Журнал «Современное дошкольное образование»
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
ВКЛЮЧЕН В ПЕРЕЧЕНЬ ВАК ПРИ МИНОБРНАУКИ РФ
RU EN
ISSN 2782-4519 (Print) 16+
ISSN 2949-5962 (Online)
Войти
Поиск
О журнале
  • О журнале
  • История журнала
  • Индексирование
  • Открытый доступ
  • Редакционная этика и политика
  • Рецензирование
  • Подписка
  • Партнеры
Новости
Редакция
  • Главный редактор
  • Редакционный Совет
  • Редакция
  • Контакты
Авторам
  • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
  • Подача рукописи
  • Договор-оферта
  • Подать статью
Номера журнала
  • Все номера
  • Все статьи
  • Статьи по авторам
  • Рубрики
  • Подкасты
Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Меню  
    • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Редакция
      • Контакты
    • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Поиск
    Кабинет
    ISSN 2782-4519 (Print) 16+
    ISSN 2949-5962 (Online)
    Вход
    Регистрация
    • О журнале
      • Назад
      • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Назад
      • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Редакция
      • Контакты
    • Авторам
      • Назад
      • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Назад
      • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    • Мой кабинет
    Москва, Проспект Маршала Жукова, д.78, корп.2
    journal@msbook.ru
    ГЛАВНАЯ НОМЕРА ЖУРНАЛА МОИ СТАТЬИ КАБИНЕТ
    • Главная
    • Номера журнала
    • Все статьи журнала
    • Все статьи
    • Веракса Н.Е. Семья – пространство развития ребенка

    Веракса Н.Е. Семья – пространство развития ребенка

    Веракса Н.Е. Семья – пространство развития ребенка
    Для цитирования статьи:
    Веракса Н.Е. Семья – пространство развития ребенка // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2011. №2. - С.2.

    Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная

    СДО - 2011. - №2
    Веракса Николай Евгеньевич
    доктор психологических наук, профессор МГУ, ректор Международной педагогической академии дошкольного образования, главный научный сотрудник Московского городского педагогического университета, главный редактор журнала «Современное дошкольное образование» (Москва, Россия)

    Полный текст статьи

    Семья – это важная структурная единица общества. Но являясь элементом общества, она испытывает на себе влияние всей системы общественных отношений. Это выражается в целом ряде феноменов, характерных для современной семьи. Например, усложнение экономических отношений приводит к сокращению количества детей в семье и увеличению возраста родителей, время рождения первого ребенка отодвигается за 30 лет. Активное включение женщин в экономические отношения приводит к тому, что воспитательные функции семьи начинают перекладываться на дошкольные учреждения и институт гувернерства. Сокращается время, отводимое родителями на общение с детьми.

    Отличие семейного воспитания от общественного заключается в том, что ребенок для близких является единственным и неповторимым. Он не только получает эмоциональную поддержку, но и до определенного возраста остается центром системы семейных отношений, выступает не просто как значимый, но и как любимый субъект социального взаимодействия внутри семьи. Хотелось, чтобы это отношение к ребенку распространилось на все социальные институты. Ощущение собственной значимости позволяет ребенку впоследствии уверенно чувствовать себя в окружающем мире. Когда ребенок попадает в дошкольное учреждение, его позиция меняется, он становится равным другим детям, и отношение к нему со стороны воспитателей ориентировано на необходимость выполнять социальные нормы. Это не означает, что семейное воспитание исключает систему дошкольного образования. Скорее наоборот, система дошкольного образования становится эффективной только в том случае, если семья, в которой воспитывается ребенок, благополучна. Поэтому одна из задач, стоящая перед дошкольным образованием – это поиск линий сотрудничества между дошкольным образованием и семейным воспитанием.

    Семья – это первый источник форм социального взаимодействия, которые осваивает ребенок. Важно, чтобы схемы семейного поведения, демонстрируемые родителями, были адекватны и представляли собой образцы культурного, продуктивного отношения между людьми. Семья выступает как носитель системы ценностей, с которой ребенок выходит в мир.

    Опыт, который приобретает ребенок в семье, бесценен, если система семейных взаимоотношений поддерживает ребенка. При характеристике семьи исследователи выделяют различные типы взаимоотношений, окрашивающих все поведение ребенка. Наиболее очевидно это проявляется в языке, на котором дети обращаются к другим.

    Одна из проблем, с которой сталкивается семья, связана с появлением неконтролируемых информационных потоков. Сюда можно отнести влияние кино и телевидения, облегчение доступа в Интернет и снижение возрастного порога детей, умеющих пользоваться компьютером. В современном обществе существует целая индустрия, направленная на детей дошкольного возраста как на потребителей товаров и услуг. Уже в дошкольном возрасте ребенка начинают рассматривать как будущего потребителя и формируют его пристрастия, создавая детские аналоги товаров для взрослых. В этом случае родители перестают быть посредниками между ребенком и окружающим миром, и детям транслируют различные, часто несоответст­вующие друг другу системы ценностей.

    Безусловное признание ценности семейного воспитания становится основанием для развития системы усыновления детей. Однако не всякое усыновление является эффективным. Известны случаи, когда ребенок усыновляется ради решения различных семейных проблем. Приемные родители ожидают от ребенка проявления несвойственных ему качеств, что в конечном итоге приводит к отказу от ребенка. Ребенку наносится тяжелая психологическая травма. Одно из решений этой проблемы связано с созданием обучающих программ для родителей, в которых прорабатываются различные аспекты воспитания приемных детей.

    Проблемы семейного воспитания и развития семьи очень значимы и многоаспектны, и современное дошкольное образование не может не учитывать роль семьи в процессе детского развития. Рассмотрению этих вопросов мы посвятили этот номер журнала.

    Выберите один из подарков
    Выберите один из товаров, чтобы получить подарок
    • Комментарии
    Загрузка комментариев...
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    © 2007 - 2024. Активная ссылка на sdo-journal.ru обязательна.
    Политика конфиденциальности

    О ЖУРНАЛЕ
    О ЖУРНАЛЕ
    О журнале
    Редакция
    Новости
    Контакты
    СТАТЬИ
    СТАТЬИ
    Все статьи
    Номера
    Статьи по авторам
    Статьи по рубрикам
    АВТОРАМ
    АВТОРАМ
    Информация для авторов
    Подать статью