериментатор, учитель: к 100-летию со дня рождения Л.А. Венгера

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная
Аннотация
Актуальность. Сохранение самоценности дошкольного детства, максимальное использование особенностей возраста для когнитивного и личностного развития ребенка является важной задачей современной психологии и педагогики. Именно сейчас, когда многие родители стремятся научить своих малышей читать и считать, начиная с трех лет, а то и раньше, когда гаджеты, интернет и искусственный интеллект становятся частью нашей жизни, актуализируется задача поиска методов и такой образовательной работы, которая обеспечивала бы познавательное развитие дошкольников при сохранении форм, специфичных для этого возраста.
Цель. Научное осмысление трудов Л.А. Венгера, изучение взаимосвязи биографических событий с исследовательскими идеями, определение направлений творческого потенциала в актуальной ситуации развития психологии и педагогики.
Методы. Ретроспективный анализ биографии и творчества Венгера в аспектах его вклада в развитие теории и практики дошкольного образования.
Результаты. Изучение научного наследия Венгера позволило выявить специфику понимания им развития способностей в дошкольном детстве. Ученый рассматривал познавательное развитие дошкольника сквозь призму развития разного вида общих способностей. Так вслед за своим учителем А.В. Запорожцем Венгер рассматривал сенсорные способности как перцептивные действия, которые усваиваются ребенком в процессе овладения сенсорными эталонами. Развитие познавательных способностей происходит через овладение и использование наглядно-образных моделей (схем, чертежей, планов и др.). Развитие творческих способностей происходит на основе овладения действий с образами, при этом в старшем дошкольном возрасте присоединяются и речевые средства.
Несомненной заслугой Венгера является то, что для развития каждого вида способностей были детально прописаны механизмы, описаны не только средства, но и выявлен онтогенез соответствующих действий. Опирающиеся на эти механизмы образовательные системы получили признание в педагогическом сообществе, а диагностические системы — в психологическом. При этом важное значение для дальнейшего изучения имеет вопрос развития способностей дошкольника на современном этапе, в условиях детства, протекающего зачастую с избыточным присутствием гаджетов, но недостаточно насыщенного игрой и специфическими детскими продуктивными видами деятельности.
Выводы. Представленная в исследованиях Венгера концепция развития способностей способствует решению таких фундаментальных задач психологии, как соотношение обучения и развития; сохранение самоценности дошкольного детства в условиях адекватной образовательной работы; развитие воображения и творчества ребенка. Идеи Венгера, несомненно, сохраняют свою актуальность, а его дело продолжается его последователями и учениками.
Литература
Аванесова, В.Н., Венгер, Л.А., Запорожец, А.В. (1965). Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. Под ред. А.П. Усовой, Н.П. Сакулиной. Москва: Изд-во «Просвещение».
Венгер, Л.А., Дьяченко, О.М., Говорова, Р.И., Цеханская, Л.И. (1994). Угадай, как нас зовут: Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Книга для воспитателей детского сада и родителей. 2-е изд. Москва: Изд-во «Просвещение». URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01001695024 (дата обращения: 10.02.2025).
Венгер, А.Л., Венгер, Л.А. (2010). Домашняя школа мышления. Москва: Изд-во «Дрофа». URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01004576406 (дата обращения: 10.02.2025).
Венгер, Л.А., Дьяченко, О.М., Агаева, Е.Л., Булычева, А.И., Говорова, Р.И. и др. (1995). Программа «Одаренный ребенок»: основные положения. Москва: Изд-во «Новая школа». URL: http://elib.edurm.ru/lib/document/EK/C7C03E95-0D58-471F-B3CB-6DCEDEA5EEAB (дата обращения: 09.02.2025).
Венгер, Л.А., Дьяченко, О.М., Агаева, Е.Л., Бурлакова, И.А., Булычева, А.И. и др. (1994). Программа «Развитие» (основные положения). Москва: Изд-во «Новая школа». URL: http://elib.edurm.ru/lib/document/EK/1EB68401-DCE4-49AB-BD26-80557EAA9943 (дата обращения: 09.02.2025).
Венгер, Л.А., Мухина, В.С. (1988). Психология. Москва: Изд-во «Просвещение». URL: https://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=19330 (дата обращения: 08.02.2025).
Венгер, Л.А., Пилюгина, Э.Г., Венгер, Н.Б. (1988). Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Книга для воспитателя дет. сада. Под ред. Л.А. Венгера. Москва: Изд-во «Просвещение». URL: http://elib.old.gnpbu.ru/text/vygotsky_ss-v-6tt_t3_1983https://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=9846 (дата обращения: 10.02.2025).
Венгер, Л.А. (1969). Восприятие и обучение (дошкольный возраст). Москва: Изд-во «Просвещение». URL: https://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=19783 (дата обращения: 10.02.2025).
Венгер, Л.А. (1973). Педагогика способностей. Москва: Изд-во «Знание». URL: https://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=67574 (дата обращения: 10.02.2025).
Венгер, Л.А. (2010). Вот и вышел человечек… Москва: Изд-во «Карапуз». URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01004915998 (дата обращения: 10.02.2025).
