Журнал «Современное дошкольное образование»
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
ВКЛЮЧЕН В ПЕРЕЧЕНЬ ВАК ПРИ МИНОБРНАУКИ РФ
RU EN
ISSN 2782-4519 (Print) 16+
ISSN 2949-5962 (Online)
Войти
Поиск
О журнале
  • О журнале
  • История журнала
  • Индексирование
  • Открытый доступ
  • Редакционная этика и политика
  • Рецензирование
  • Подписка
  • Партнеры
Новости
Редакция
  • Главный редактор
  • Редакционный Совет
  • Редакция
  • Контакты
Авторам
  • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
  • Подача рукописи
  • Договор-оферта
  • Подать статью
Номера журнала
  • Все номера
  • Все статьи
  • Статьи по авторам
  • Рубрики
  • Подкасты
Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Меню  
    • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Редакция
      • Контакты
    • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Поиск
    Кабинет
    ISSN 2782-4519 (Print) 16+
    ISSN 2949-5962 (Online)
    Вход
    Регистрация
    • О журнале
      • Назад
      • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Назад
      • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Редакция
      • Контакты
    • Авторам
      • Назад
      • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Назад
      • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    • Мой кабинет
    Москва, Проспект Маршала Жукова, д.78, корп.2
    journal@msbook.ru
    ГЛАВНАЯ НОМЕРА ЖУРНАЛА МОИ СТАТЬИ КАБИНЕТ
    • Главная
    • Номера журнала
    • Все статьи журнала
    • Все статьи
    • Веракса Н.Е. Ориентиры дошкольного образования

    Веракса Н.Е. Ориентиры дошкольного образования

    Веракса Н.Е. Ориентиры дошкольного образования
    Для цитирования статьи:
    Веракса Н.Е. Ориентиры дошкольного образования // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2012. №6. – С.2

    Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная

    СДО - 2012. - №6
    Веракса Николай Евгеньевич
    доктор психологических наук, профессор МГУ, ректор Международной педагогической академии дошкольного образования, главный научный сотрудник Московского городского педагогического университета, главный редактор журнала «Современное дошкольное образование» (Москва, Россия)

    Полный текст статьи

    В дошкольном образовании отчетливо выделяются две тенденции. Они характеризуют построение образовательных программ и организацию жизни дошкольников.

    Одна тенденция, детоцентристская, опре­де­ляется пониманием специфики дошкольного возраста как самоценного периода. В отечественной психологии и педагогике этот этап детского развития связан с освоением игровой деятельности и таких продуктивных форм активности, как конструирование, музыкальная и изобразительная деятельности, и т.п. В зарубежном дошкольном образовании в контексте этой тенденции уделяется большое внимание индивидуальным формам активности и инициативы ребенка.

    Отчетливо представлена и вторая тенденция – взрослоцентристская. Она заключается в обучении детей грамоте, чтению и математике. В этом случае определяющей становится роль взрослого. Ребенок оказывается ведомым.

    Обе тенденции отражены в документах, которые регламентируют деятельность дошкольных образовательных учреждений РФ. С одной стороны отмечается необходимость обеспечения условий для развития игровой деятельности дошкольников, а с другой – готовности к обучению в школе. Стремление учесть обе тенденции характерно для различных программ обучения и воспитания дошкольников, которые не ограничиваются только игровой деятельностью, но включают также и занятия по ознакомлению с элементарными математическими представлениями, развитием речевой деятельности и т.д.

    Взрослоцентристская и детскоцентристская тенденции ставят особую задачу оценки продуктивности проживания дошкольного возраста ребенком. Видимо, с позиции этих тенденций необходимо учитывать развитие игровой деятельности дошкольника как пространства, в котором реализуется инициатива ребенка. Но вместе с тем этой оценки недостаточно. Выдвигаются другие критерии, например, в виде различных компетенций или интегральных качеств. В связи с этим хотелось бы специально остановиться на развитии общих способностей. В отечественной психологии и педагогике дошкольника накоплен большой материал, раскрывающий подходы, позволяющие активно влиять на их становление. Хотя способности и развиваются в игровой деятельности, но становление самой игровой деятельности нуждается в поддержке взрослых. Говоря о развитии общих способностей, важно исходить из того понимания, которое уже доказало эффективность. Здесь имеется в виду прежде всего система сенсорного воспитания, которую разрабатывали А.В.Запорожец, Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко, Т.С.Комарова и др.

    Первый тип задач касается особенностей самой ситуации и предполагает анализ ее свойств. Для этого у дошкольника должны быть развиты познавательные способности, поскольку они обеспечивают возможность понимания не только знакомых ситуаций, но и новых.

    Второй тип задач связан не столько с познанием ситуации, сколько с передачей своего отношения к ней. Ребенок должен уметь понять другого человека и быть понятым другими. Для этого у него должны быть развиты коммуникативные способности.

    Третий тип задач связан с выбором стратегии собственного поведения и ее последующей реализацией. Решение этих задач опирается на развитие регуляторных способностей.

    Эти задачи решаются детьми в игровой деятельности. Но они также характерны и для других ситуаций повседневной жизни детей.

    В дошкольном возрасте закладываются не только навыки, специфические для этого периода, но и такие качества, которые имеют непреходящее значение для всей последующей жизни детей. С признанием дошкольного образования ступенью общего образования возникнет проблема построения ориентиров для последующих возрастов. Представляется продуктивным выделить в качестве таких ориентиров развитие общих способностей детей: познавательных, регуляторных и коммуникативных. Их развитие опосредствует обе тенденции, существующие в дошкольном образовании.

    Выберите один из подарков
    Выберите один из товаров, чтобы получить подарок
    • Комментарии
    Загрузка комментариев...
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    © 2007 - 2024. Активная ссылка на sdo-journal.ru обязательна.
    Политика конфиденциальности

    О ЖУРНАЛЕ
    О ЖУРНАЛЕ
    О журнале
    Редакция
    Новости
    Контакты
    СТАТЬИ
    СТАТЬИ
    Все статьи
    Номера
    Статьи по авторам
    Статьи по рубрикам
    АВТОРАМ
    АВТОРАМ
    Информация для авторов
    Подать статью