Журнал «Современное дошкольное образование»
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
ВКЛЮЧЕН В ПЕРЕЧЕНЬ ВАК ПРИ МИНОБРНАУКИ РФ
RU EN
ISSN 2782-4519 (Print) 16+
ISSN 2949-5962 (Online)
Войти
Поиск
О журнале
  • О журнале
  • История журнала
  • Индексирование
  • Открытый доступ
  • Редакционная этика и политика
  • Рецензирование
  • Подписка
  • Партнеры
Новости
Редакция
  • Главный редактор
  • Редакционный Совет
  • Контакты
Авторам
  • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
  • Подача рукописи
  • Договор-оферта
  • Подать статью
Номера журнала
  • Все номера
  • Все статьи
  • Статьи по авторам
  • Рубрики
  • Подкасты
Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Меню  
    • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Контакты
    • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Поиск
    Кабинет
    ISSN 2782-4519 (Print) 16+
    ISSN 2949-5962 (Online)
    Вход
    Регистрация
    • О журнале
      • Назад
      • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Назад
      • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Контакты
    • Авторам
      • Назад
      • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Назад
      • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    • Мой кабинет
    Москва, Проспект Маршала Жукова, д.78, корп.2
    journal@msbook.ru
    ГЛАВНАЯ НОМЕРА ЖУРНАЛА МОИ СТАТЬИ КАБИНЕТ
    • Главная
    • Номера журнала
    • Все статьи журнала
    • Все статьи
    • Веракса Н.Е. Развитие: стабильность и динамика

    Веракса Н.Е. Развитие: стабильность и динамика

    Веракса Н.Е. Развитие: стабильность и динамика
    Для цитирования статьи:
    Веракса Н.Е. Развитие: стабильность и динамика // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2012. – №2 -

    Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная

    СДО - 2012. - №2
    Веракса Николай Евгеньевич
    доктор психологических наук, профессор МГУ, ректор Международной педагогической академии дошкольного образования, главный научный сотрудник Московского городского педагогического университета, главный редактор журнала «Современное дошкольное образование» (Москва, Россия)

    Полный текст статьи

    Л.С. Выготский сформулировал положение о социальной ситуации развитии как об особом социальном пространстве, обеспечивающем развитие детской личности. В мировой практике был накоплен обширный материал, показывающий непреходящее значение социальных аспектов в становлении дошкольников.

    Социальная ситуация развития характеризуется системой социальных условий, которые взрослый организует при взаимодействии с ребенком. При этом сам характер взаимодействия оказывается относительно стабильным на протяжении конкретного возрастного этапа: взрослый стремится сохранить те условия, в которых происходит развитие ребенка. Поскольку сам ребенок изменяется, приобретая новые свойства и качества, то меняется его отношение к социальной ситуации развития – от принятия к отрицанию.

    Л. С. Выготский утверждал, что поведение в социальной ситуации развития зависит не только от взрослого, но и от особенностей ее видения ребенком. Если в раннем возрасте доминирует восприятие, а значит, и вся система понимания социального взаимодействия обусловлена этим процессом; то в дошкольном возрасте на первый план выступает память, что кардинально меняет отношение ребенка к миру. Дошкольник вырывается из власти восприятия, а его сознание оказывается способным удерживать полученные ранее впечатления и управлять на их основе поведением.

    Благодаря исследованиям А. Н. Леонтьева социальная ситуация развития ребенка-дошкольника стала связываться с игровой деятельностью. Главная роль в освоении социальных отношений в дошкольном возрасте отводится сюжетно-ролевой игре – особой форме познания социальной действительности. Ребенок, осваивая различные социальные роли, оказывается врачом, военным и т. д. и присваивает те социальные мотивы, которые характеризуют поведение взрослых. При этом дошкольник сохраняет собственную инициативу и приобретает опыт реального социального партнерского отношения с участниками игровой деятельности.

    Взаимодействие ребенка и взрослого характеризуется тем, что дошкольник является объектом воспитательных воздействий. Ярким подтверждением этого обстоятельства выступает система поощрений и наказаний, применяемых взрослым. При этом в качестве поощрения выступают как прямые формы подкрепления (когда за желаемое поведение взрослые награждает чем-то ребенка), так и косвенные (например, когда поведение дошкольника выстраивается в логике избегания наказания). Понятно, что стратегия наказания является чрезвычайно простой и универсальной для разных ситуаций. Однако наказание (которое угрожает непосредственно самому ребенку или затрагивает его интересы) не предотвращает нежелательную форму поведения – как только источник наказания исчезает, асоциальные формы могут появиться вновь.

    Говоря о поощрении и наказании как о системе санкций, нужно учитывать, что они представляют формы внешней мотивации ребенка, и в случае их механического применения, могут приводить к обратному эффекту. Взрослый должен внимательно относиться к тому поведению, которое он поддерживает. Важно представлять, что ребенок находится в двух культурах: культуре семьи и культуре детского сада. Специфика культуры семьи состоит в том, что ребенок для нее представляет безусловную ценность. Эта ценность не просто заявляется семьей, ребенок постоянно чувствует к себе особое отношение. Когда дошкольник приходит в детский сад, он попадает в новую культуру, где не является единственным и уникальным, а лишь «одним из». Опыт пребывания в двух культурах может приводить к конфликтным переживаниям.

    В предлагаемом читателю номере отражены тенденции, характеризующие особенности социальной ситуации развития так, как они складываются в современных условиях. Исследователи отмечают существенные изменения, связанные с процессами глобализации, информатизации и универсализации, происходящими в нашем мире, что влияет на социальную ситуацию развития детей, а значит – и на саморазвитие.

    Выберите один из подарков
    Выберите один из товаров, чтобы получить подарок
    • Комментарии
    Загрузка комментариев...
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    © 2007 - 2024. Активная ссылка на sdo-journal.ru обязательна.
    Политика конфиденциальности

    О ЖУРНАЛЕ
    О ЖУРНАЛЕ
    О журнале
    Редакция
    Новости
    Контакты
    СТАТЬИ
    СТАТЬИ
    Все статьи
    Номера
    Статьи по авторам
    Статьи по рубрикам
    АВТОРАМ
    АВТОРАМ
    Информация для авторов
    Подать статью