Выготский, Л.С. (2025). История развития высших психических функций. Москва: Изд-во «Юрайт». URL: https://urait.ru/bcode/562587 (дата обращения: 08.02.2025).
Выготский, Л.С. (1983). Собрание сочинений: в 6 томах. Т. 3. Проблемы развития психики. Москва: Изд-во «Педагогика». URL: http://elib.old.gnpbu.ru/text/vygotsky_ss-v-6tt_t3_1983 (дата обращения: 10.02.2025).
Генезис сенсорных способностей (1976). Под ред. Л.А. Венгера. Москва: Изд-во «Педагогика». URL: https://psychlib.ru/mgppu/vgs-001/vgs-001.htm#$p1 (дата обращения: 10.02.2025).
Денисенкова, Н.С., Федоров, В.В. (2024). Современная стандартизация методик Л.А. Венгера, направленных на диагностику развития умственных способностей и произвольности детей старшего дошкольного возраста. Вестник практической психологии образования, 21(4), 200–218. https://doi: 10.17759/bppe.2024210418
Диагностика умственного развития дошкольников. (1978). Под ред. Л.А. Венгера, В.В. Холмовской. Москва: Изд-во «Педагогика». URL: https://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=9904 (дата обращения: 08.02.2025).
Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников (пособие для воспитателя детского сада) (1973). Под ред. Л.А. Венгера. Москва: Изд-во «Просвещение». URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01007622196 (дата обращения: 08.02.2025).
Дьяченко, О.М. (2008) Развитие воображения дошкольника. Москва: Изд-во «МОЗАИКА-СИНТЕЗ». URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01003501509 (дата обращения: 10.02.2025).
Запорожец, А.В. (1986). Избранные психологические труды. В 2 томах. Том 1. Психическое развитие ребенка. Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. Москва: Изд-во «Педагогика». URL: https://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=26481 (дата обращения: 10.02.2025).
Запорожец, А.В., Венгер, Л.А., Зинченко, В.П., Рузская, А.Г. (1967). Восприятие и действие. Под ред. А.В. Запорожца. Москва: Изд-во «Просвещение». URL: https://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=12435 (дата обращения: 10.02.2025).
Знакомимся с программой «Развитие»: Пособие для воспитателей и родителей (2001). Под ред. О.М. Дьяченко, Н.С. Денисенковой. Москва: Изд-во «Гном и Д». URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01000751435 (дата обращения: 10.02.2025).
Индивидуальные особенности познавательного развития детей дошкольного возраста (2003). Под ред. Н.Е. Вераксы, О.М. Дьяченко. Москва: Изд-во «Per Se». URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01002380155 (дата обращения: 10.02.2025).
Леонтьев, А.Н. (1977). Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. Москва: Изд-во «Политиздат». URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01007661707 (дата обращения: 08.02.2025).
Одаренный ребенок (1997). Под ред. О.М. Дьяченко. Москва: Изд-во «МОиПК». URL: http://lib.mgppu.ru/opacunicode/app/index.php?url=/notices/index/IdNotice:18312/Source:default (дата обращения: 08.02.2025).
Проблемы формирования познавательных способностей в дошкольном возрасте (на материале овладения действиями пространственного моделирования): Сборник научных трудов (1980). Под ред. Л.А. Венгера. Москва: Изд-во НИИОП. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01001017877 (дата обращения: 08.02.2025).
Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов (1964). Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. Москва: Изд-во «Просвещение». URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01006063679 (дата обращения: 10.02.2025).
Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания (1986). Под ред. Л.А. Венгера. Москва: Изд-во «Педагогика». URL: https://psychlib.ru/mgppu/vrp-1986/rpv-001.htm#$p1 (дата обращения: 10.02.2025).
Развитие: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. (2015). Под ред. А.И. Булычевой. Москва: НОУ «УЦ им. Л.А. Венгера «Развитие», URL:http://www.venger-center.ru/программа%20развитие.htm (дата обращения: 10.02.2025).
Рекомендации по выявлению умственно одаренных детей дошкольного возраста (2002). Под ред. О.М. Дьяченко, А.И. Булычева. Москва: Изд-во МГППИ. URL: http://lib.mgppu.ru/opacunicode/index.php?url=/notices/index/IdNotice:18318/Source:default (дата обращения: 10.02.2025).
Слово и образ в решении познавательных задач дошкольниками: Сборник статей. (1996). Под ред. Л.А. Венгера. Москва: Изд-во ИНТОР. URL: http://lib.mgppu.ru/opacunicode/index.php?url=/notices/index/IdNotice:10614/Source:default (дата обращения: 11.02.2025).
Формирование восприятия у дошкольника. (1968). Под ред. А.В. Запорожца и Л.А. Венгера. Москва: Изд-во «Просвещение». URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01006492784 (дата обращения: 11.02.2025).
Памяти Александры Абрамовны Катаевой-Венгер. URL: https://jennyferd.livejournal.com/44147.html (дата обращения: 11.02.2025).
- Комментарии

