Веракса Н.Е. Инициатива в ДОУ
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная
Полный текст статьи
Наше общество переходит к новой системе экономических и социальных отношений. В ее основе лежит инициативная деятельность всех субъектов, как отдельных членов социума так и различных учреждений и организаций. Подобный переход предполагает и соответствующий социально-экономический и финансово-правовой регламент деятельности дошкольных образовательных учреждений. Новые документы, которые регулируют статус и деятельность детских садов, отражают этот процесс.
Переходный характер анализируемых материалов указывает на две тенденции: с одной стороны удержать ДОУ в традиционных рамках (казенные учреждения) а с другой, – создать новый тип учреждений, способных реализовывать собственные стратегии развития.
В содержании образовательной деятельности наблюдаются аналогичные процессы. Отчетливо заметно стремление регламентировать деятельность работников ДОУ различными предписаниями, привести все многообразие существующих подходов к единым стандартам. За этими требованиями лежит известное недоверие к деятельности детских садов. Одновременно не учитывается то обстоятельство, что чем выше уровень развития общества, тем более сложный характер приобретают процессы дифференциации и интеграции его отдельных составляющих. В частности, усложняется и дифференцируется спектр образовательных услуг, которые могут оказывать педагоги в конкретном ДОУ. Траектории развития детей дошкольного возраста значительно варьируются, что предполагает образовательную работу по индивидуальным программам. Возрастает необходимость более высокой профессиональной компетентности педагогов, становится более выраженным поиск инновационных форм деятельности.
Не случайно для современных дошкольных образовательных учреждений характерен активный поиск новых форм работы. В этом номере мы приводим результаты попыток педагогов найти новое содержание образовательной деятельности. Детям предлагаются такие виды творческой деятельности, которые развивают у них воображение, умение по-новому взглянуть на знакомую ситуацию, найти нестандартное решение.
Вполне оправданно в дошкольных образовательных учреждениях развивается проектная деятельность детей. Если проанализировать активность дошкольников с позиции возможности реализации детской инициативы, то окажется, что эта инициатива весьма ограничена. Прежде всего, она реализуется в игровой деятельности. Но, как известно, игра не имеет очевидного продукта. В игре важно играть, а не выигрывать. Поэтому встает задача поиска форм активности, носящих продуктивный характер. Здесь можно обратиться к изобразительной и конструктивной деятельности. Однако, в большинстве своем, эти формы активности инициируются педагогом, а если и реализуются ребенком, то их результат не выступает как важное достижение дошкольника, связанное с его личностным ростом. Личностный рост предполагает, что ребенок выступает в качестве субъекта социальных отношений.
Личностная значимость выражается не в том, что ребенок помог что-либо сделать взрослому. Он становится значимым тогда, когда он сделал то, что придумал сам, и именно это оказалось важным для других. В этом случае он становится и инициатором, и исполнителем, и полноправным участником, субъектом социальных отношений. Дошкольные образовательные учреждения охотно включают проектную деятельность как форму институциализации детской субъектности в работу.
Таким образом, как показывают материалы данного номера, одна из проблем, с которой сталкивается система дошкольного образования, – это проблема инициативы всех субъектов образовательного процесса и ее реализации. Она выступает как на уровне деятельности учреждения в целом, отдельных педагогов, так и на уровне ребенка. Кроме того, активную позицию, как показано в современных социологических исследованиях, начинают занимать родители дошкольников. Во всех этих процессах представлены две тенденции, связанные с одной стороны с ограничением этой инициативы, а с другой – с ее поддержкой. Их наличие позволяет говорить о переходном характере состояния современной системы дошкольного образования.
- Комментарии