Томтосова Е.А. Влияние традиционных практик воспитания дошкольников на развитие воспитательного пространства кочевого арктического региона
Скачать в формате PDF
Поступила:
16.04.2023
DOI:
10.24412/2782-4519-2023-3117-44-55
Ключевые слова:
Для цитирования статьи:
Томтосова Е.А. Влияние традиционных практик воспитания дошкольников на развитие воспитательного пространства кочевого арктического региона // Современное дошкольное образование. – 2023. – №3(117). – С. 44–55. DOI: 10.24412/2782-4519-2023-3117-44-55
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная
Аннотация
Актуальность. Социокультурные процессы, происходящие в арктическом регионе, обуславливают изменение роли арктических народов в современном мире и отношение к ним, способствуют осмыслению и принятию новых образовательных процессов и явлений в воспитании народов Севера. Вместе с тем для эффективного воспитания детей и школьников, развития их личности значим традиционный опыт поколений. Одним из современных механизмов развития личности ребенка и взрослого, их позитивных межпоколенных отношений является воспитательное пространство. В статье представлены результаты практико-ориентированного исследования, нацеленного на выявление традиционных практик воспитания северян и характеристику перспектив их использования для развития субъектов воспитательного пространства кочевого арктического региона.
Цель исследования: выявление традиционных практик воспитания северян и определение перспектив их использования для развития кочевого воспитательного пространства арктического региона.
Ход исследования. Проанализированы отечественные и зарубежные исследования, посвященные проблеме актуализации и использования дошкольной образовательной организацией социокультурных ресурсов для создания воспитательного пространства малонаселенной арктической кочевой территории: оригинальных образцов знаний и установок, языка и культуры, моделей поведения и отношений, самобытных арктических воспитательных практик. С 2018 по 2021 гг. осуществлялся мониторинг традиционных практик воспитания. Выявленные практики использовались работающими вахтовым методом в кочевых территориях Республики Саха (Якутия) педагогами следующих образовательных организаций: школа–дошкольная организация «Айлик» Томпонского улуса; Эвенская кочевая школа–дошкольная организация «Нэргэт» Кобяйского района (Себян-Кель); начальная школа–дошкольная организация кочевого сообщества сложившейся родовой общины «Нутендли» Нижнеколымского района; школа–дошкольная организация «Куонэл-экэн» Оленекского района.
Методы исследования: анализ педагогической литературы, систематизация опыта дошкольных организаций Якутии, включенное наблюдение жизнедеятельности кочевья, анкетирование и опросы местных жителей кочевья, опытная работа по внедрению полученных результатов в педагогическую практику, экспертное оценивание результатов использования воспитательных практик.
Результаты исследования. Дано определение понятиям «воспитательное пространство кочевой территории», «событийные практики воспитания дошкольников-северян». Проведен анализ потенциала воспитательных практик с использованием родного языка, народной музыки, песен, фольклора; годового календаря; традиций хозяйствования кочевых народов. Определены критерии и показатели оценки воспитательной деятельности в стационарных поселковых организациях и в условиях кочевья. Проведены опросы педагогических работников по оценке эффективности воспитательной деятельности. Отмечены положительные результаты в кочевых образовательных структурах: до 30% показателей в поселковых дошкольных образовательных организациях уступают аналогичным показателям в кочевых структурах. Результаты подтверждены методами математической статистики.
Выводы. Возрождение исконных традиционных практик воспитания, определяющих самосознание северных народов, их образ жизни, восприятие мирового пространства, мысли, чувства, использование их в развивающемся воспитательном пространстве региона могут сегодня кардинально изменить ситуацию с поиском смыслов жизненного и образовательного пути ребенка-северянина. Межпоколенная трансляция от взрослого к ребенку особенностей и сложившегося опыта кочевья сопровождается формированием совокупности взглядов, характеризующих особенности развития той или иной национально-этнической группы. Она становится основой развития воспитательного пространства кочевой территории как механизма развития личности: самостоятельности ребенка, субъектности взрослого, прочее.
Литература
- Алексеев А.А. Эвены Верхоянья: история и культура (конец XIX – 80-е гг. XX в.). – СПб.: ВВМ, 2006. – 248 с.
- Анцыпирович О.Н. Формирование основ музыкальной культуры старших дошкольников средствами музыкального фольклора: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Минск, 2017.
