Веракса Н.Е. Развитие: стабильность и динамика
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная
Полный текст статьи
Л.С. Выготский сформулировал положение о социальной ситуации развитии как об особом социальном пространстве, обеспечивающем развитие детской личности. В мировой практике был накоплен обширный материал, показывающий непреходящее значение социальных аспектов в становлении дошкольников.
Социальная ситуация развития характеризуется системой социальных условий, которые взрослый организует при взаимодействии с ребенком. При этом сам характер взаимодействия оказывается относительно стабильным на протяжении конкретного возрастного этапа: взрослый стремится сохранить те условия, в которых происходит развитие ребенка. Поскольку сам ребенок изменяется, приобретая новые свойства и качества, то меняется его отношение к социальной ситуации развития – от принятия к отрицанию.
Л. С. Выготский утверждал, что поведение в социальной ситуации развития зависит не только от взрослого, но и от особенностей ее видения ребенком. Если в раннем возрасте доминирует восприятие, а значит, и вся система понимания социального взаимодействия обусловлена этим процессом; то в дошкольном возрасте на первый план выступает память, что кардинально меняет отношение ребенка к миру. Дошкольник вырывается из власти восприятия, а его сознание оказывается способным удерживать полученные ранее впечатления и управлять на их основе поведением.
Благодаря исследованиям А. Н. Леонтьева социальная ситуация развития ребенка-дошкольника стала связываться с игровой деятельностью. Главная роль в освоении социальных отношений в дошкольном возрасте отводится сюжетно-ролевой игре – особой форме познания социальной действительности. Ребенок, осваивая различные социальные роли, оказывается врачом, военным и т. д. и присваивает те социальные мотивы, которые характеризуют поведение взрослых. При этом дошкольник сохраняет собственную инициативу и приобретает опыт реального социального партнерского отношения с участниками игровой деятельности.
Взаимодействие ребенка и взрослого характеризуется тем, что дошкольник является объектом воспитательных воздействий. Ярким подтверждением этого обстоятельства выступает система поощрений и наказаний, применяемых взрослым. При этом в качестве поощрения выступают как прямые формы подкрепления (когда за желаемое поведение взрослые награждает чем-то ребенка), так и косвенные (например, когда поведение дошкольника выстраивается в логике избегания наказания). Понятно, что стратегия наказания является чрезвычайно простой и универсальной для разных ситуаций. Однако наказание (которое угрожает непосредственно самому ребенку или затрагивает его интересы) не предотвращает нежелательную форму поведения – как только источник наказания исчезает, асоциальные формы могут появиться вновь.
Говоря о поощрении и наказании как о системе санкций, нужно учитывать, что они представляют формы внешней мотивации ребенка, и в случае их механического применения, могут приводить к обратному эффекту. Взрослый должен внимательно относиться к тому поведению, которое он поддерживает. Важно представлять, что ребенок находится в двух культурах: культуре семьи и культуре детского сада. Специфика культуры семьи состоит в том, что ребенок для нее представляет безусловную ценность. Эта ценность не просто заявляется семьей, ребенок постоянно чувствует к себе особое отношение. Когда дошкольник приходит в детский сад, он попадает в новую культуру, где не является единственным и уникальным, а лишь «одним из». Опыт пребывания в двух культурах может приводить к конфликтным переживаниям.
В предлагаемом читателю номере отражены тенденции, характеризующие особенности социальной ситуации развития так, как они складываются в современных условиях. Исследователи отмечают существенные изменения, связанные с процессами глобализации, информатизации и универсализации, происходящими в нашем мире, что влияет на социальную ситуацию развития детей, а значит – и на саморазвитие.
- Комментарии