Журнал «Современное дошкольное образование»
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
ВКЛЮЧЕН В ПЕРЕЧЕНЬ ВАК ПРИ МИНОБРНАУКИ РФ
RU EN
ISSN 2782-4519 (Print) 16+
ISSN 2949-5962 (Online)
Войти
Поиск
О журнале
  • О журнале
  • История журнала
  • Индексирование
  • Открытый доступ
  • Редакционная этика и политика
  • Рецензирование
  • Подписка
  • Партнеры
Новости
Редакция
  • Главный редактор
  • Редакционный Совет
  • Контакты
Авторам
  • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
  • Подача рукописи
  • Договор-оферта
  • Подать статью
Номера журнала
  • Все номера
  • Все статьи
  • Статьи по авторам
  • Рубрики
  • Подкасты
Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Меню  
    • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Контакты
    • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Поиск
    Кабинет
    ISSN 2782-4519 (Print) 16+
    ISSN 2949-5962 (Online)
    Вход
    Регистрация
    • О журнале
      • Назад
      • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Назад
      • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Контакты
    • Авторам
      • Назад
      • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Назад
      • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    • Мой кабинет
    Москва, Проспект Маршала Жукова, д.78, корп.2
    journal@msbook.ru
    ГЛАВНАЯ НОМЕРА ЖУРНАЛА МОИ СТАТЬИ КАБИНЕТ
    • Главная
    • Номера журнала
    • Все статьи журнала
    • Все статьи
    • Веракса Н.Е. Роль родителей в развитии ребенка

    Веракса Н.Е. Роль родителей в развитии ребенка

    Веракса Н.Е. Роль родителей в развитии ребенка
    Для цитирования статьи:
    Веракса Н.Е. Роль родителей в развитии ребенка // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2012. – №3 -

    Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная

    СДО - 2012. - №3
    Веракса Николай Евгеньевич
    доктор психологических наук, профессор МГУ, ректор Международной педагогической академии дошкольного образования, главный научный сотрудник Московского городского педагогического университета, главный редактор журнала «Современное дошкольное образование» (Москва, Россия)

    Полный текст статьи

    В отечественной психологии Л.С. Выготским было сформулировано положение о социальной ситуации развития как об особом социальном пространстве, обеспечивающем развитие детской личности. Социальная ситуация развития характеризует собой систему отношений между ребенком и взрослыми. Ближайшими взрослыми для малыша оказываются мать и отец. То, как выстраиваются эти отношения, во многом определяет всю дальнейшую жизнь ребенка.

    Так, по мнению Э. Эриксона, к раннему возрасту у ребенка развивается либо чувство базового доверия, либо недоверия к миру. При благополучном развитии доверие к миру позволяет дошкольнику проявлять активность в различных ситуациях. В противном случае ребенок становится пассивным. Помимо базового отношения, связанного с доверием и активностью ребенка, развивается и другое фундаментальное отношение, основанное на автономии, независимости от социального окружения. Однако если родители слишком сильно сдерживают детскую активность, социальная ситуация меняется кардинальным образом и у ребенка появляется чувство стыда, которое окрашивает все его отношения с миром. «Тот, кому стыдно, хотел бы заставить мир не смотреть на него, не замечать его наготы. Ему хотелось бы уничтожить «глаза мира». Вместо этого он вынужден желать собственной невидимости».

    Многие психологи придают культуре семьи решающее значение. Реальное взаимодействие ребенка и родителей характеризуется тем, что дошкольник является объектом воспитательных воздействий. Система поощрений и наказаний поддерживается всеми членами семьи, но традиционным судьей в спорных ситуациях выступает отец. Однако семейная культура, хотя и определяет особенности приемлемого поведения человека, допускает широкие вариации. В ней можно выделить некоторые особенности, отличающие одну семью от другой. К ним, например, можно отнести стили семейного воспитания, которые характеризуют взаимодействие ребенка и его родителей: демократический, авторитарный, попустительский и т.д.

    Культура семьи включает в себя не только набор средств, отвечающий потребностям ребенка, но и систему ценностей. Не случайно наиболее комфортно человек себя чувствует в той культуре, в которой он воспитывался, то есть в культуре семьи. Специфика этой культуры состоит в том, что ребенок для родителей представляет безусловную ценность. Эта ценность не просто заявляется: дошкольник постоянно чувствует к себе особое положительное эмоциональное отношение. Это отношение устанавливается, прежде всего, между ребенком и его матерью. На его важность обратили внимание психоаналитики. Дж. Боулби разработал теорию привязанности, в которой показал значимость привязанности для детского развития. Подход Дж. Боулби соответствовал традиционному взгляду на семью, согласно которому между отцом и матерью должно существовать устойчивое распределение ролей. Мать занимается уходом за ребенком и бытом, а отец обеспечивает экономическое благополучие. Однако современная ситуация в развитых странах привела к тому, что женщины стали активно вовлекаться в социально-экономические процессы. «Экология» традиционного детства оказалась нарушенной. Возросла роль детских садов и системы дошкольного образования в целом.

    В детском саду дошкольник проводит целый день без родителей. Нарушается логика привязанности. Поэтому существуют две точки зрения на пребывание ребенка в детском саду. Согласно первой это не желательно, а согласно второй – сама теория привязанности не вполне учитывает сложившиеся культурные традиции, в соответствие с которыми посещение детского сада не влияет отрицательно на детское развитие. Многие родители понимают, что посещение ребенком дошкольного образовательного учреждения означает пребывание в другой культуре, в которой образовательный процесс строится не столько вокруг их ребенка, сколько вокруг группы детей. Это охлаждает отношение родителей к дошкольному учреждению. Возникает необходимость разъяснения родителям роли общения со сверстниками, совмест­ной игровой деятельности как неоценимого опыта проживания дошкольного детства.

    Выберите один из подарков
    Выберите один из товаров, чтобы получить подарок
    • Комментарии
    Загрузка комментариев...
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    © 2007 - 2024. Активная ссылка на sdo-journal.ru обязательна.
    Политика конфиденциальности

    О ЖУРНАЛЕ
    О ЖУРНАЛЕ
    О журнале
    Редакция
    Новости
    Контакты
    СТАТЬИ
    СТАТЬИ
    Все статьи
    Номера
    Статьи по авторам
    Статьи по рубрикам
    АВТОРАМ
    АВТОРАМ
    Информация для авторов
    Подать статью