- Афанасьева Л.И., Маркова О.П. Влияние национальных традиций на воспитание детей в якутских семьях // Научно-метод. электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т.30. – С. 250–253. URL: http://e-koncept.ru/2016/56628.htm (дата обращения: 05.08.2022).
- Винокурова У.А. Воспитание и образование детей у народов Севера. – Якутск: Бичик, 1997. – 172 с.
- Иванищенко В.Ф. Эколого-этнографический календарь эвенков Амурской области // Дорохинские чтения: сб. науч. ст. Благовещенск – Албазино, 2008. Вып. 2. – С. 78–88.
- Никитина Р.С., Кривошапкин А.В. Программа обучения и воспитания детей в духе предков для 1–4 классов кочевой школы народов Севера. – М., 1993. – 46 с.
- Педан В.А. Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников на основе событийных сетей: автореф. дис. … канд. пед. наук. – СПб.; М., 2017.
- Семенова Л.А., Максимова Л.И. Содержание рабочей программы педагога кочевой группы детского сада // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 4-1. – С. 112–114. URL: http://science-pedagogy.ru/ ru/article/view?id=2077 (дата обращения: 11.02.2023).
- Стратегия социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на период до 2030 г. с определением целевого видения до 2050 г. URL: http://old.economy.gov.ru/minec/resources/4b4ebe75-303e-431e-97a8-c49be 4b77939/sakha.pdf (дата обращения: 23.10.2022).
- Сусой Е.Г. Из глубины веков. – Тюмень: ИПОС РАН, 1994. – 176 с.
- Улей А. Письмо Абрама Улей из села Тилички, Олюторский район Камчатки // Северные просторы. – 1996. – №1–2. – С. 79.
- Aydin M.K., Aydin H. (ed.) Multicultural Education: Diversity, Pluralism, and Democracy. An International Perspective Saarbrucken: LAP Lambert Academic Publishing, 2013. Р. 55–91.
- Aydin, H. Graduate students’ perceptions on multicultural education: a qualitative case study / H. Aydin, B. Tonbuloglu // Eurasian Journal of Educational Research. 2014. Vol. 14. Issue 57. р. 29-50. DOI: 10.14689/ejer.2014.57.3
- Carola Conle M.D. Appraising the etos of experiential narratives: Key aspects of a methodological challenge // Teacher and Teacher Education. 2009. Vol. 59. №2. р. 41-65.
- Kuznetsova, V., Tyakht, A., Akhmadishina, L., Alexeev, D., Karganova, G. Promoting educational access for the indigenous reindeer herders, fisherpeople and hunters in the nomadic schools of Yakutia, Russian federation // Orphanet Journal of Rare Diseases. 2020. 15(1). р. 327.
- Nieto S. Affirming diversity: the sociopolitical context of multicultural education. Boston: Pearson Allyn & Bacon, 2004. 464 p.
- Sinclair M. Learning to live together: Building skills, Values and Attitudes for the twenty-first century / M. Sin-clear. – UNESCO: International Bureau of Edu-cation, Geneva, 2004. – 167 p. – URL: http://s3.amazonaws.com/inee-assets/resour-ces/doc_1_48_Learning_to_Live_Together.pdf (дата обращения: 08.11.2022).
- Yakushkina M.S., Ilakavichus M.R., and Amburtseva N.I. Modeling Event Networks for a Different-Age Communities in the International Educational Space // Proceedings of the International Conference on the Development of Education in Eurasia (ICDEE 2019) Advances in Social Science, Education and Humanities Research DOI https://doi.org/10.2991/icdee-19.2019.2
- Yakushkina, M., Ilakavichus, M., Shaposhnikova, T., Myasnikov, V.A. Network routes of non-formal education for different age community of the CIS countries: (Multipolar and interdisciplinary approaches) // Espacios, 2018, 39(5), р. 33
- Zhirkova Z., Yakushkina M. Realization of the Pedagogical Potential of Ethnocultural Traditions of the Nomadic Peoples of the North in a Regional Educational Space //International Conference on the Development of Education in Russia and the CIS Member States (ICEDER 2018). – Atlantis Press, 2018. https://doi.org/10.2991/iceder-18.2018.1 https://www.atlantis-press.com/procee-dings/iceder-18/55908040
- Комментарии
Загрузка комментариев...