Веракса Н.Е. Ориентиры дошкольного образования
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная
Полный текст статьи
В дошкольном образовании отчетливо выделяются две тенденции. Они характеризуют построение образовательных программ и организацию жизни дошкольников.
Одна тенденция, детоцентристская, определяется пониманием специфики дошкольного возраста как самоценного периода. В отечественной психологии и педагогике этот этап детского развития связан с освоением игровой деятельности и таких продуктивных форм активности, как конструирование, музыкальная и изобразительная деятельности, и т.п. В зарубежном дошкольном образовании в контексте этой тенденции уделяется большое внимание индивидуальным формам активности и инициативы ребенка.
Отчетливо представлена и вторая тенденция – взрослоцентристская. Она заключается в обучении детей грамоте, чтению и математике. В этом случае определяющей становится роль взрослого. Ребенок оказывается ведомым.
Обе тенденции отражены в документах, которые регламентируют деятельность дошкольных образовательных учреждений РФ. С одной стороны отмечается необходимость обеспечения условий для развития игровой деятельности дошкольников, а с другой – готовности к обучению в школе. Стремление учесть обе тенденции характерно для различных программ обучения и воспитания дошкольников, которые не ограничиваются только игровой деятельностью, но включают также и занятия по ознакомлению с элементарными математическими представлениями, развитием речевой деятельности и т.д.
Взрослоцентристская и детскоцентристская тенденции ставят особую задачу оценки продуктивности проживания дошкольного возраста ребенком. Видимо, с позиции этих тенденций необходимо учитывать развитие игровой деятельности дошкольника как пространства, в котором реализуется инициатива ребенка. Но вместе с тем этой оценки недостаточно. Выдвигаются другие критерии, например, в виде различных компетенций или интегральных качеств. В связи с этим хотелось бы специально остановиться на развитии общих способностей. В отечественной психологии и педагогике дошкольника накоплен большой материал, раскрывающий подходы, позволяющие активно влиять на их становление. Хотя способности и развиваются в игровой деятельности, но становление самой игровой деятельности нуждается в поддержке взрослых. Говоря о развитии общих способностей, важно исходить из того понимания, которое уже доказало эффективность. Здесь имеется в виду прежде всего система сенсорного воспитания, которую разрабатывали А.В.Запорожец, Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко, Т.С.Комарова и др.
Первый тип задач касается особенностей самой ситуации и предполагает анализ ее свойств. Для этого у дошкольника должны быть развиты познавательные способности, поскольку они обеспечивают возможность понимания не только знакомых ситуаций, но и новых.
Второй тип задач связан не столько с познанием ситуации, сколько с передачей своего отношения к ней. Ребенок должен уметь понять другого человека и быть понятым другими. Для этого у него должны быть развиты коммуникативные способности.
Третий тип задач связан с выбором стратегии собственного поведения и ее последующей реализацией. Решение этих задач опирается на развитие регуляторных способностей.
Эти задачи решаются детьми в игровой деятельности. Но они также характерны и для других ситуаций повседневной жизни детей.
В дошкольном возрасте закладываются не только навыки, специфические для этого периода, но и такие качества, которые имеют непреходящее значение для всей последующей жизни детей. С признанием дошкольного образования ступенью общего образования возникнет проблема построения ориентиров для последующих возрастов. Представляется продуктивным выделить в качестве таких ориентиров развитие общих способностей детей: познавательных, регуляторных и коммуникативных. Их развитие опосредствует обе тенденции, существующие в дошкольном образовании.
- Комментарии