Веракса Н.Е. Дошкольное образование сегодня: тенденции и проблемы
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная
Полный текст статьи
Человечество все более пристально начинает всматриваться в процессы, влияющие на развитие ребенка в дошкольном детстве. Социальная значимость этого этапа постоянно возрастает. Соответственно возрастает и роль дошкольного образования как фактора успешности детского развития. При этом отчетливо выражена тенденция к рассмотрению дошкольного образования не только как ступени общего образования, но как обязательной формы обучения и воспитания детей младшего возраста.
Значимость дошкольного образования предполагает и ответственность за эффективность его финансирования. Поэтому все больше специалистов вовлекается в сферу оценки качества дошкольного образования. Если первоначально оценивалась преимущественно доступность дошкольного образования, то в настоящее время разрабатываются и совершенствуются системы оценки качества. Так, в различных странах применяется Шкала рейтинговой оценки среды развития детей младшего возраста (ECERS). С ее помощью проводится оценка услуг, которые предоставляются образовательными учреждениями. Еще одним примером оценки качества образовательных услуг является методика ECD-QUAT, согласно которой оценивается дружелюбность отношения к детям, связь образовательного учреждения с другими структурами и т.д.
Кроме традиционных методик типа шкалы Векслера (WPPSI), используются опросники. Например, опросник для выявления детской психопатологии «Устойчивость и поведенческие проблемы» (SDQ). Среди опросников особое место занимает методика аутентичной оценки, примером которой является система «The Work Sampling System (WSS)». Она основана на наблюдениях педагога, который оценивает детей по 7 сферам: личностное и социальное развитие, речь и грамотность, математическое мышление, научное мышление, социальные навыки, искусство, физическое развитие. Педагоги заполняют опросник, не тестируя детей.
Предметом внимания специалистов становится социальная ситуация развития детей дошкольного возраста. Появление Интернета, мобильных телефонов, детской рекламы, многочисленных телевизионных программ и т. д. размывает традиционные аутентичные культурные формы и содержание общения детей и взрослых. Детям предлагается другая система ценностей, предвидеть последствия освоения которой возможно далеко не всегда. Исследование феноменов поведения детей в новых условиях становится крайне актуальным. Оно позволяет хоть как-то наметить поле возможных проблем, с которым столкнутся современные родители и педагоги.
Содержание дошкольного образования продолжает оставаться актуальной проблемой. При этом довольно отчетливо выделяется ряд моментов. Прежде всего, вовлечение в образовательный процесс детей все более ранних возрастов. Отчасти этому способствуют получаемые в строгих научных экспериментах данные, указывающие на большие познавательные возможности ребенка, начиная с первых дней жизни. Они прямо или косвенно влияют на стремление начать обучение детей как можно раньше, чтобы не упустить время. Однако формы репрезентации, на которых основывается ролевая игра, появляются в онтогенезе относительно поздно. Поэтому обучение детей младшего возраста противоречиво. С одной стороны, взрослый определяет содержание и формы образования малышей, а с другой – возникает проблема поддержки детской познавательной активности и инициативы в творчестве. В этих условиях распространение получает двухфакторная (социогенетическая) модель организации образовательного процесса.
Еще одна тенденция стала выражаться достаточно отчетливо. Сообщество взрослых начинает признавать за ребенком право на индивидуальность. Не менее значимо и то, что ребенку предоставляется возможность выбора содержания образования. Ребенок начинает выступать по отношению к взрослому как субъект, имеющий собственную позицию. Умение видеть ее и поддерживать становится важным профессиональным качеством современного педагога.
- Комментарии